Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В эти дни много всевозможных чисел мысленно прокручивает Биньямин Нетаниягу у себя в голове. Во-первых, это фантастические данные опросов о 30 мандатах Ликуда сразу после сделки Шалита и до очередных волнений. В этих опросах никто не угрожает кандидатуре Нетаниягу – именно он будет формировать следующую коалицию. Не Либерман, не Яхимович, конечно же, не побитая Ливни. Только одно огорчает его в этом количестве замечательных данных - это постоянная фраза в конце каждой страницы: данные верны на день проведения опроса.

Но перед ним маячит ещё и число – 4. Это число раз, когда главы правительств последнего поколения шли на досрочные выборы на основании оптимистичных данных опросов – и проигрывали Так было с Шамиром после Мадридской конференции, так было с Пересом после убийства Рабина, с Бараком, поверившим, что сможет победить Шарона. Это случилось и с самим Нетаниягу в его первую каденцию. И тогда глава правительства вспоминает ещё одно число – 23. Это количество месяцев, оставшихся у нынешнего правительства. Кто откажется от двух лет каденции в руках ради каденции на верхушке дерева)?

Откажется только тот, кто знает, что с этого момента его положение может только ухудшаться. Однажды ночью в 2002 году в доме главы правительства происходило тайное совещание. На повестке дня: колебания Ариэля Шарона на тему - идти ли на досрочные выборы. Были те же дилеммы: с одной стороны, правое правительство стабильно, с другой стороны, фантастические данные опросов. Шарон долго колебался, пока его советник по опросам Калман Гайер, не сказал одну фразу: «Вы превосходите Биби даже среди членов Ликуда на 8%. Такого до сих пор не было и, по моему мнению, не будет». Был уже час ночи. Спустя четверть часа в доме президента раздался телефонный звонок. Секретаршу – может, это и была небезызвестная Алеф, - попросили, чтобы кто-нибудь разбудил Моше Кацава. Сонный президент был поднят с постели тогдашним секретарём правительства, Гидоном Сааром, чтобы назначить встречу на 8 утра. «Невозможно, - отвечал Кацав, - завтра будет длинная молитва по случаю Новомесячья». – «Не страшно, - отвечал Саар, значит, придем до этого». Итак, в 6 утра глава правительства предстал перед президентом, и состоялась самая ранняя встреча, какие когда-либо организовывались во Дворце президента. Шарон всеми силами старался опередить выборы, чтобы сохранить момент благоприятных опросов. Он до того торопился, что не дал своему приближённому уходящему в отставку начгенштаба Шаулю Мофазу идти на выборы в Кнессет – тому не хватало 2 недель до окончания срока заниматься политической деятельностью после увольнения из армии.

Дилемма Нетаниягу отличается деталями, но похожа в принципе: отличные данные опросов, но и правительство у него стабильно, и Кнесет 18-го созыва еще в середине каденции. И вот ещё деталь: Мофаз убеждён, что Нетанигягу ускорит выборы, продвинув их до осени 2012 года, чтобы предварить вероятное повторное избрание Обамы. Он не захочет идти к избирательным урнам на фоне фронтального противостояния с Белым домом. Более того – пойдя на досрочные выборы, Нетаниягу предаст верного ему Ишая в канун опубликования отчёта госконтролёра по вопросу пожара на Кармеле, грозящего ему Либермана в канун его слушаний, Барака, который готовится к атаке на Иран серьёзней, нежели к предвыборной кампании. К тому же он возбудит сильнейшее общественное удивление. Ладно бы, если бы его правительство функционировало с трудом. Но, к сожалению Нетаниягу, его коалиция побеждает на всех голосованиях со связанными руками. Так с чего ему распускать Кнессет?

Решение, принятое Нетаниягу на этой неделе, ускорить праймериз в Ликуде было, исходя из вышесказанного, чем-то вроде эксперимента. Он потешился досрочными выборами, на которых, судя по всему, одержит победу, но утешился тем, что снова завоевал Ликуд. Кто бы сомневался!.. Нетаниягу будет председателем Ликуда столько, сколько захочет. Его убедительная победа через 2 месяца гарантирует ему главенство в Ликуде до 2017 года (!), то есть 17 лет руководства этим движением. Есть только крохотное облачко сомнительности относительно общих выборов. Но одно на этой неделе было доказано с несомненностью: как минимум в ближайший период невозможно будет угрожать Нетаниягу выборами – на его взгляд, это не угроза, а обещание.

Успешная операция-анализ?

На этой неделе отдел по анализу текстов посвятил значительное время сказанному Нетаниягу на заседании фракции Ликуда. Депутаты Кнессета Ципи Хотобели и Дани Данон пожелали выяснить, имеется ли намерение бронировать место в списке партии для министра обороны Барака. Нетаниягу сказал следующее: «Я даю тебе честное слово, что никогда не обещал Эхуду Бараку бронировать ему место и он никогда не просил меня об этом. Это не было частью нашей сделки при создании партии Ацмаут. Он не просил, я не обещал. В любом случае, не я решаю это а Центр Ликуда».

На некоторых Интернет-сайтах поспешили заявить в своих заголовках: «Нетаниягу: никакой брони ни для кого». К великому сожалению, они, очевидно, воспользовались некачественной программой по переводу текстов политиков на иврит. Когда Нетаниягу говорит, что не давал Бараку обещания о броне в прошлом, это вовсе не означает, что вероятность такого бронирования исключена в будущем. Когда же он говорит, что решение в руках Центра Ликуда, это намёк для тех, кто его слышал, на то, что от членов Центра Ликуда может потребоваться решение именно такого типа. Кстати, в то же самое время двумя этажами ниже Барак обещал журналистам, что «на ближайших выборах вы увидите на избирательных участках бюллетень «Ацмаут». Это не была проблема анализа, возможно, другая проблема.

(«Макор ришон» 09.12.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