Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Политики любят, когда места в предвыборных списках расписаны заранее. Если бы это зависело от председателей партий, то список составляли бы они лично, не допуская к этому процессу посторонних - особенно тысячи и десятки тысяч партийных активистов. Если депутат кнессета помещен в список председателем партии, он будет покорным ему на протяжении всей каденции, в противном случае не будет включен в следующий список. Придется слушаться, если за спиной не стоят избиратели. Такой порядок вещей при диктатуре.

Депутаты тоже стремятся к "стабильности". Удобно, когда второе, третье или десятое место в списке известно заранее - не нужно прилагать никаких усилий. Кому она вообще нужна, эта беготня за нервными избирателями? У кого есть желание доставать деньги из накопительных программ и бросать вызов всему свету? Тем более, что у всех на памяти случай с Наоми Блюменталь, приговоренной к общественным работам за подкуп членов Центра Ликуда.

В этом нет различий между партиями. Эхуд Барак хочет сохранить под своим контролем первые места в списке, а то и весь список. Помогает ему в этом Биньямин (Фуад) Бен-Элиэзер, надеющийся получить, несмотря на свой преклонный возраст, второе место. Имело место столкновение между Бараком и Фуадом с одной стороны и советником Барака Эльдадом Янивом – с другой. Последний был согласен "забронировать" Фуаду второе место, но выступал против изменения партийного устава, и потому был уволен.

Председатель Ликуда Биньямин Нетаниягу тоже, разумеется, заинтересован в "бронированиях". Йоав Краковски сообщил по радио, что люди Нетаниягу "работают в среде партийных активистов", добиваясь для своего босса права назначить двух человек в каждую десятку предвыборного списка. Здесь тоже, как и в Аводе, множество таких, кто обрадуется возможности получить место в кнессете, минуя праймериз. Надо полагать, Сильван Шалом не ответит отказом на предложенное ему второе место. Может быть, Сильван прав, и он пользуется достаточной поддержкой в партии, чтобы обойтись без бронирования, но перед прошлыми выборами он согласился принять второе место в подарок.

Однако на местах положение такое, что все попытки бронирования мест в предвыборном списке могут быть пресечены на корню. Например, когда Бен-Элиэзер изложил членам иерусалимского отделения Аводы свои идеи, активисты ответили категорическим отказом. То же самое в Ликуде. Нетаниягу настроил против себя всю парламентскую фракцию, которая отнюдь не заинтересована в появлении посторонних фигур на реальных местах. Так что Сильвану Шалому, Йоси Пеледу, Давиду Леви и Моше (Буги) Яалону придется бороться за место в предвыборном списке на общих со всеми основаниях.

Именно так и должно быть в демократическом государстве, основанном на идее свободного выбора максимально широким кругом обладающих правом голоса. Тот, кто хочет заниматься политикой, должен попотеть, поработать с избирателями, убедить их в своих способностях, точно также, как избиратели должны лично познакомиться со своим кандидатом. Праймериз подобны курсу молодого бойца для начинающего политика. Если он выдержит этот экзамен с успехом, то, скорее всего, не уйдет из кнессета в середине каденции.

Внутрипартийные выборы позволяют претенденту "пустить корни" в партии, принять ее традиции, заручиться поддержкой широких масс. Это не идеал, как выразился один известный политик о демократии, но ничего лучше человечество пока не изобрело.

"Маарив", 31.12.2007

Перевод сайта "Курсор"

Иллюстрация Борис Эренбург