В
отличие от современных израильтян, арабы придают большое значение
духовной, тайно-мистической составляющей окружающей действительности
(тут израильтянам бы не мешало немного поучиться у них). Они
понимают, что молитвы на Храмовой горе несут огромную силу,
и потому боятся, что еврейские молитвы могут им навредить.
Еще лет сто пятьдесят тому назад абсолютно всем,
и евреям и неевреям, было само собой понятно, что главное
дело, которым евреи займутся после того, как вернутся в Землю
Израиля и создадут там независимое государство, будет
строительство Иерусалимского Храма и возрождение Храмовой службы —
"работы жертвоприношений".
Заповедь строительства Храма является одной из центральных в иудаизме,
одной из трех заповедей, которые еврейский народ обязан исполнить
после возвращения в Эрец Исраель. Обязанность осуществить ее
возложена на каждого еврея, в строительстве Храма обязаны
принимать участие даже женщины. Будущий еврейский Храм рассматривался
всеми, одними с надеждой, другими с опаской — как место, претендующее на положение духовного и религиозного центра человечества.
Представление это разделяли и христиане и мусульмане, недаром
одно из названий Иерусалима по-арабски — "Бейт-аль-Муккадас",
то есть арабизированное ивритское "Бейт-ха-Микдаш", Храм.
А
знаменитый Золотой Купол, сооружение, именуемое Кипат-а-Села
на иврите, Харам-Аш-Шериф на арабском, (его еще часто
называют Мечетью Омара) — на самом деле не мечеть,
а купол, специально построенный отвевавшим Иерусалим
у христиан-византийцев в 667 году н.э. халифом Омаром
над местом, где находилось сердце Храма — Святая Святых
и главный жертвенник.
Однако — подобные
метаморфозы, увы, часто случались в истории — после начала
массового возвращения евреев на землю предков вопрос
о воздвижении Храма как-то отступил на второй план —
многочисленные проблемы, войны и трудности восстановления
не оставляли возможности для забот о нематериальных вещах.
Однако в последнее время разговоры о том, что необходимо
начать строительство Третьего Храма слышатся все чаще, в том числе
со стороны религиозного истеблишмента и общественных
и политических деятелей. Пока только деятелей правого,
национального лагеря, или же представителей внепарламентских движений,
вроде гиперсионистов из "Беад Арцейну" ("За Родину!"), однако,
тенденция, как говорится, "налицо" — и нельзя исключить, что
семидесятилетие провозглашения Еврейского государства будет
ознаменовано началом официальной подготовки к воздвижению
Третьего, и, как верят евреи, последнего, Храма.
Почему евреям важно молиться именно на Храмовой горе?
Дело в том, что Храмовая гора — это сердце еврейского народа. Как говорили древние мудрецы, "Тот, кто владеет Храмовой горой, — будет владеть Иерусалимом. Тот, кто владеет Иерусалимом, — будет владеть всей Землей Израиля".
Согласно
Торе, Храмовая гора — это место, избранное Всевышним. Место, откуда
началось сотворение мира, место, на котором был сотворен Адам,
и где Авраам готовился принести в жертву Ицхака. Поэтому
именно тут стояли два Великих еврейских Храма (Второй Храм был разрушен
римлянами в 70 г. н.э., а Первый — вавилонянами
в 586 г. до н.э.). Храмовая гора — это место, где небо соединяется с землей, где постоянно божественное присутствие.
Мир должен находиться в гармонии со Всевышним. Пока
не отстроен Третий Храм, гармонии не будет. В Талмуде
говорится: "Если бы неевреи знали, насколько важен Храм, они бы поставили вокруг него войска и заставляли евреев в нем молиться".
Нормальное существование мира зависит от того, совершаются ли
в Храме жертвоприношения и произносятся молитвы. Пока Храма
нет, мир будет в состоянии болезни.
Многие
люди, недостаточно знакомые с еврейской традицией, полагают, что Третий
Храм может построить только человек (именуется он Машиах, Мессия),
наделенный какими-то сверхъестественными способностями. Однако Машиах —
это такой же человек, как и все остальные, простой смертный. Это
предводитель еврейского народа, который выгонит изменников, разобьет
внешних врагов и организует народ на строительство Храма. Теоретически Машиахом может стать любой руководитель национального масштаба, например премьер-министр Израиля.
Насколько сегодня реально, с практической точки зрения, начать строительство Храма?
Никаких неустранимых препятствий нет.
И задача эта предназначена не только для евреев, строительство Храма — всемирно-исторический процесс.
Еврейский народ выступает в этом деле как авангард всего
человечества. Это интерес не только евреев, но и всех людей.
Можно сказать, вопрос этот — вопрос выживания человечества. Современная
цивилизация исчерпала себя — люди уже не могут справиться с теми
силами, которые они выпустили на свободу.
То,
что человечество еще не уничтожило себя в какой-нибудь
техногенной катастрофе типа ядерной или бактериологической войны —
чудо, все предпосылки для этого были и есть. И те модели
общественного устройства, которые имеются на сегодняшний момент —
неадекватны, ведут человечество в пропасть. Или наркомания
и отрицательный прирост населения на Севере — или терроризм,
нищета и тотальная коррупция на Юге. Наступающая
постиндустриальная эпоха диктует необходимость во всемирной революции —
революции Знания и Духа. И Храм должен стать центром такой
революции.
