Я никогда не занимался юридической деятельностью в Израиле, если не считать моего участия в двух случаях слушания Верховным судом дел, касающихся молитв на Храмовой горе. Как рыба не может существовать без воды, как раввин не может функционировать вне религии, так и юрист не может быть юристом там, где нет закона.
Когда я сказал это одному мудрому человеку, он возразил мне: «Ты неправ - разумеется, здесь существует закон; здесь есть закон для меня, и закон для тебя, и закон для тех, кто создает законы. Здесь нет недостатка в законах».
В государстве Израиль есть Основной Закон, который не следует путать с конституцией, но который, по неоднократным заявлениям Верховного суда, обеспечивает равные права всем – арабам, христианам и даже евреям – в том числе свободу вероисповедания. Совсем недавно Верховный суд подтвердил, что евреи не имеют права молиться на Храмовой горе, на которой, вопреки мнению всего мира, тысячи лет тому назад и в течение тысячи лет евреи молились в Первом и во Втором Храмах. Но прежде, чем вынести свое решение, Верховный суд при рассмотрении последнего дела (а также во время слушания тех двух дел, в которых я принимал участие) задавал вопросы Генеральному инспектору полиции, который, вместе с Генеральным прокурором возражали против просьбы о разрешении на молитву. Генеральный инспектор ответил уверенно и без промедлений: «Будет вспышка насилия».
«Но если арабы могут молиться на Храмовой горе, и если христиане могут молиться на Храмовой горе, не явится ли запрет евреям молиться там фактом дискриминации, и не станет ли такой запрет наградой за насилие?» – спросил я Верховный суд. Решение Верховного суда говорит о том, что евреям должно быть запрещено молиться на Храмовой горе, так как реализация их права на молитву приведет к вспышке насилия.
Если страх перед насилием диктует то, каким должен быть закон, тогда насилие превращается в закон. «Если бы, по некоему стечению обстоятельств, евреям было бы разрешено молиться на Храмовой горе, а мусульманам это было бы запрещено, стал бы Верховный суд выносить решение исключительно в пользу евреев?» – спросил я. Один из судей тут же отреагировал: «Но евреи не склонны к насилию, поэтому ваш вопрос неуместен».
«Неужели насилие в демократическом государстве Израиль – феномен неизбежный, если на Храмовой горе было бы разрешено молиться всем, даже евреям?» В странах с развитой юридической системой суд не принимает юридическое решение на основе только лишь одного и неподтвержденного мнения заинтересованной стороны. Не следовало бы суду выслушать свидетельства в пользу того, что неукоснительное следование закону не обязательно приводит к насилию и хаосу? Если свобода вероисповедания действительно является законом в этой стране, как эта свобода может быть реализована, если мирное следование закону невозможно? И что это за право, которое не может быть реализовано?
Когда законы, принятые демократически избранным законодательным органом, фактически аннулируются назначаемым административно судом, происходит отчуждение народа от правительства, и среди населения зарождается и крепнет пренебрежение к закону.
В 1960 году Верховный суд Соединенных Штатов Америки десегрегировал школы в южном штате Алабама. Губернатор штата не согласился с постановлением суда о десегрегации и сам встал в дверях школы для белых, чтобы не допустить в нее чернокожих детей. Верховный суд США не сдал свои позиции перед лицом возможного проявления насилия; он не послал туда в одиночку ни Главного инспектора полиции штата Алабама, ни представителя федеральных органов. Федеральной национальной гвардии было приказано убрать губернатора и его сторонников от входа в школу. Восторжествовал закон – но не закон джунглей. И не было никакого насилия, потому что суверенная власть государства была облечена в организованную форму, обеспеченную достаточной силой и целеустремленностью. И школы, в полном соответствиии с законом, были десегрегированы.
А теперь сравните это с бездействием израильского Высшего суда справедливости. Наш суд не направил какую-либо силу, которая могла бы обеспечить реализацию его постановления; вместо этого он изменил закон. Наш суд не дал понять улице, что есть закон и порядок. Вместо этого он сообщил всем, что правит тот, кто сильнее.
Когда сила правит без санкции закона, мы имеем дело с правительством людей, а не правительством закона.
Мы живем в данном нам Б-гом государстве Израиль, которое отражает величие своего Творца, Создателя Небес и Земли и Господа Справедливости и Прямоты. Однако, мы «осчастливлены» таким Верховным судом, который принимает решения в точном соответствии с требованиями полиции. Трудно вообразить себе более точное описание полицейского государства.
С любовью к Израилю Герберт Б. Саншайн.
Перевод Э.Марков
Из рассылки Эрец-Исраэль Шелану (Наша Земля Израиля)
Прислано: jidea,