Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
  Храмовая гора - свидетельница бурных событий древней истории еврейского народа - неожиданно стала объектом нелепого спора в ходе восьмилетней трагедии, красиво именуемой "мирным процессом". В Кэмп-Дэвидском акте этой трагедии Арафат выдвинул требование о разделе Иерусалима, включив, в частности, передачу ему Храмовой горы. Его доводы: на горе построены две мечети, а у евреев нет ничего. Там будто бы зарыт их Храм, но за полвека существования Израиля евреи ничего не нашли и не очень старались. Мы не возражаем - пусть молятся у своего "КOтеля" под нашим присмотром, а сама гора для них вовсе не святая. Пора передать ее мусульманам, как и контроль над святыми местами христианства в Иерусалиме. При чем тут евреи? Они нам ни к чему, мусульмане и христиане без них обойдутся. 
  К вопросу притязаний исламистов на святые места других религий мы вернемся ниже. А пока вспомним краткую историю Храмовой горы. 

969 год до н.э. Сын царя Давида, царь Соломон воздвиг в Иерусалиме на горе Мория (с тех пор именуемой Храмовой) Храм. 
586 год до н.э. Первый Храм разрушен войсками вавилонского царя Навуходоносора. Население Иудеи угнано в Вавилон. 
Спустя 50 лет персидский царь Кир сокрушил Вавилонское царство и разрешил пленникам вернуться в Иерусалим. 
538 год до н.э. Возвращение первой группы репатриантов. Начало возведения Второго Храма. 
515 год до н.э. Закончено строительство Второго Храма. 
169 год до н.э. Сирийский царь Антигон (Анти-ох) Епифан, грек, стремившийся к эллинизации Иудеи, учинил в Иерусалиме резню, а Храм осквернил. 
165 год до н.э. Повстанцы под предводительством Иегуды из дома Хасмонеев, прозванного Маккаби (Маккавей), освободили Иерусалим, очистили Храм и восстановили Богослужение. В память об этих событиях мы празднуем Хану-ку. 
Маккавей (династия Хасмонеев) правили государством до 63 г. до н.э., когда, воспользовавшись дворцовой смутой, римский полководец Помпеи оккупировал Иерусалим. Иудея стала римской провинцией. 
37 г. до н.э. При поддержке римлян царем Иудеи стал Хордус (Ирод). Мировую "славу" ему снискал поступок, которого он не совершал: древние "журналисты" (евангелисты), "собиравшие данные" о рождении Иисуса, приписали Ироду знаменитое избиение младенцев с целью уничтожения Иисуса. В действительности Ирод скончался в 4 году до н.э., т.е. за 4 года до рождения Иисуса. 
Ирод был умелым и деятельным строителем, в частности, расширял и украшал территорию Храма. Он умел ладить с римскими оккупационными властями. При нем их войска были сосредоточены в Кесарии (Цезарее), в других районах страны размещались лишь небольшие отряды. Когда Ирод умер, войска расползлись по стране, начали грабить жителей, добрались до Храма в поисках его сокровищ. Святотатство вызвало стихийный бунт (четвертый год новой эры), жестоко подавленный римлянами. Две тысячи его участников были распяты на крестах. Несомненно, большая часть казней была совершена на Храмовой горе и вблизи нее. 
Через тридцать лет римляне арестовали молодого талмудиста Иисуса. Незадолго до ареста группа его сторонников нарекла его титулом Царя Иудейского. Римляне за преступление против их владычества судили Иисуса на Храмовой горе, приговорили к смерти и на горе Голгофе распяли на кресте. 
66 год н.э. После 129 лет римской оккупации Иудея восстала, началась Иудейская война, описанная ее участником
Иосифом Флавием (И.Бен-Матафи). В 70 году, после многомесячной осады, римский полководец Тит взял Иерусалим, разрушил Храм и превратил город в развалины. 
132-134 гг. Восстание Бар-Кохбы. После его подавления разъяренный римский император Адриан (76-138) приказ "пройти плугом по Иерусалиму", засыпать руины Второго Храма и прилегающую к нему площадь. 
Спустя 400 лет римлян и византийцев сменили вторгшиеся арабы. В седьмом веке они построили на Храмовой горе мечети Аль-Акса и Омара, сохранившиеся до сих пор. 
1099-1187 гг. Создано королевство крестоносцев. При взятии ими Иерусалима в его обороне участвовали евреи. Победители уделили им особое внимание: раненых и пленных заперли в синагоге и сожгли. Жители Иерусалима - евреи и мусульмане - были вырезаны.Мечети превращены в церкви. 
1187 г. Курд Салах ад-Дин отвоевал город у Крестоносцев, изгнал христиан, разрешил евреям жить в Иерусалиме.Приказал отремонтировать в восстановленных мечетях помещения для молящихся, обращенные к святому длямусульман городу Мекке. Следовательно, мусульмане, находясь в Иерусалиме, молятся, обращаясь лицом кМекке. Отметим также, что "в Коране, сотни раз упоминающем Мекку и тысячи раз - Медину, нет ни слова об Иерусалиме" (Джозеф Фара, американский журналист арабского происхождения. Мифы Ближнего Востока. МИГ-ньюз, 25.10.2000). 
"Что касается святых мест ислама в Иерусалиме, то таковые попросту отсутствуют" (там же). Каким образом Иерусалим будто бы вышел для мусульман на третье место в мире, объяснено автором в указанной выше статье. 
1917 год. Великобритания получила мандат Лиги наций на управление Палестиной. 
После войны за Независимость граница между израильской и арабской частями страны прошла через Иерусалим. 
1950 г. Иудея и Самария аннексированы, Восточный Иерусалим провозглашен второй столицей Иордании. Король Абдалла принял на себя управление Храмовой горой. 
1967 г. Тройственная агрессия Египта, Сирии и Иордании закончилась их поражением. Иордания отказалась от своих владений. Иерусалим и Храмовая гора возвращены евреям Израиля и всего мира. Министр обороны Израиля Моше Даян вручил ключи от Храмовой горы представителю ВАКФа и сообщил, что они могут не опасаться вмешательства Израиля в их религиозные дела. 

