Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
На кладбище партий есть много работы в этом году. Зимой там намечается торжественная церемония похорон "Кадимы", а буквально в эти дни закапывают там МАФДАЛ, почившую в преклонном возрасте (110!) после очень продолжительной болезни. Даже ее наследники затруждаются вспомнить, когда она была здоровой в последнее время. Почти все время кашляла и стонала. Ее тощее тело покрыто шрамами множества операций и уколов инфузии. В последние 3-4 каденции она нуждалась в кислородной маске. И все же только сейчас окончательно установлена ее смерть. 40-летний оптомист из Раананы и усатый депутат из Модиина с широкой улыбкой подписали свидетельство о смерти.

Да, товарищи и товарки, МАФДАЛ умерла. Еще при жизни называли ее МАФЗАЛ (покойная партия), и вот она на самом деле скончалась. Можно посочувствовать личному горю Звулуна Орлева и немалого количества его почитателей, но не надо чересчур скорбеть об уходе партии. Ее время прошло. Своей кончиной она может помочь религиозному сионизму и всему сионистскому движению в несколько раз больше, чем при жизни.

Из-за ограниченной площади газетного листа мы не сможем чересчур углубиться в корни болезней покойной партии. И не будем рассматривать ее различные и странные перевоплощения. Укажем только, что почти все время она пребывала в тени больших партий. Будучи всего в годовалом возрасте она впряглась в угандийскую авантюру герцля, а во время британского мандата подравнивалась под политику "авлага" (сдержанность, воздержание) Бен-Гуриона. Хоть ее представитель во временном правительстве проголосовал в 1948г. за создание государства, но во время Шестидневной войны ей было тяжело привыкнуть к идее освобождения Иерусалима. Тогдашний лидер партии Моше Хаим Шапира был самым решительным противником начала военных действий. На заседании правительства, на котором было решено об освобождении Иерусалима, о спрашивал, кому отдают город после этого. За 18 лет до этого лидеры МАФДАЛя отнеслись с явным отсутствием воодушевления к идее перевода министерств из Тель-Авива в Иерусалим. Представитель Херута Йоханан Бадер вздыхал тогда: "Ох, религиозные, религиозные. Какая религия у вас? Так вы заботитесь о Иерусалиме?" (протокол Кнессета, 13.12.49)

Партия религиозных сионистов поддержала соглашение о репарациях из Германии при Бен-Гурионе. Лишь трое из 12 ее депутатов в период первого правительства Бегина проголосовали против разрушения поселений Ямита, хоть перед выборами 1977г. эта партия больше всех идентифицировалась с Гуш Эмуним. Лидеры партии солидилизировались с требованием левых создать комиссию по расследованию событий в Сабре и Шатиле. Они не помешали Нетаниягу уступить Арафату Хеврон и поднять белый флаг на конференции в Уай-плантейшен. Один из виднейших сыновей партии Ханан Порат был выброшен из списка партии перед выборами 1999г. И в период "размежевания" она вела себя смущающим образом. Председатель партии Эфи Эйтам вышел из правительства сразу после решения правительства о разрушении Гуш Катифа, но Орлев оставался еще несколько месяцев.

Разумеется, МАФДАЛ сделала немало хороших дел. Она была политической опорой замечательного молодежного движения "Бней-Акива", организационной базой религиозного сионизма, поддерживала йешивот-эсдер и действовала в области поселенчества (не раз после того, как проверяла, что жители конкретного поселения голосуют за эту партию на выборах). В последние 2 десятилетия она начала специализироваться на законопроектах в социальной сфере. По крайней мере, в последнем поколении депутаты этой партии не были замешаны в коррупции - в отличие от депутатов от других партий. Несмотря на это она не сделала много чести сектору, который она представляла и поэтому представительство в парламенте уменьшалось. Гнилой запах политических дельцов 60-х годов не отошел от нее до этих пор. Основное оправдание ее существования было в финансировании для йешивот "вязаных кип", ульпанот и гар'иним Тораниим, которое она выклянчивала у правительств. Во время каждой избирательной кампании видные раввины религиозного сионизма подписывали заявление о поддержке партии. В отличие от ШАС, МАФДАЛ не прилагала усилий сделать это финансирование органической частью бюджета - видно, из желания сохранить зависимость от нее учебных заведений религиозных сионистов. Представители партии в Кнессете предпочитали выглядеть "спасителями" во время кризиса. Это очень помогает на выборах.

Праймериз, которые Ури Орбах навязал партии, могут стать провозвестником больших перемен. Хоть сам Орбах в итоге праймериз был отодвинут на 4-е место (трудно в один день покончить с политическим делячеством в партии), но, как известно, любые начинания нелегки. В любом случае хорошо, что список партии в Кнессет избирается десятками тясыч представителей религиозного сионизма, а не узкой группой. Беннет, Орбах и Айелет Шакед предоставят много почета раввинам, но будут управлять новой партией вне рамок "штибеля", как это и должно быть. Они свободны от исторических союзов с крупными партиями. Уже сейчас эти молодые кандидаты - предмет зависти и ухаживания со стороны больших партий. Впервые за десятки лет преуспела партия религиозных сионистов вызвать возгласы зависти и восхищения на светской улице.

("Макор ришон" 16.11.2012)


Перевел Яков Халфин
МАОФ