Хотите вы того или нет, но Храмовая Гора символизирует Израиль больше всего. К этому месту стремились евреи тысячи лет, туда направлялись молитвы. За сотни лет до того, как Мохаммед прибыл на сказочном коне к "аль-микдас" (звучит знакомо?) До сегодняшнего дня евреи всего мира во время молитвы поворачиваются к Храмовой Горе. Не к башням Азриэли, не к Кармелю, да что там вы знаете - даже не к Синема-сити. Но при всем этом обсуждение в Кнессете темы реализации еврейского суверенитета на Храмовой Горе привело к тому, что левые назвали инициатора обсуждения - депутата Моше Фейглина - лунатичным фанатиком. Иорданцы заявили, что отзовут своего посла, в арабском мире уже критикуют израильский умысел построить там Храм, но Йегуда Глик (координатор движений за Храмовую Гору) и его друзья еще не открывают на радостях бутылку вина. Возможно, из-за депутатов вроде Эйтана Кабеля (Авода), заявившего, что "иорданцы должны понять, что Фейглин представляет только горстку бешеных, цель которых - поджечь регион. К сожалению, иорданцы попали в ловушку Фейглина. Они должны знать, что большинство в Кнессете - за мир".
Выясняется, что еврейские молитвы на самом святом для нас месте - единственном месте в мире, где нам запрещают молиться - мешают мирному процессу. Вопли "смерть евреям" возле "аль-Аксы" не пугают Кабеля, но молитва "Осе шалом" возле Святая Свытых потрясает его, если она произносится на иврите. Для государства, воссозданного в ясном контексте с историческими источниками, понятно, кто тут крайние и оторванные.
Иллюзия консенсуса
И все же нет причины слишком радоваться. 45 лет назад был один бешеный по имени Эйби Натан, утверждавший, что надо вести переговоры с обер-террористом Ясером Арафатом. Арафатом, стоявшим во главе организации, созданной за 3 года до "оккупации", но при этом убивавшем евреев. Правительство Израиля провело закон против встреч с террористами, но это не мешало Натану продолжать "спать с врагом", даже ценой краткосрочного ареста в Израиле. В свое время Натан и его последователи считались лунатичными и бешеными. Через 10 лет премьер-министр Израиля уже встретился с тем же Арафатом и подписал с ним договор, который Кабель называет "мирным". Идеология того сомнамбуличного бешеного лагеря стала исходной точкой всех последующих переговоров, обещавших мир и каждый раз приводивших к волне крови.
На шкале между иллюзиями Натана и Фейглина мы на стороне тех, кто заботится о еврейском суверенитете, а не тех, кто передает оружие нашим врагам. При небольшом усилии иллюзии "фанатика", борющегося за наше право молиться на Храмовой Горе, станут само собой разумеющимся. Кто знает, может, еще при нашей жизни мы увидим Глика и его друзей открывающими бутылки вина.
("Макор ришон" 28.02.2014)
Перевод: Лея Халфин
МАОФ