С конца Шестидневной войны до настоящего времени мусульманам предоставлена полная свобода в использовании мечетей по назначению, а также прилегающей к ним территории Храмовой горы для проведения массовых молитв и проповедей в дни религиозных праздников.  Израильские власти не принимают никаких мер даже в частых случаях, когда мусульманские религиозные праздники используются для антиизраильской пропаганды и подстрекательства. 

1995 г. По просьбе ВАКФа израильские власти передали в его распоряжение большую Соломонову пещеру, значительно увеличившую емкость мечети Аль-Акса.  28.09.2000 в канун еврейского Нового года А.Шарон вместе с несколькими членами кнессета поднялся на Храмовую гору (находящуюся, заметим, под юрисдикцией Израиля). Известно, что предварительно он сообщил о предстоящем посещении генералу полиции ООП Раджубу и премьеру Бараку. Тем не менее, посещение в канун Рош ха-Шана несколькими евреями еврейской святыни - Храмовой горы руководство Палестинской автономии объявило провокацией и превратило в мнимый повод для всплеска антиизраильских волнений (в действительности они начались на три дня раньше).  Приведенный перечень основных событий, происходивших на Храмовой горе, подтверждает ее неразрывную связь с историей еврейского народа на протяжении почти 3000 лет, в том числе более 1600 лет до появления в Палестине арабов. Святость Храмовой горы для евреев неопровержима и вовсе не требует подтверждения Арафата. 

Авраам Пораз (МЕРЕЦ) в статье "Нужна ли Израилю священная война" доказывает, что для нерелигиозного человека никаких святых мест, в сущности, нет. Согласиться с этим совершенно невозможно. Массовым понятием является святость и в нерелигиозном смысле слова. Она обусловлена исторической памятью народа. Так, Иудейская война, разрушение Второго Храма и материальные памятники этих событий, например, Котель и руины Второго Храма - памятники истории всех евреев, а не только религиозных. В этом смысле они священны для всех евреев и, надеюсь, для А.Пораза тоже. 

