Суд постановил: «Следует разрешить молитву евреев на Храмовой Горе». А израильская полиция произвела многие необоснованные аресты евреев, все под предлогом, что евреи молились, или совершали поклоны… на самом святом месте для еврейского народа. И всё это происходило в дни, когда евреи просят в своих молитвах: «И взойдем (в Иерусалим) … и поклонимся Тебе в наших трёх паломничествах…»
«Следует позволить евреям молитву на Храмовой горе как нечто само собой разумеющееся». Такое прецедентное и чёткое постановление вынесла судья Малка Авив, выразив ясное отношение к политике полиции, препятствующей молитве евреев на Храмовой Горе.
Прецедентное замечание, призывающее позволить и упорядочить еврейские молитвы в Храмовой Горе, записано в решении суда во время обсуждения дела Хагая Вайса, задержанного там в полупраздничные дни праздника Суккот за то, что он молился и совершил поклоны. Пресс-секретарь Штаба организаций за восстановление Храма Йегуда Глик говорит, что речь идёт о постепенном и благословенном росте положительных тенденций суда к молитве евреев на Храмовой Горе. Суд впервые выказал столь ясно отношение к полиции, обязав её изменить свою политику сопротивления и препятствия молитвам евреев на Храмовой Горе.
Против капитулянтских и юдофобских действий иерусалимской полиции, желающей всеми силами воспрепятствовать посещению евреями Храмовой Горы, суд выразил неприятие такой политики полиции. Препятствуя еврейским молитвам на Храмовой Горе, полиция аргументирует это нуждами безопасности, исходя из урезанного понимания решения БАГАЦа, которое обязывает позволить молитву евреев на Храмовой Горе. Судья Малка Авив однозначно постановила: «Лично я полагаю, что следует позволить еврейскую молитву на Храмовой горе как нечто само собой разумеющееся в специально отведённом для этого месте, при этом обеспечив организацию силами безопасности требуемой и подобающей защиты. По моему мнению, аргумент что мусульманам это не понравится, не может служить препятствием для осуществления евреями своих религиозных заповедей и их молитвы на Храмовой Горе. Силовые ведомства должны изыскать достойный путь для решения вопросов безопасности».
В полупраздничные дни праздника Суккот израильская полиция побила свои же рекорды в своей борьбе против посещения евреями Храмовой горы и их молитвы в этом самом святом для еврейского народа месте. Свидетельствами тому были многочисленные аресты во все полупраздничные дни Суккота. Все арестованные в конце концов были освобождены судом, где затруднялись понять причину арестов.
Ежедневно к воротам Храмовой Горы являлись сотни евреев с целью посещения места, где стоял Храм. Большей части не удалось посетить Гору или вообще, или только пройти небольшую часть. Ворота периодически закрывались, а даже когда были открыты, разрешали посетить только небольшой участок – и это из-за арабских бесчинств. Израильская полиция постыдно капитулировала перед мусульманским насилием. После утренних бесчинств мусульман на Храмовой Горе, полиция объявила евреям, что вопреки её желанию оставить Гору как всегда открытой для посещений, она не может позволить евреям её посещение обычным порядком, а только небольшой участок.
После около получасового ожидания под жарким солнцем полиция сделала новое объявление: по случаю бурного недовольства мусульман, вызванного большим количеством евреев, будет позволен заход исключительно маленькими группами – не более 10 евреев в каждой группе.
После дополнительного 20-минутного ожидания, во время которого полиция пропускала туристов, как обычно и мусульмане проходили свободно, - полиция объявила, что проход евреев на Гору вообще прекращается. Мусульмане – внутри, как и туристы (нееврейские!), а евреям – нет.
При входе на Гору стояли две очереди. Арабы и туристы проходили свободно, безо всяких помех, а евреи вынуждены собираться в группы, ожидать сопровождения полицейских и представителей ВАКФа, которые следили за движениями их губ, чтобы выявить среди них молящихся. Полицейские требовали от евреев разбиться на маленькие группки и идти в одном темпе и единым строем. Они поторапливали их, дабы «дать им возможность сопровождать других евреев», коим будет дозволено войти.
И более того – каждый раз, когда Храмовая Гора уже была открыта для евреев, полиция на месте осуществляла многочисленные необоснованные аресты, неизменно утверждая, что восходившие на Гору евреи молились, тем самым нарушая указания полиции, которая запрещает молитвы евреев. Среди восходивших было такое чувство, что полиция попросту заинтересована в арестах любой ценой, то ли чтобы показать силу, то ли для создания некоего баланса с количеством арабских погромщиков, арестованных полицией на Храмовой Горе в дни праздника. Некоторые из восходивших на Гору подозревают, что полиция даже внедрила в их среду своих тайных агентов, которые следили за ними особенно пристально, хотя это и противоречит решению БАГАЦа и даже неоднократным обещаниям начальника полицейского участка Ави Битона, что индивидуальная молитва на Храмовой Горе евреям разрешена.
«Если будешь раскачиваться, мы тебя арестуем»
Среди арестованных оказались Моше Фейглин, Хагай Вайс (сын проф. Гилеля Вайса); 87-летний д-р Менахем Бен-Яшар, один из старейших активистов движения Храма, основатель организации «Ариэль» и движения за Гору Вс-вышнего сразу же после освобождения Храмовой Горы в 1967 году; Йегуда Либман, один из глав йешивы «Од Йосеф Хай» в Ицхаре, комбат-резервист; Эльяшив Шерло, сын раввина Йоэля Шерло, главы йешивы в Петах-Тикве. Моше Пуа, сын Михаэля Пуа, одного из глав «Еврейского руководства» в Ликуде, был арестован на Храмовой Горе из-за того, что закрыл глаза. Полицейский утверждал, что это является молитвой, за что он подлежит немедленному задержанию.
