В последнее время, помимо шока от жульнического шага Беннета и Шакед, раздаются утверждения о наказании.
"Они заплатят цену за это", - говорят правые. "Беннет стерт", - пишут они в социальных сетях. - "Он закончил свою карьеру". Логика очень простая: поскольку Беннет нанес серьезный урон доверию, которое испытывал к нему правый электорат, и многие из них не проголосуют за него больше, то он остался без дома. Политик без политической базы. И у него нет платформы, опираясь на которую он может идти на следующие выборы. Отсюда – стирание.
Но это ошибка в понимании политического шага Беннета. Вы можете говорить, что угодно: что он циник, прохвост, оппортунист и так далее, но он не дурак. Беннет точно знает, как его шаги действуют на голосовавших за него, и эти последствия он учитывает. Это цена, которую он готов платить за достижение своей стратегической цели. Беннет находится сейчас в разгаре процесса смены электората. Верно, он все еще обращается к своим старым избирателям, все еще пытается оправдать перед ними свои действия, используя частично (и грубо) их политический лексикон, но его мессиджи уже пересекают линии. Беннет уже не говорит о правой идеологии, а о туманном риторическом комплексе, называемым "общегосударственный подход".
Как сказал вчера в радиопередаче близкий друг Беннета депутат Матан Кахана, "есть время для идеологии и есть время для успокоения". Они уже не говорят о легализации форпостов, о судейском консерватизме или о свободной экономике – все это прикрывает густое одеяло лапидовских лозунгов, и все они являются синонимами одного слова – сила.
И это лишь прелюдия. На следующем этапе – я полагаю, что это не займет много времени – мы услышим дополнительные главы этого опуса. Первой из них будет, видно, о судебной системе. Надо полагать в связи с каким-то развитием в суде над Нетаниягу. "У нас есть один суд", - скажет Беннет (возможно, в интервью газете "Йедиот ахронот") и объяснит, что есть разница между критикой и необходимостью исправления и между "диким подстрекательством", которое идет от "бибистов". На определенном этапе, возможно, в связи с политическими инициативами Байдена, мы услышим о том, что "в выборе между народом Израиля и Эрец Исраэль предпочтительнее выбрать народ Израиля", что, разумеется, будет описываться как "болезненное решение, как выбор между отцом и матерью". И разумеется, будет оправдание ограничения свободы слова для правых (законопроект о закрытии газеты "Исраэль а-йом"). "Есть граница для свободы выражения, демократия должна защищать себя").
Им не надо будет ничего изобретать. Все эти утверждения уже существуют, знакомы и испытаны – ими пользовались, чтобы оправдать подобные деяния в прошлом. В тот момент, когда политик начинает совершать паломничества к Олимпу прогрессивной пропаганды, нет никакой причины предполагать, что в итоге он не будет поклоняться всем идолам этого пантеона.
Процесс придет к своей реализации с созданием новой политической платформы – "партии центра" с сочетанием потенциала с Лапидом, Ганцем и другими игроками той округи. Предполагается, что там находятся 20-30 мандатов, и глаза Беннета подняты к ним. Поэтому уход от него нынешнего его электората никак не заботит его. Это цена, которую он готов платить с радостью. В сущности, это уже не цена, а неотъемлемая часть нового товара. Это не "баг", это "фичер".
Религиозные сионисты, которые "открыли его", поверили ему и предоставили ему силу, не интересуют кончик мизинца Беннета. Они были лишь "ослом Мессии".
1.06.2021
Перевел Яков Халфин