Чтобы построить Храм и возобновить служение в Храме, надо ответить на ряд вопросов: 1) где в точности
находился жертвенник, у его местонахождения есть не только историческая важность (там происходила акедат
Ицхак), но и галахическая – его нельзя строить на другом месте. 2) все мы «тмеэй метим» (в ритуальной
нечистоте от прикосновения к мертвым) – ведь почти каждый человек участвовал в похоронах или бывал на
кладбище, а дотрагивание до могилы или кровати мертвого приводит к ритуальной нечистоте, а поскольку у
нас нет сейчас «пара адума», мы не можем очиститься, как же будем совершать жертвоприношения? 3) у кого
из коэнов есть задокументированная родословная, точно удостоверяющая его коэнство?
Идентификация места жертвенника
Рав Цви Гирш Калишер в своей книге «Дришат Цион» решает эти проблемы одну за другой. Он объясняет, что
место жертвенника можно найти, ведя отстчет от Котеля (западной стены, окружающей Храмовую Гору).
Расстояние между Котелем и западной стеной Эзра 63 ама (локтя) - примерно 30 метров. От западной стены
Эзра отмеряют 133 ама (примерно 64 метра) к востоку, т.е. 95 метров восточнее Котеля строим жертвенник.
И для проблемы «тум’а» есть решение. В Гемаре в трактате Псахим учим, что общественные жертвы приносят
и в состоянии ритуальной нечистоты. Ведь в конце главы Пинхас после перечисления всех корбанот Мусаф
говорит Тора: «Это приносите Вс-вышнему в поры ваши» (БеМидбар 29:39). И из подчеркивания «в поры» (в
сроки) учит Гемара, что общественные жертвы приносят в их сроки, даже в состоянии «тум’ы».
Коэны считаются кошерными
Рав Калишер также решает проблему родословных. Он пишет, что коэну, в котором нет ущерба, не требуется
документированной родословной и они «бехизкат кашрут». Он доказывает это из Мишны, где приводится
свидетельство Йоханана бен Закая, который слышал от своего рава Учение Моше с Синая, что когда объявится
Элиягу а-Нави, он не отдалит семьи, считающиеся кошерными, потому что основная его функция будет
отдалить тех, кто приблизился некошерными методами. Рав Калишер объясняет, что составителю Мишны
ясно, что служение в Храме возобновится до того, как объявится Машиах, и поэтому возникает вопрос: как
будут служить коэны в Храме, а может, они вообще не коэны? На это отвечает Мишна, что семья, утратившая
родословные книги, но придерживающаяся коэнства, останется кошерной.
Мы сейчас не обсуждаем практическую сторону построения Храма в наши дни – это очень сложный вопрос,
но закончим рассказом рава Исраэля Ариэля, возглавляющего Институт Храма, который был среди
освободителей Храмовой Горы в 1967г. Когда десантники поднялись на Храмовую Гору, у одного из арабов,
находившихся там, вырвалось: «Евреи вернулись к Храму». Он уже понял, что освобождение Храмовой Горы –
это этап по пути к Храму.
Перевел Моше Борухович
МАОФ