Надо сказать, понимание важности
Храма присуще не только еврейской традиции. Знаменитое масонство,
"братство вольных каменщиков" первоначально ставило своей целью именно
духовную подготовку человечества к строительству Храма. Не так
давно движение "Беад Арцейну" ("За Родину!) начало политическую
кампанию за то, чтобы ООН приняла резолюцию о необходимости
строительства Храма. Это звучит как фантастика, но ведь 70 лет назад и резолюция ООН о создании Израиля выглядела фантастично.
Один
из первых вопросов, который возникает при обсуждении проблемы
Храма — какова судьба находящихся на Храмовой горе мечетей?
Разрушить мечети и построить на их месте Храм?
Арабы
первыми начали войну с евреями, мечети на Храмовой горе постоянно
используются как центр антиизраильской пропаганды организации волнений
— так что, согласно законам войны, Израиль имеет полное право разрушить
их. Однако без разрушения можно и обойтись. Согласно галахе
(Закону) (об этом прямо пишет Рамбам) еврею можно молиться
в мечети. Непонятно, казалось бы, зачем Рамбам вообще об этом
писал — кому придет в голову идти в мечеть, чтобы читать там
еврейские молитвы. Но известно, что еврейские мудрецы так просто ничего
не говорят. Здесь имеется в виду именно наше, предмесссианское время.
Если
бы на Храмовой горе были не мечети, а церкви,
то этими помещениями, согласно Закону, нельзя было бы
пользоваться. Мечети же, поскольку там нет никаких изображений, которым
поклоняются, — можно использовать и для еврейского Б-гослужения.
Тем более что, как мы уже отметили, Харам–аш-Шариф, известный "Золотой
купол", хотя его еще часто называют Мечетью Омара — это вообще
не мечеть. Халиф Омар построил это здание вокруг Скалы,
на которой располагался большой Жертвенник Храма, что бы хранить
это место. (Именно с этой Скалы и началось сотворение мира).
Самое
главное в Храме — это большой жертвенник, он стоит как раз
на Скале, затем малый жертвенник и Менора (Светильник) —
когда есть они, — уже есть Храм. Это, можно сказать, коробка. Остальное
можно добавить потом, Строительство здания, достойного Третьего Храма,
— это задача не одного дня. А функционировать Храм должен начать
немедленно — то есть мы можем поставить над Скалой
жертвенник, часть внутреннего помещения Харам-аш-Шариф отделить
специальным Занавесом (Парохет) под Святую Святых, построить
другие священные предметы (и Менора, и жертвенник, и храмовые
сосуды уже готовы) — и начинать Работу Храма хоть сегодня. Что же
до мечети Аль-Акса, то она вообще находиться вне Храмовой
Горы, эта земля была насыпана при царе Ироде. В ее помещении вполне
могут помещаться паломники.
Есть еще один
интересный момент, он как раз проявился в этот Песах. Пасхальная
жертва, основное событие этого праздника, приносится за день
до его начала. В нынешнем году этот день выпал на субботу. В
таком случае все, кто приносят жертву, (а для населения сегодняшнего
Израиля это несколько сот тысяч человек), после ее принесения должны
оставаться на Храмовой Горе до конца субботы. Где им
поместиться? На самой Горе места для такого количества народу просто
нет. Но вот несколько лет назад арабы построили на Храмовой Горе,
точнее в ее недрах, самую большую мечеть мира, на десятки
тысяч человек, расширив и модернизировав так называемые Конюшни
Соломона — подземный комплекс времен крестоносцев. И тем самым, решив
данную проблему, — в случае, если Песах снова выпадет
на следующий за субботой день — место для многочисленных
паломников уже готово!
Это лишний раз
подтверждает правоту древних книг Каббалы. Там говорится,
в награду за то, что сын праотца Авраама Ишмаель сделал
обрезание в сознательном возрасте (13 лет), когда евреи отправятся
в изгнание, В-севышний даст ему охранять Землю Обетованную. Арабы
как раз и считаются потомками Ишмаеля. Им стоит просто примириться
с очевидным ходом истории — и тогда острота конфликта спадет.
Правда, сейчас многие арабы Эрец Исраель начали именовать себя
"палестинцами", то есть потомками филистимлян — народа, который
не имеет отношения не только к Ишмаелю, но и вообще
к семитам. Но это уже их проблемы — пусть сами решат, кто они
такие.
Но надо отметить, что Иерусалим с точки
зрения мусульманской традиции не имеет никакой ценности для
магометан. И, более того, в Коране сказано, что "Аллах дал эту землю сынам Израиля".
Храмовая гора вообще не упоминается в Коране,
в последующих преданиях о Муххамаде лишь говорится, что он
вознесся на небо с Храмовой горы. Однако в целом это место
не является священным местом для мусульман.
Почему же тогда арабы боятся, чтобы евреи молились на Храмовой горе?
В
отличие от современных израильтян, арабы придают большое значение
духовной, тайно-мистической составляющей окружающей действительности
(тут израильтянам бы не мешало немного поучиться у них). Они
понимают, что молитвы на Храмовой горе несут огромную силу,
и потому боятся, что еврейские молитвы могут им навредить.
www.apn.ru