Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
        Завершающиеся на этой неделе осенние праздники вновь подтвердили, что традиционные этроги все чаще используются не только в роли необходимого компонента набора из четырех растений в дни праздника Суккота («арбаат а-миним»). В качестве расхожей аллегории название этого цитрусового плода все чаще мелькает в различных публицистических произведениях, авторами которых далеко не всегда являются религиозные люди.
        Так, бывший лидер партии МЕРЕЦ Йоси Сарид опубликовал в конце минувшей недели в газете «Гаарец» статью под заглавием «Этрог и лошадь». В тексте этого очерка автор воспроизвел довольно сложную для понимания цитату из сборника мидрашей «Ялкут Шимони», а также напомнил читателям о старинной хасидской притче. Главным её героем является сердобольный человек, который отдал все деньги, предназначенные для покупки этрога накануне Суккота, бедному еврею, потерявшему единственную лошадь – кормилицу большой семьи.
       В своей публикации господин Сарид противопоставляет наших благородных предков нынешним высокопоставленным политикам, которых, по меткому замечанию автора, одолела новая страсть – к прижизненной «этрогизации». А точнее, желание обрести статус музейного экспоната с надписью «не прикасаться» - хотя бы на время пребывания на высших государственных должностях.
       Осторожный критик «кандидатов в новые этроги» в своей публикации предпочитает не называть конкретных имен. Однако содержание очерка, а также сам факт его появления через день после решения юридического советника Мени Мазуза начать уголовное расследование в связи с очередным гешефтом главы правительства не оставляет сомнения в том, кто является главным героем публикации в «газете для мыслящих людей».
        «Каждый ли политик, который хочет заполучить статус этрога, достоин его? Ведь безупречность этого плода предусматривает способность к периодическому покаянию и признанию своих ошибок, что, в общем-то, вполне доступно, но отнюдь непросто для профессиональных «слуг народа»… Вместо этого они предпочитают отслеживать курс рейтингов общественной поддержки, который может обвалиться в одночасье – как это уже было после пяти недель Второй ливанской войны», – пишет Йоси Сарид и продолжает:
         «Толкователи Торы запрещают благословлять даже незначительно подгнивший этрог, однако наши политики считают себя достойными самых высоких постов даже в том случае, если их общественная кашерность уже давно утрачена. По мнению одного из таких «этрогов» вполне достаточно, если авиация получит приказ отбомбиться по пустующим участкам вражеской территории, после чего «образцовый цитрусовый плод» считает себя вправе отгородиться от прессы плотной завесой молчания».
         Мысль одного из «голубей мира» развивает его идеологический оппонент Нери Авнери – журналист с портала NFC («Первоклассные новости»). Именно основатель и главный редактор этого сайта Йоав Ицхак в свое время первым обратил внимание на сомнительные аспекты сделки, связанной с куплей-продажей дома Эхуда Ольмерта на иерусалимской улице Кремье.
        В статье под заглавием «Это даже Рамону понятно!» Н. Авнери напоминает о том, что более десяти лет назад, когда было открыто уголовное расследование против тогдашнего премьера Биньямина Нетаниягу, бывший член руководства партии «Авода» разразился гневной филиппикой, смысл которой сводился к следующему: «Глава правительства принимает решения, от которых зависят жизнь и смерть миллионов израильтян. И он не имеет право совмещать работу государственной важности с многочасовым общением со следователями и адвокатами!».
         «Мне ничего не остается, как полностью присоединиться к мнению Хаима Рамона, - пишет на сайте «Первоклассные новости» Нери Авнери. – Для всех нас будет лучше, если сегодняшний подозреваемый - Эхуд Ольмерт - оставит страну в покое, и целиком сосредоточится на своих юридических проблемах. Если это не произойдет сейчас, нынешний премьер всё равно рано или поздно окажется за решеткой, но только к тому времени многие израильтяне преждевременно станут покойниками. Это несложное умозаключение настолько очевидно, что понятно даже Рамону…».