Все народы считают священными могилы своих знаменитостей. Думаю, что для русских вовсе не в религиозном смысле священны могилы Дмитрия Донского, Александра Невского, Михаила Кутузова. Для французов Наполеон Бонапарт отнюдь не святой, но его могила в Пантеоне для французов священна.  Вернемся к вопросу о передаче под контроль ислама святых мест других религий. Арафат так уверенно настаивает на этом, как будто само собой разумеется, что он обеспечит их полную сохранность и доступность для всех молящихся. Однако уверенность Арафата противоречит общеизвестным фактам. Ограничусь двумя из них. 

Первый. В средние века арабы лет на триста захватили Армению. Самое памятное их "достижение" -разрушение христианского собора Звартноц, самого большого и, говорят, самого красивого в стране. Его руины, бережно охраняемые, каждый может осмотреть вблизи Ереванского аэропорта. Тут недалеко.  Второй. Вблизи Шхема находится гробница Йосефа, где он похоронен после переноса его останков из Египта, о чем сказано в Библии в книге Иисуса Навина. 

Гробница существовала до наших дней, как святыня евреев, самаритян, христиан и мусульман. Никто на протяжении почти двух тысяч лет никогда не сомневался в ее исторической подлинности, в том, что это действительно гробница Йосефа. Ее охранял отряд ЦАХАЛа. В середине октября террористами был убит раввин Либерман, ведавший иешивой при гробнице. Его тело, простреленное несколькими пулями, было найдено в пещере. Затем началась осада гробницы арабами автономии, продолжавшаяся несколько дней, после чего охрана гробницы была снята израильскими военными по договоренности с властями автономии, будто бы обещавшими обеспечить ее сохранность. Немедленно, после ухода охраны, в помещение гробницы ворвались арабы и стали крушить его киркой и ломом. 

Губернатор Шхема сообщил, что "этому месту будет возвращен облик, существовавший до сионистской оккупации". По личному указанию Арафата на этом месте началось строительство мечети.  Итак, нельзя доверять исламистам охрану святых мест еврейской и других религий. Переговоры об этом не следует возобновлять, а если они ведутся, то их надлежит прекратить как бесперспективные и бессмысленные. Это утверждение относится, в частности, и к Храмовой горе. 

В настоящее время Храмовая гора, еврейская святыня, находится под управлением израильских властей. За тридцать три года доказано, что они никогда не мешали, а наоборот, помогали ВАКФу в его деятельности. Нет никаких разумных причин для изменения существующего положения. Требования Арафата о передаче Храмовой горы и управления ею вызваны исключительно амбициями палестинского руководства и стремлением унизить израильских партнеров по переговорам.  В заключение рассмотрим еще один вопрос в "биографии" Храмовой горы, не включенный в ее историю (см. выше). 

В конце Шестидневной войны древняя еврейская столица была возвращена еврейскому народу. Тогда раввинат запретил евреям молиться на Храмовой горе. Причина, говорят, в том, что не известно расположение "святая святых" - помещения Храма, в который был запрещен вход всем, кроме Первосвященника, и то один раз год. Решение раввината привело к дискриминации религиозных евреев и, к тому же, вызвало недоуменный вопрос: что же это за еврейская святыня, если евреям запрещено на ней молиться?  В период споров о заключении соглашения с палестинцами, когда они наглеют с каждым днем, а левое правительство старается отдать арабам как можно больше, Храмовая гора стала объектом торга, а решение раввината стало негативным политическим фактором. 

Из статьи "Что же на самом деле скрывается под Храмовой горой?" (Надав Шрагай. "7 дней" от 12.10.2000) следует: гора при Ироде была на 16 м ниже, чем теперь. Неопровержимый факт засыпки руин Храма позволяет сделать два важных вывода. 

Первое, руины Храма, разрушенного в 71 г., были открытыми около 60 лет. В них копались римские власти и солдаты в поисках каких-либо ценностей. 

Второе. Если помещение "святая святых" каким-то образом уцелело при разрушении Храма, оно, несомненно, было обнаружено и вскрыто. Даже если предположить невероятное - это не произошло, то "святая святых" находится под многометровой толщей земли, уплотнившейся за 18 веков, отделяющей подошвы молящихся от неприкосновенной зоны. 

В обоих случаях не вижу оснований для запрещения евреям молиться на Храмовой горе.  

Надеюсь, что в изменившейся сегодня ситуации раввинат отменит свое запрещение. 

"Новости недели" 23.11.00