Maof

Saturday
Feb 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Обычно полагают, что Храмовая Гора не находится в повестке дня Хаима Друкмана, старейшины раввинов религиозного сионизма, Но это впечатление обманчиво. Он уже 30 лет назад призывал создать там синагогу. Полицейский обыск (с раздеванием) парней, пытавшихся подняться на Храмовую Гору в последний День Независимости он назвал скандалом (полиция обыскивала еврейских парней из опасения, что они пронесут под одеждой израильские флаги, чтобы поднять их на Храмовой Горе). "Там должно быть еврейское присутствие", - подытоживает он.

Протокол заседания номер 190 Кнессета 10-го созыва от 7 Нисана 5747г. (21.03.1983). Депутат Кнессета раввин Хаим Друкман поднимается на трибуну в 16:16.

"Г-н председатель,
Когда арабы молятся на Храмовой Горе, они молятся лицом к Мекке; а евреи по всему миру молятся лицом к Храмовой Горе. Как больно, что именно на Храмовой Горе запрещают молиться евреям - и только евреям. Это невообразимо: подняться на Храмовую Гору, погулять там, почитать газету можно всем, а помолиться или хотя бы почитать псакны запрещают именно евреям. Не является ли это несправедливостью и дискриминацией по отношению к евреям?
И пусть не утверждают, что если евреи будут молиться на Храмовой Горе, то это как-то заденет арабов. В чем ущемление? Если еврей стоит в углу и изливает свое сердце перед Творцом Вселенной, то это обижает араба? Почему? Такое утверждение абсолютно неприемлемо. Мы еще помним, как арабы запрещали нам заходить в Меарат а-Махпела в Хевроне, мы могли подняться только до 7-й ступеньки. После освобождения Хеврона в Шестидневную войну, это место открыто и для евреев, и для арабов. Но ведь и Храмовая Гора освобождена в Шестидневную войну вместе со всем Иерусалимом. Почему же продолжается несправедливость и дискриминация? Неужели у евреев - только у евреев - нет никаких прав на Храмовую Гору? Только наша молитва мешает и задевает других? Это абсолютно нестерпимо и ни в коем случае нельзя смиряться с этим.
На Храмовой Горе есть места куда нельзя заходить. И есть места, куда можно заходить, погрузившись перед этим в микву, и, разумеется, можно читать там псалмы.
Мы должны возобновить древнюю традицию на Храмовой Горе. Проф. Бен-Цион Динур, который был министром образования и культуры, показал в своем исследовании, что после разрушения Храма долгое время на Храмовой Горе действовала синагога, пока не разрушили и ее. И в респонсах РИДБАЗа упоминается, что и после разрушения Храма евреи молились на Храмовой Горе. пришло время, чтобы государство Израиль построило синагогу на Храмовой Горе. В этой синагоге смогут молиться евреи со всего мира до тех пор, пока не удостоимся полного исполнения слов пророка: "И их приведу Я на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моем; всесожжения их и жертвы их в благоволение (будут) на жертвеннике Моем, ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов" (Йешайягу, 56:7).

- Раввин Друкман, через 30 лет Вы все еще придерживаетесь того мнения?

- Да. Что изменилось?

- Вы не призываете публично к восхождениям на Храмовую Гору.

- Я вообще не понимаю вопрос. Сам я не восхожу на Храмовую Гору, но я говорю своим ученикам, что испытывающие желание подняться при соблюдении Галахи, идти только по разрешенным местам в сопровождении опытного инструктора, знающего место и соблюдающего Галаху, - могут совершать восхождение. Пришло время построить там синагогу, разумеется на том месте, куда можно восходить после миквы. После разрушения Храма евреи продолжали молиться на Храмовой Горе, и РАМБАМ упоминает это и указывает, что и сам он поднимался на храмовую Гору молиться.

- Надо подниматься туда?

- Надо чтобы там было еврейское присутствие. Я не могу сказать, что надо, чтобы все сейчас совершали восхождение - надо учитывать проблему ритульной чистоты. Но жаль, что там нет постоянно действующей синагоги.

- Может, евреи не поднимаются туда, потому что не слышно высказываний раввинов по этому вопросу, а некоторые даже призывают не подниматься?

- Хоть я осторожен в призыве к восхождению - из-за связанных с этим галахических опасений - но люди Торы, чувствующие желание подняться на Храмовую Гору, разумеется, при соблюдении Галахи, могут восходить. Печальное положение там известно: отношение израильской полиции к евреям на Храмовой Горе и полицейские запреты - это беспримерное унижение.

- Может, такое дискриминирующее отношение к евреям следует из того, что очень мало религиозных евреев поднимаются туда?

- Это следует из того, что отдали ключи Вакфу.

- Это обратимо?

- Это обратимо в том смысле, что надо потребовать это от соответствующих инстанций. Такая дискриминация не может продолжаться. Это противоречит любому закону. Существуют государственные органы, от которых надо потребовать это.

- В День Независимости полиция раздела трех религиозных парней при обыске при входе на Гору, чтобы проверить, что они не прячут израильские флаги под одеждой.

- Это скандально. С одной стороны, говорят, что это государство закона, с другой стороны, творятся такие вещи. Это скандально.

- ХАТАМ Софер (прим.перев. - 1762-1839) в ответ на вопрос о возобновлении пасхальной жертвы сказал, что хоть турецкий султан не разрешает это, но, с точки зрения Галахи, это возможно и необходимо. Сегодня уже нет турецкого султана, пришло время потребовать это?

- Есть разница между предыдущими вопросами и этим. Этот вопрос обязательно требует серьезного рассмотрения. Я не могу "вытащить ответ из рукава". С другой стороны, кто я такой, чтобы сказать что-либо после утверждения ХАТАм Софера?

("Макор ришон" 26.03.13)


Перевел Яков Халфин
МАОФ