         Раз уж речь зашла о любителе служебных поцелуев из «Кадимы», то здесь необходимо отметить растущую оппозицию его далекоидущему  плану территориальных уступок со стороны членов парламентской фракции партии Ольмерта. Как известно, «план Рамона» предусматривает ликвидацию значительной части еврейских поселений Иудеи и Самарии, а также отказ Израиля от значительной части Иерусалима. Наиболее решительную отповедь этому очередному «одностороннему проекту» дал на страницах очередного номера еженедельника «Бе-Шева» депутат Зеэв Элькин – в заметке под заглавием «Вопреки основополагающим принципам «Кадимы».
         «Программу Рамона необходимо безоговорочно отвергнуть, так как она опасна и разрушительна для Государства Израиль, - пишет парламентарий от правящей партии. – Я уже создал, вместе с несколькими товарищами по фракции, группу противодействия этому плану внутри «Кадимы». Мы уже добились того, что на недавнем заседании Совета партии все выступавшие на этом форуме парламентарии и министры, за исключением главы правительства, подвергли критике политические планы Хаима Рамона».
         Итак, нынешний премьер все больше погружается в пучину политической изоляции на фоне уголовных расследований, и даже товарищи по партии не слишком рвутся ему помочь. На этом фоне о своем резком протесте в связи началом нового уголовного расследования против Эхуда Ольмерта объявили двое политиков различной идеологической ориентации. Речь идет о бывшем министре юстиции Йосефе (Томи) Лапиде («Шинуй») и лидере ликудовской фракции «Еврейское руководство» Моше Фейглине. Один за другим, Фейглин и Лапид опубликовали на сайте NRG-Maariv в начале нынешней недели статьи под заглавиями-близнецами: «Оставьте премьера в покое!» и «Прекратить расследование!». Правда, исходят они при этом из диаметрально противоположных предположений:
       «Я убежден, что глава правительства невиновен!», - пишет 75-летний лидер развалившейся партии «Шинуй», считая все юридические действия против Ольмерта бесполезной тратой времени. «Я не только уверен в том, что коррупционные подозрения против нынешнего премьера вполне обоснованы, но и убежден в том, что это лишь верхушка айсберга», - утверждает Моше Фейглин, и… делает из этого посыла вывод, абсолютно идентичный тому, который уже озвучил Лапид: «Пока тот или иной политик находится на должности главы правительства, он должен автоматически получать статус «особо охраняемого этрога» и иметь иммунитет от полицейских расследований».
       Какие бы аргументы не приводили в пользу своих рассуждений сторонники «этрогизации» действующего премьера – от «политической ангажированности Мени Мазуза» (Фейглин) до «отсутствия общественной значимости подозрений против Ольмерта» (Лапид), идея авансовой и безусловной юридической индульгенции тому или иному главе правительства выглядит более чем странной.
       Мало того, что после победы на парламентских выборах лидер партии, получившей большинство голосов на основании определенной политической программы, может немедленно выбросить её в мусорную корзину - без каких-либо последствий для себя и своей карьеры (хотя на самом деле речь идет об уголовной статье, именуемой мошенничеством). Если обретет юридическую силу еще и предложение Фейглина - Лапида, можно будет без большого преувеличения говорить о появлении в Израиле явных признаков тоталитарного государства в духе произведений Оруэлла: «Все равны, но некоторые равнее других».
      Непонятно также ограничение процесса «этрогизации» лишь должностью премьер-министра. А чем хуже, например, президент Израиля? И почему никто не вступился за его право быть свободным от любых юридических посягательств (до истечения полномочий), когда этот пост занимал Моше Кацав? Не потому ли, что травля и смещение Кацава, еще до вынесения обвинительного приговора, были очень выгодны главному «этрогу» - долгожителю израильской политики? Тому самому,  который «по умолчанию» никогда не отвечает за результаты его фантасмагорических проектов типа «Нового Ближнего Востока».
       Тысячи израильтян уже заплатили (и продолжают платить) своей жизнью и здоровьем за превращение сектора Газы в один из наиболее опасных очагов исламского террора в нашем регионе. Эта метаморфоза не произошла само собой, и у этого «проекта», как и у любого другого, есть вполне конкретный автор. Его кровавым творением и в дни Суккота в полной мере «наслаждались» жители Сдерота и окружающих населенных пунктов, содрогавшихся от леденящих звуков воздушной тревоги («Цева адом»), и взрывов после падения вражеских снарядов и ракет.
