В годы гражданской войны был в России политик неумелый, но необычайно популярный - батька Махно. В считанные дни он мог собрать армию в несколько десятков тысяч бойцов, что по тем временам считалось приличной силой. Дальше удача оставляла атамана: военных университетов он не кончал, правильно двигать полки и дивизии не мог. Поэтому его гнали белые, лупили красные. Но когда неугомонный анархист объявлял общий сбор, соратники, не тая обиды, вновь собирались под его знамена. Махно был им люб, потому что государство не признавал, земледельческая община была для него высшей правдой.
Так же, как для отцов-основателей, захотевших из нескольких десятков мошавов и кибуцев слепить государство, Израиль. Можно сказать, что замысел им удался, доказательство тому мы, новые олим. Есть и другой взгляд: множество групп и общин - партийных, этнических, культурных, религиозных, временные мостки между которыми были переброшены при образовании страны, таки и не слились в единое целое. Коли так, неудивительно, что здание израильской государственности часто трясется, как при подземном толчке средней силы.
Не в палестинцах дело. Да, «касамы» часто летят, но ведь и поезда сходят с рельсов нередко. Говорят, кто-то купил в Испании вагоны особой легкости, теряющие равновесие от бодания коровы. Не говорят, пошел ли этот «кто-то» после всех аварий под суд, не вылетел ли он хотя бы из околоминистерского кресла. И не скажут, потому что этот дядя был свой, Миша с нашего двора. Анархия? Она самая.
Самым большим анархистом был все же не тот кудлатый атаман, а лысый и без маузера Ленин. Поражаюсь до сих пор, как у него хватило смелости, точнее, наглости, бросить в пекло дикого эксперимента огромную, процветающую страну. И сразу вопрос: почему так много людей - рабочих, крестьян, дворян, разночинцев - пошли за ним следом? Нить разгадки приведет нас к первому бунту на земле, когда Каин не захотел признать, что жертвоприношение брата лучше. Он не пытался исправить ситуацию, а поступил, как анархист: излил свой гнев и убил брата.
Теперь нужно двинуться в обратную сторону, в наше загадочное, туманное «сегодня». И признать, что власть Б-га распространяется не только на наш дом, или кухню, или синагогу, где вы встречаете Шабат. Ей должны подчиниться суд (прежде всего, верховный), почта, банковская система, армия с полицией, и, конечно, главный очаг анархии - Кнессет.
Люди, получающие там депутатское жалование (свыше 30 тысяч шекелей в месяц) делают вид, что представляют интересы рабочих, кибуцников, сефардов, ашкеназов, олим из России и незамужних матерей. На самом деле там собираются политкорректные атаманы, которые культурно делят деньги, поступающие от нас. Добыча растекается в виде новых статей в бюджете, лицензий, субсидий и министерских постов, которых в Израиле больше, чем в США. Музыку заказывает тот атаман, чей отряд больше, кого поддерживает больше чиновников с генеральскими погонами. Малый атаман должен слушаться, и тогда он в доле. Совестью кривить не надо. Если ты не хочешь голосовать за мир с Арафатом, поезжай на рыбалку, приценись на рынке к апельсинам. Но тянуть руку против - нельзя, иначе заведут на строптивца уголовное дело, и не одно.
Анархия взаимных взяток приводит к тому, что крепко страдают «крайние»: жители Сдерот или Кирьят-Шмонэ, многодетные семьи, гении с плохим ивритом - и, в конечном счете, большинство граждан этой особой страны.
Марксисты долбили детям в школе, что свобода - эта осознанная необходимость. То, что страх перед Небом и ответственность перед Творцом должны пропитать все сферы израильской государственности, нам еще предстоит осознать.
"Живой журнал" ezrahovkin