«Время»
ПЕРЕДАЧА КОНТРОЛЯ НАД ХРАМОВОЙ ГОРОЙ ВАКФУ, ЧУТЬ ЛИ НЕ НАСИЛЬСТВЕННОЕ
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАЛЕСТИНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ 1967- ГОДА – ОТНЮДЬ НЕ ТРАГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
МОШЕ ДАЯНА, А БОЯЗНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СТРАХ ОСТАТЬСЯ ЕДИНСТВЕННЫМИ ХОЗЯЕВАМИ
ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ. СИОНИСТСКИЕ ЛИДЕРЫ ОСТАЛИСЬ, ПО СУТИ, ТАКИМИ ЖЕ ГАЛУТНЫМИ
ЕВРЕЯМИ, ИСПУГАННЫМИ, ДРОЖАЩИМИ, ЗАИСКИВАЮЩИМИ ПЕРЕД ЯСНОВЕЛЬМОЖНЫМ ПАНОМ,
НЕ ВАЖНО – ЛИСЬЯ ШАПКА ИЛИ КЛЕТЧАТАЯ КУФИЯ У НЕГО НА ГОЛОВЕ.
Наконец-то пришла пора открыто сказать, какого именно «правого экстремизма»
нам всем больше всего следует опасаться. Не вооруженных отрядов поселенцев
и не народных мстителей-одиночек (хотя и это тоже необычайно волнует СМИ)
а, в первую очередь, организаций и «сект», ставящих во главу угла Храмовую
гору. Если разобраться, опасения должны испытывать арабы, а не евреи, нас
с вами туда и раньше-то не очень пускали, а теперь, тем более. Но пресса
свое дело знает. Обсуждение идет вовсю, а обсуждать у нас умеют, как нигде
в мире. В одном ряду через запятую перечисляются организации, предлагающие:
продолжить «холостой» израильский суверенитет над Храмовой горой, взорвать
мусульманские постройки, отгородить место для молитвы евреев, построить
рядом с мечетями скромную синагогу или немедленно начать строительство
Третьего Храма. Даже музейно-исследовательский центр в Старом городе «Махон
ха-микдаш», действующий на протяжении многих лет, фигурирующий во всех
туристических справочниках, угодил в «черный список» вместе с «Ревнителями
Храмовой горы». Видимо, за то, что демонстрирует посетителям уменьшенную
модель Второго Храма, музыкальные инструменты, храмовую утварь и одежды
первосвященника, изготовленные иерусалимскими художниками. Таким образом,
экскурсоводы превращаются в «подстрекателей», а экскурсанты – в потенциальных
исполнителей, за которыми нужен глаз да глаз.
Признаться, мне тоже приходила в голову мысль, не сочинять статью от
первого лица, а сделать дежурное интервью о «проблематике вокруг Храмовой
горы» с Егудой Эционом, Моше Фейглиным, Гершоном Соломоном, профессором
Гилелем Вайсом, или с кем-то еще, кто числится у нас в записных маргиналах.
Пусть они рубят правду-матку, а я – сторона нейтральная, что говорят, то
и пишу. Вот вам, уважаемые читатели, такая неожиданная точка зрения на
проблему. Кому-то надоело плакать у стены, кто-то решился поднять голову
и посмотреть вверх. Живут среди нас фантазеры, которым недостаточно даже
разделить Храмовую гору между тремя «монотеистическими религиями», которые
говорят, что нужно строить не «штибелах», а Третий Храм. А иначе, евреям
вообще нечего здесь делать, нужно собирать манатки и возвращаться в Минск,
Пинск и Двинск. Нас там заждались.
Сама тема настолько нова и непривычна, загадочна и взрывоопасна, что
любое отклонение от нормы рождает растерянность, переходящую в панику.
И это при том, что недоумение должна вызывать именно, так называемая, норма.
Для чего, с какой целью тридцать три года назад Израиль отвоевал у иорданского
короля Хусейна вместе с восточным Иерусалимом Храмовую гору, среднестатистический
израильтянин не в состоянии объяснить. Просто, чтобы была «в наших руках».
С мечетями, муэдзинами и охранниками ВАКФа. С невозможностью для евреев
молиться и даже ходить по ней с молитвенником в кармане. Со строгим запретом
собираться в группы больше двух евреев. О миньяне и говорить нечего – мусульманские
стражники изобьют на месте – имеют на то полномочия.
Действующие правила посещения Храмовой горы – типичный образчик израильского
государственного антисемитизма. Но официальный бело-голубой флаг над отделением
нашей родной полиции как бы символизирует израильский контроль. Контролируем,
и ладно. Возможно, эта позиция поначалу заключала в себе некий глубинный
смысл. Так старый Шойл в известном рассказе Бабеля не мог объяснить самому
себе, почему нельзя креститься. Нельзя, потому что нельзя. И Храмовую гору
мы не станем никому отдавать. Без аргументов и лишних рассуждений, просто
потому, что она наша – была, есть и будет вовеки. Но зачем она нам? Для
красоты? Мусульмане на Храмовой горе молятся. Как говорит Моси Раз, готовы
кровь за нее проливать. И проливают. Попробовала бы полиция отменить хотя
бы одну пятничную молитву! А евреи жалуются журналистам: люди ВАКФа нас
обижают, дерутся...