       Достаточно было двух «касамов», упавших в ночь на 11 сентября на территории военной базы «Зикким», чтобы родители 20 девушек-военнослужащих в начале нынешней недели отказались отпускать своих дочерей служить «в слишком опасное место». А ведь по гражданским объектам северо-западного Негева, где живут, а точнее, существуют под постоянной угрозой гибели тысячи стариков, женщин и детей, лишь за первые девять месяцев нынешнего года террористы впустили более 550 ракет - при равнодушном попустительстве «этрогов» сомнительного качества…
       Как и следовало ожидать, ни глава правительства, ни президент, ни другие высокопоставленные политики в «город касамов» на праздничный «огонек» в Негев не пожаловали, но зато не было недостатка в «народной дипломатии». В пятницу утром в Сдерот приехали сотни представителей организации «Христиане – за Израиль», которые проводили свой визит под лозунгом «40 лет воссоединенному Иерусалиму».
       В отличие от главы кабинета министров и сексуально озабоченного автора плана отсечения от столицы Израиля «спорных кварталов», делегаты из десятков стран мира, собравшиеся в сдеротском Дворце спорта, твердо заявили о своем намерении видеть Иерусалим единым и неделимым городом под израильским суверенитетом.
      «Мне стыдно, что именно норвежские политики стояли у истоков процесса расчленения Святой Земли, который в дальнейшем стал именоваться «процессом Осло», - сказал в беседе с автором этих строк гость из Скандинавии. – Мы знаем также о том, что десятки тысяч христиан, оказавшиеся на территории ПА, вынуждены были покинуть родные места или против своей воли принять ислам. Раздел Иерусалима и отказ от территорий, которые предназначены еврейскому народу с библейских времен – это величайшая глупость, которую может сделать сейчас правительство Израиля».
        Эту же тему, но уже в ином аспекте, развивали члены делегации раввинов ХАБАДа из Лода, которые приехали с визитом солидарности в Сдерот вечером 29 сентября (на исходе шабата). Ранее гости из этого города приезжали в «столицу касамов» каждую пятницу, помогая горожанам проверять кашерность мезуз накануне новогодних праздников. «Сегодня в непосредственной близости от аэропорта «Бен-Гурион» целые городские кварталы переходят под контроль арабов, - сказал мне один из гостей по имени Герцль. – Для тех, кто хочет продать квартиру или дом в Лоде, иногда предлагаются цены, превышающие рыночную стоимость жилья в центре страны. Ведь многие покупатели-мусульмане, живущие в нашем городе, занимаются торговлей наркотиками, и денег у них, как говорится, куры не клюют».
       На фоне реальных угроз, касающихся жизни и безопасности миллионов евреев, выглядит немного странной главная сегодняшняя забота духовного лидера «литовского» направления ашкеназийских харедим - рава Йосефа-Шалома Эльяшива. Согласно информации, появившейся вечером 29 сентября на сайте газеты «Едиот ахронот», рав Эльяшив заявил, что родственники умершего накануне журналиста Исраэля Сегаля не имеют право придерживаться традиции еженедельного траура по умершему (сидеть «шиву»).
       Причина такой посмертной кары – уход юного Исраэля из мира «харедим» много лет назад, его не очень кашерный образ жизни и желание быть похороненным на гражданском кладбище одного из киббуцев. Можно лишь пожалеть, что грозный голос рава Эльяшива почему-то не звучал три года назад, когда близкая ему партия «Агудат Исраэль» за 300 миллионов шекелей согласилась поддержать проект тогдашнего политического этрога - Ариэля Шарона, предусматривавшего изгнание 10 тысяч евреев из исторических районов Страны Израиля. Зато в колоннах протестующих был тогда 92-летний рав Авраам Шапира, тело которого несколько дней назад было предано земле на еврейском кладбище на Масличной горе. А ведь она, в случае реализации некоторых «смелых» политических планов, вскоре может оказаться заграницей…

«Новости недели», 2.10.07