Раввин Хагай Йекутиэль из Алон-Швута, арестованный в самый разгар урока, сопровождающего подъём на Гору, рассказывал: «В 8.30 утра мы встали в очередь ожидающих восхождения на Храмовую Гору. К этому времени собралась длинная очередь туристов, их запускали на Гору без задержки. Около 30 евреев ожидали, когда они смогут войти, но нам было сказано, что мы должны подождать – там, внутри уже есть 2 группы (среди этих 30 было около 10 прибывших из Хайфы, вышедших из дома в 5 утра!)
В 9.00 я подошёл к полицейскому (Офер), попросив его, чтобы он пока организовал проверку у нас удостоверения личности (как делает полиция только по отношению к евреям), чтобы провели с нами инструктаж – с тем, чтобы, когда подойдёт время, можно было сразу зайти, чтобы не потребовалось лишнего ожидания.
Полицейский согласился с этим, провёл инструктаж, законченный к 9.30. Мы уже стояли под рампой. Полицейский запросил разрешения запустить нашу группу и… получил отказ».
В этот самый момент Хагай Йекутиэль начал урок-инструктаж евреям о Храмовой Горе.. Затем полицейский повторил свой запрос и получил выговор, чтобы перестал надоедать – мол, как только будет получено разрешение, так нас и запустят. В 9.45 (!) их известили, что на сегодня запуск прекращён – таково решение! Всех просят покинуть территорию. Присутствующие оставались там до 10 утра, а потом разошлись.
Уходя, они увидели командующего полицейским округом Моше Барката и полицейского офицера, ответственного за святые места, Ави Битона, которые спускались с Горы. Раввин Йекутиэль обратился к Баркату и рассказал ему, что была тут группа, вышедшая из дома в 5 утра: «А вы так их разочаровали!»
Баркат не удосужился ответить, за него ответил Ави Битон: «Тут были евреи, которые вообще не были разочарованы, они делали, что хотели, и из-за них вы не смогли войти».
Раввин Йекутиэль снова обратился к Баркату, желая услышать его мнение. А Ави Битон опять-таки вмешался, сказав Йекутиэлю: «Зачем ты надоедаешь командующему округом со своими глупостями? Вам не положено понимать всех соображений полиции!»
Рав Йекутиэль смекнул, куда дует ветер, сказав Ави Битону: «Я понимаю, что у вас были некие соображения, я только прошу, чтобы, когда мы вернёмся сюда в 12.-30, вы позаботились о том, чтобы нас не задерживали». Ави Битон: «Отлично! Я позабочусь, чтобы ваш вход прошёл без проблем!»
В 12.30 группа из 30 человек пришла к воротам. Им было сказано: принято решение впускать группки по 10 человек за раз. Рав Йекутиэль разбил группу на 3 части, в каждой из которых было по 10 человек.
Первая группа была проверена и запущена в 12.45. Прибывшим наверх было сказано, что на сей раз нет возможности для посещения всей Горы, так что им следует повернуть налево и сразу же выйти через следующие ворота. Йекутиэль был об этом проинформирован ещё внизу, но он решил войти со 2-й группой.
Когда они оказались наверху, им снова сказали, что они должны повернуть налево. Раввин Йекутиэль сказал полицейскому: «Мы сделаем по вашей просьбе, но позвольте мне сказать пару слов тут, при входе». Раввин Йекутиэль начал свой рассказ о Храмовой Горе. Но тут к нему подскочил полицейский и сказал: «А ну, прекрати раскачиваться!»
Хагай сказал ему, что он не раскачивается, он только рассказывает о Храмовой Горе. Полицейский отвечал: «Я видел, как ты раскачивался. Если снова попробуешь раскачиваться, мы тебя арестуем!»
Раввин Йекутиэль опять смекнул, куда дует ветер, и направился к следующим воротам. Был уже час дня. Йекутиэль начал рассказ, сопровождающий экскурсию. И тогда подскочил к нему полицейский Даниэль Сарга, велев немедленно убираться оттуда со всей группой.
Йекутиэль ответил: «Ещё достаточно времени. Дайте мне всего 5 минут для рассказа, и я уйду». Сарга согласился, но выглядел очень разгневанным.
Через 3 минуты полицейский закричал: «Убирайся немедленно!» Рав Йекутиэль откликнулся: "Закончу фразу - и уйду!» Но полицейский упёрся: «Если не уберёшься сейчас же, я тебя задержу!» Хагай Йекутиэль снова сказал: "Вот закончу фразу – и уйду!» Вот на это Сарга ему ответил: «Ты задержан!»
Рав Хагай Йекутиэль не испугался: «Я адвокат. У тебя нет никаких прав задерживать меня, я же не сделал ничего». Но полицейский подошёл к нему, принялся его выталкивать наружу. Хагай сказал ему: «Я закончу фразу и уйду. Нет причин толкать меня».
Сарга достал наручники, схватил раввина Хагая Йекутиэля и силой надел на него наручники, сказав при этом: «Ты арестован за то, что отказался быть задержанным».
Он потащил его в сторону полицейского участка. Вся группа шла следом, а раввин Йекутиэль все время громко говорил: «Я не сопротивляюсь, и вы арестовали меня напрасно».
В КПЗ он встретился с Хагаем Вайсом и Моше Фейглином. В отличие от них, раввин Йекутиэль «сломался», решив, что у него есть предостаточно срочных дел, поэтому он подписал согласие на удаление от Храмовой Горы на 15 суток и был освобождён. Остальные были отпущены по домам позже, но без каких бы то ни было обязательств.
(«Мацав а-руах» 12.10.12)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