2 телевизионных события определили текущую неделю: Ави Габай отстранил Ципи Ливни, а Нетфликс запустила интерактивный фильм. Соединение этих событий может взорваться нам в лицо
Для среднего израильтянина самым шумным телесобытием этой недели было увольнение Ципи Ливни Ави Габаем в прямом эфире перед телекамерами. В мире же самым главным телесобытием недели была новая глава "Черного зеркала" (Black mirror). Этот британско-американский телесериал начинает 5-й сезон, и как в предыдущих сезонах, и на этот раз специализируется на представлении ситуаций и колебаний, связанных с миром технологий, с подчеркиванием, что речь не идет о научной фантастике, а о действительности, иногда замораживающей кровь в жилах, действительности, находящейся за углом.
Первая глава 5-го сезона "Bandersnatch" стала сюрпризом для телезрителей во всем мире и включает освежающее новшество: зрители уже не смотрят пассивно на экран, раз в несколько минут от них требуется решить посредством пульта управления в их руках что сделает герой на экране. Сюжет развивается в соответствии с их выбором. Вкратце: в 1984г. Стефан планирует новую видеоигру, в которой от игрока требуется решить куда пойти на каждом этапе. Игра основывается на книге из жанра "Право выбора" в конце каждой главы ("Если вы выбрали войти через окно – перейдите на стр.22. Если выбрали войти через красную дверь – перейдите на стр.34") Другими словами, Это фильм, в котором есть право выбора в отношении человека, создающего игру, в которой есть право выбора. В начале выбор зрителя прост и сосредотачивается на вопросах какие утренние злаки кушать и какую кассету слушать в вокмене во время езды в автобусе. Но очень быстро выбор становится судьбоносным и драматическим. На определенном этапе – у меня это произошло, когда я был спрошен хоронить ли убитую или расчленить ее тело – становится ясно, что есть тут намерение потрясти зрителя, что не обязательно приведет к тому, что в следующий раз он выберет менее гротескную или дикую опцию.
С моими выборами фильм закончился через полтора часа. По словам создателей, самый краткий вариант – 40 минут, самый длинный – 3 часа. По всей видимости, есть 5 основных концовок, но ведут к ним триллион путей, - почти по количеству партий в Израиле перед ближайшими выборами.
Многие сравнили на этой неделе представление Ави Габая с реалити по ТВ. Прямой эфир, сюрприз, крупным планом искаженное лицо очередной вылетевшей. В отличие от программ реалити, в отношении которых есть скептицизм среди людей, считающих себя качественными и культурными, это политическое реалити смотрели все. Все наслаждались кровью. Все пересылали ссылки в социальных сетях. Все добавили сочный юмор. И я. Но что там Габай – и Нафтали Беннет с Айелет Шакед, заявившие в прямом эфире о выходе из своей партии, присоединились к жанру в тот момент, как он объявил о себе как об устаревшем. Потому что следующим этапом будет активное участие зрителя в драматических решениях в происходящем на экране. После просмотра "Bandersnatch" – со всеми его недостатками, поверхностностью и фактом, что многие выборы ведут зрителя в тупик, который возвращает его назад, - не трудно вообразить себе сцену из следующих выборов: Ави Габай или другой лидер партии стоит перед телекамерами и зачитывает с листа: "Мы не поднимаемся в опросах. Это факт. Со мной в комнате сидят 15 депутатов, пришло время решить кто будет в следующем составе Кнессета. Дорогие зрители, возьмите пульт управления и обратите внимание на инструкцию".
Это приближается гигантскими шагами. Прямая и настоящая демократия, самая близкая к власти народа со времен Древней Греции. Решения будут приниматься нажатием клавиши на пульте, и все будет в прямом эфире. Отсюда можно только прогрессировать. Зачитать ли сейчас список всех причин, по которым я не верю своей партнерше по политическому блоку уже несколько лет или удовлетворимся кратким конспектом? Угадайте каким будет ответ. А с другой стороны – Ливни должна встать ли и выйти из комнаты, не говоря ни слова после устранения в прямом эфире, или вдарить по увольняющему и сказать ему все, что она думает о нем? Вновь угадайте, что ответят зрители.
Больше всего пугает, что это сработает. На этой неделе, возможно, в первый раз со своего избрания председателем Аводы Габай преуспел завладеть почти на 48 часов общественной повесткой дня. Говорили почти только о нем. Что именно не позволит ему или его коллегам по политике продолжить этим путем или даже обострить и пойти дальше?
В компании по производству компьютерных игр, в которой работает Стефан, он встречает Колина – старшего разработчика – который объясняет ему, что, в сущности, означает наивная игра "Pac-man": "Вся игра – метафора. Он думает, что у него есть свободное желание, но на деле он в тупике. В системе. Все, что он может делать, - это кушать. Он преследуем чертями, существующими только в его голове, и даже если сумеет убежать через выход в одном конце тупика, что происходит? Он возвращается в тупик с другой стороны. Люди думают, что это веселая игра. Нет. Это кошмарный мир. И самое ужасное, что это настоящее, мы живем в нем".
Возьмите эту фразу и примените ее к израильской политике. С любой стороны. Представьте себе любого лидера партии, какого захотите, говорящего эту фразу в воем обращении к нации и, возможно, не удивитесь обнаружить, что его слова описывают почти точно действительность, в которой он действует. Право выбора – это самое дорогое достояние демократического общества. Как это выглядит сейчас, у этого достояния есть возрастающий потенциал превратиться в кошмар, искры которого все мы уже чувствуем в виде десятков осколков партий, делящихся, как амебы, без всякого различия между ними, в виде унизительных увольнений в прямом эфире и в виде надуманных опросов, произведенных в тот же день, с разницей в 100 и более процентов между опросами. Кто нуждается в черном зеркале – смотрите сводку новостей.
("Макор ришон" 4.01.2019)
Перевел Моше Борухович