Как и следовало ожидать, чисто символического контроля на определенном
этапе оказалось недостаточно. Свято место действительно пусто не бывает.
Да оно и не было пусто. Передача символических ключей от Храмовой горы
ВАКФу (щедрый дар некоего Моше Даяна) долго воспринималась мусульманами,
как хитрость евреев, коварно заманивающих правоверных в ловушку. Всё искали
скрытый подвох, не могли взять в толк, почему победители отказываются от
главного трофея, духовного центра всей земли, не только Эрец-Исраэль –
Храмовой горы? Флаг водрузили, но поставили полицейских, чтобы своих же
верующих не пускали. Видно, задумали что-то. Взорвать мечети? Устроить
подкоп? Я слышал комментарий, согласно которому исламское духовенство выступает
против процесса Осло, так как считает, что его конечной целью будет война,
в результате которой евреи сделают попытку изгнать мусульман с Храмовой
горы и из Святого Иерусалима.
Но хитрости не было, была элементарная боязнь ответственности. Чуть
ли не насильственное возвращение палестинских беженцев после Шестидневной
войны обусловлено страхом, остаться единственными хозяевами Эрец-Исраэль.
Отказ от Храмовой горы – страх более «высокого» порядка. И то, и другое
– отнюдь не «трагические ошибки», как многие почему-то считают. Сионистские
лидеры остались, по сути, такими же галутными евреями, напуганными, дрожащими,
боящимися ясновельможного пана, не важно лисья шапка или клетчатая куфия
у него на голове.
Этот же страх определяет политику всех израильских правительств со времен
Бен-Гуриона и до наших дней. Независимость, о которой говорили отцы-основатели,
с самого начала была липовой. И военные успехи, которыми израильтяне привыкли
гордиться, не были по-настоящему закреплены, так и повисли в воздухе. Если
называть вещи своими именами, Израиль не выиграл ни одной войны. Даже чудесная
победа в июне 1967 года увенчалась возведением многослойных оборонительных
сооружений в Синае и на новой границе с Иорданией. Где это видано, чтобы
стену строил победитель, а не побежденный? Приобретение энного количества
квадратных километров – это еще не победа. Завоевав исконные еврейские
земли, Израиль не решился распространить на них суверенитет. Мы сами считаем
себя оккупантами в Иудее, что уж говорить об остальных странах?
Умирание государства началось не в 1993, а намного раньше. При Рабине
процесс лишь пошел в гору (известно, в какую). Логика уступок базируется
на «галутном» отношении к государственной независимости и всем ее атрибутам,
прежде всего, к территориям. С лозунгом «Жизнь важнее территорий» евреи
ушли 2000 назад в изгнание. Ранний сионизм проповедовал диаметрально
противоположные идеи. По современной классификации организация «Ховевей
Цион» наверняка была бы занесена в список «опасных мессианских сект», так
как призывала евреев на борьбу с арабами и малярийными комарами. «Нормальный»
человек не оставит родительский дом в Бердичеве ради призрачной идеи восстановления
государства, разрушенного еще древними римлянами. Точно также просвещенный
житель Тель-Авива отказывается охранять поселения. Зачем? Ради чего?
Если жизнь важнее территорий, не важно, о каких территориях речь. Лучше
пожертвовать книжными символами, чем живыми людьми. Подобные идеи десятилетия
проповедуют государственные СМИ. И, надо сказать, весьма успешно. Идеологи
правого сионизма давно уже в бессилии опустили руки, Совет поселений отстаивает
права «меньшинства» в демократическом государстве. Но в последние месяцы
произошла вещь совершенно неожиданная. Когда встал вопрос о символе символов
– Храмовой горе – логика мещанского прагматизма неожиданно перестала работать,
уступив место чуть ли не религиозному фанатизму, охватившему не единицы,
а сотни тысяч. Подавляющее большинство израильских евреев выступает категорически
против любого компромисса на Храмовой горе. Что-то проснулось в душе светских,
оторванных от традиции евреев. Казалось бы, отдали Газу, Иерихон, Хеврон,
Шхем – библейские города.. Жалко, конечно, но чего не сделаешь ради мира?
Но ЭТО?! Нет, ЭТО нельзя отдавать. Храмовая гора дороже мира с арабами.
Дело не в идеологии, и не в безопасности, а в чем-то, чего мы сами еще
до конца не поняли и не осознали. Но, наверное, скоро поймем.
Храмовая гора – предпоследняя остановка поезда мира. Камень, отвергнутый
архитекторами «Нового Ближнего Востока» может оказаться краеугольным камнем
Нового Израиля. С Храмовой горы мы либо скатимся в море, либо возвысимся
над всей Эрец-Исраэль.
адрес автора Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.