Это правительство испортилось еще в процессе его формирования. 3-е правительство Нетаниягу, в сущности, было правительством Лапида-Беннета - это первая коалиция, не сформированная премьер-министром, а навязанная ему внешней силой. Способ формирования коалиции превратил ее в драму. Последовавший разрыв между Яиром Лапидом и Нафтали Беннетом, а также между Биньямином Нетаниягу и Авигдором Либерманом превратил ее в теленовеллу - много братьев и сестер, мало мира в доме. "Гиюр и диюр, хок леом и Исраэль а-йом" (законопроекты о гиюре, государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа, о газете "Исраэль а-йом", проблема дороговизны жилья) - все это только поводы для досрочных выборов.
По этой причине Нетаниягу предпринимает так много усилий и вкладывает так много душевных сил в возобновление политического союза с харедим. На прошлой неделе он предложил харедим присоединиться к правительству. На его счастье ШАС и Яадут а-Тора отказались и не допустили электорального падения Нетаниягу. Коалиция из 61 депутата против такого главы оппозиции, как Лапид, закончила бы быстро и плохо. И его предложение по досрочным выборам в обмен на обязательство харедим присоединиться к коалиции после выборов далеко от того, чтобы вызвать восторги публики. Как говаривал Ицхак Шамир, секреты сохраняются между двух человек при условии, что один из них умер.
Если Нетаниягу проведет уже на этой неделе законопроект о досрочных выборах, то каждый парламентский помощник поймет, что в кармане главы правительства есть письма от Якова Лицмана и Арье Дери. В таком случае повесткой дня выборов будет не законопроект о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа и не иранская угроза - а харедим, шантаж, финансирование и все прочие темы, кормившие в СМИ семейство Лапидов на протяжении 2 поколений.
Стоит вспомнить единственный раз, когда это расколотое правительство преуспело провести какие-то законы: В течение одной неделе в марте тогдашний глава коалиции Ярив Левин подал на голосование 3 законопроекта: об усилении власти (законопроект НДИ), о призыве в армию (законопроект Еш атид) и о референдуме (законопроект Байт йегуди). Либерман, Лапид, Беннет и Ливни друг с другом и все вместе с Нетаниягу только в ситуации, напоминающей известную тройку: каждый направляет пистолеты на двух других.
Или выбирая более утонченную аналогию, в нынешнем правительстве заключают сделки только за наличные. В идеальном мире можно было бы заключить тройную сделку: закон о национальном государстве - НДС 0% - бюджет. С точки зрения Нетаниягу, если можно заодно похоронить законопроект против газеты "Исраэль а-йом", - замечательно.
Проблема в том, что глава правительства должен был бы сейчас заплатить в кредит за устойчивость правительства. Он должен был бы немедленно утвердить законопроект Лапида о 0% НДС на первую квартиру (точнее, утвердить еще 2 недели назад), а товар - стабильность правительства - возможно, не получил бы. Зачем давать Лапиду миллиарды, которые сделают ему рекламу, - вслух рассуждал Нетаниягу, - если через 2 месяца он свалит правительство? Поэтому законопроект 0% НДС задержался, принятие бюджета затормозилось, а остальное уже история.
Разумеется, в этом сценарии важную роль играет и паранойя. Насколько помнится, израильская общественность избирала Лапида не для инициатив по НДС, а для снижения цен на жилье. Пока это не произошло, у Лапида нет намерения уйти в отставку; а кто не верит - должен был посмотреть на испуганные физиономии Ливни и Лапида на последнем заседании правительства. Но Нетаниягу не доверяет им - члены этого правительства страдают от низкого рейтинга доверия друг у друга.
("Макор ришон" 28.11.2014)
Перевел Борух Фридман
МАОФ



