Maof

Thursday
Apr 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Беннет набрал на этой неделе десятки тысяч Likes, но капитулировал перед ультиматумом Нетаниягу. С другой стороны, Нетаниягу проиграл очки в бою за сердца правых

Дело было так: большая часть последних опросов свидетельствовали об электоральном ослаблении партии "Байт йегуди". После долгих месяцев процветания Беннета и увядания его партнеров по коалиции тенденция изменилась: Яир Лапид, Ципи Ливни и Биньямин Нетаниягу усиливаются, а партия "Байт йегуди" теряет мандаты.

В пятницу в Давосе премьер-министр неожиданно решил ответить на несколько вопросов израильских журналистов. Корреспондент газеты "Макор ришон" Ариэль Кахана спросил о возможности депортации поселений Иорданской долины. "Я не намерен разрушать ни одно поселение и не собираюсь изгонять ни одного израильтянина".

У нескольких присутствовавших там возникло впечатление, что Нетаниягу был удивлен своим же словам. Такое высказывание он озвучивал публично в последний раз только накануне выборов 2009 и 2013 годов в условиях опасения утраты голосов правых избирателей. Он никогда не говорил ничего подобного в середине каденции, никогда не говорил это с такой решительностью и on the record. Если все в этот раз было идеологией нетто, то глава партии Байт йегуди должен был опубликовать в Фейсбуке текст в поддержку первого за десятилетие премьер-министра, озвучивающего такую правую декларацию. Но "Байт йегуди" молчал.

Не только Нетаниягу был удивлен этой декларацией. Высокопоставленные представители его канцелярии начали получать гневные отклики из разных стран, согласно которым такое выступление - это контрольный выстрел в голову и так агонизирующего переговорного процесса. Биби искал выход - и нашел. В воскресенье вечером "невысокопоставленный" представитель премьер-министра был послан проинструктировать иностранных журналистов "от имени некиих зарубежных новостных агентств", что Нетаниягу подразумевал передачу поселенцев под чужой суверенитет. Этот заголовок не вызвал большого волнения по той простой причине, что Нетаниягу уже озвучивал это в выступлении перед Конгрессом в 2011г.

Но министр экономики идентифицировал редкую возможность дистанциироваться ор премьер-министра и вернуть утраченные (по опросам) голоса. "Я призываю Нетаниягу отказаться от слов его приближенных, означающих утрату моральных и идейных основ", - набрал Беннет на клавиатуре и превратил незначительное высказывание в шлягер – 4029 Likes (одобрительных откликов). Его приближенные - и всем ясно, о ком идет речь - увеличили громкость: "Премьер-министр должен твердо стоять и не сгибаться". Короче: Беннет атаковал приближенных Нетаниягу, а приближенные Беннета атаковали самого Нетаниягу, но не было прямой атаки Беннета на Нетаниягу. Это подержанный, но эффективный политический трюк, позволяющий контролировать уровень огня. Использование его свидетельствует, что на том этапе в "Байт йегуди" полагали, что все закончится, как обычно, несколькими тысячами Likes и 2-3 заголовками - не правительственным кризисом. Там не поняли в реальном времени, что это была попытка убить муху из пушки.

Никогда больше

Первая реакция Нетаниягу, вроде бы, только доказывала верность тактики. Его канцелярия опубликовала осуждение того, что в ПА отвергли идею оставления поселений на месте, но не было ни слова против министра экономики. Беннет вылетел с визитом в Польшу, сопровождаемый 6844 Likes на его фотографии в самолете.

И тогда Нетаниягу решил отреагировать: в то время, когда министр эконимики выставлял в Фейсбуке свои фотографии в Освенциме, и Нетаниягу решил, леавдиль, что никогда больше: он сообщил о приглашении министра на разбирательство. В этой же своей странной реакции (как будто американцы и арабы не слышат) он заявил, что все было трюком, призванным разоблачить и расизм арабов, и их отказ от продвижения в переговорах.

Беннет решил "снизить профиль" и отверг все приглашения на интервью. Он провел 8 часов вместе с израильскими журналистами в неисправном самолете в заснеженном Кракове, но ничего не сказал по этой теме. "Я слегка опасался, что (журналист) Амир Бенаюн оглохнет от моего храпа", - написал он своим встревоженным читателям в Фейсбуке. 8633 Likes.

Это был момент взрыва: возможно, Беннет увидев, что канцелярия премьер-министра отказалась от идеи разбирательства, решил, что это признак слабости, а может он не мог сдержаться. Почти сразу после приземления в аэропорту им. Бен-Гуриона, после 32 часов без упорядоченного сна он прибыл прямиком на университетскую конференцию и выпустил там риторические ракеты прямо в дом премьер-министра. "Наши праотцы и потомки не простят тому, кто передаст евреев под чужую власть", - сказал он. Его советники полагали, что как и год назад в период союза Лапид-Беннет у Нетаниягу нет альтернативы для коалиции. Поэтому как тогда, так и сейчас можно атаковать его сколько захочется. Соответственно, был установлен сезонный рекорд: 20355 Likes.

Эта стратегия была ошибочной, потому что основывалась на предположении, верном в экономике, но не в политике: предположении, что все игроки рациональны. Верно, что у Нетаниягу нет опции лучшего для него правительства, чем нынешнее, но в его карьере вообще и в отношениях с Беннетом, в частности, уже было доказано, что канцелярия главы правительства не всегда принимает холодные верные решения. Тот, кто почти утратил власть своими дикими нападками на Беннета во время избирательной кампании, был недалек от решения вышвырнуть Беннета ко всем чертям - и к черту правительство.

Представители премьер-министра прояснили, что если Беннет не извинится - лично - он будет уволен с поста министра. Тут вдруг стратегия покерного блефа Беннета стала выглядеть менее убедительной. Министр Ури Ариэль выступил по радио, он слышался очень обеспокоенным возможностью ознакомления заново со скамьями оппозиции. Он и Ури Орбах начали давить на Беннета как можно раньше опубликовать объяснение. Утром Беннет сказал приближенным: "Пусть Нетаниягу успокоится, не будет извинений". Вечером на Мертвом море он уже встал перед телекамерами и озвучил свое объяснение. По пути туда он еще выставил свою фотографию в Массаде (3266 Likes). Уже тогда было ему ясно, что это не будет его Массадой.

Никакой основы

Эпилог этой истории может быть не менее поучительным, чем предыдущие главы. В 6 вечера, когда Нетаниягу и Беннет уже согласовали все подробности извинения, которое прозвучит через час, канцелярия главы правительства заявила, что у Беннета есть 4 дня на то, чтобы извиниться. В 7 вечера, после того, как Беннет уже извинился и знал, что все уже закончилось, его канцелярия проинструктировала журналистов: "Мы не извинились, если Нетаниягу хочет - пусть увольняет". Все ясно: премьер-министр хотел показать, что согнул Беннета, а тот хотел показать, что не извинился.

Политика - это не игра win-win, и доказательство тому - оба политика заканчивают неделю в минусе. Беннет воспринимется как слишком быстро выхвативший пистолет, но прогнувшийся под угрозой; Нетаниягу потерял поддержку правых; правительство вновь доказало, что его члены понимают только силу; Израиль выглядел в мире как манипулятивное государство, у которого одно в сердце, другое на устах, а еще одно от имени официальных представителей.

Но самое главное, что и Нетаниягу, и Беннет уверены - каждый по своему - что они показали другому каково это, что они не потеряли никаких основ. Кстати, извинение Беннета почему-то не было выставлено в Фейсбуке.

("Макор ришон" 31.01.2014)


Перевел Ханан Фридман
МАОФ