«Иудейские войны» как форма предвыборной агитации
* Кто «поджигает» арабский сектор Израиля? В конце декабря минувшего
года израильское почтовое ведомство выпустило марку, посвященную столетию
создания Альбертом Эйнштейном теории относительности, а также предстоящей
в 2006 году в Иерусалиме международной филателистической выставки. Несмотря
на общемировую значимость наследия великого физика, создатели почтовой
миниатюры доступными им творческими средствами сочли необходимым напомнить
о национальных корнях гения и его симпатиях к Государству Израиль.
Так, портрет ученого был помещен
на фоне одного из корпусов Еврейского университета, к созданию которого
нобелевский лауреат приложил немало усилий. Кроме того, в текст пояснительного
анонса к почтовой марке, автором которого является иерусалимский профессор
Ханох Гутфройнд, включен отрывок из знаменитого письма Эйнштейна премьер-министру
Давиду Бен-Гуриону, написанного в 1952 году. В этом послании научный руководитель
американского атомного проекта поясняет причины своего отказа занять предлагавшийся
ему после смерти Хаима Вейцмана пост президента Государства Израиль.
По-видимому, не случайно профессор
Гутфройнд выбрал из этого послания те слова нобелевского лауреата, в котором
Эйнштейн говорит о своей сопричастности к судьбе народа Израиля, оказавшегося
в середине двадцатого века перед угрозой полного уничтожения: «Мои национальные
чувства особенно укрепилась после того, как я в полной мере осознал, какой
опасности мы все подвергаемся, оказавшись наиболее беззащитными среди других
народов планеты», - писал Эйнштейн Бен-Гуриону более полувека назад.
В то время евреи всего мира - как пережившие
Холокост, так и находившиеся в относительно безопасных странах - несмотря
на все различия между ними, были едины в одном: Государство Израиль должно
быть достаточно сильным, чтобы защитить своих граждан от любой угрозы.
Однако об этом в нашей стране практически никто не вспомнил даже 27 января
- в день освобождения узников Освенцима, который в нынешнем году отмечался
во всем мире как Международный день памяти жертв Холокоста.
Правда, накануне, в четверг, правительство
провело специальное заседание в одном из залов музея «Яд ва-Шем», о чем
в предсубботнем номере вскользь сообщила газета «Маарив». Однако на фотографии,
сопровождавшей соответствующий репортаж, было хорошо видно, что лица присутствующих
– и исполняющего обязанности главы правительства, и его министров - не
выражали ничего, кроме тоски и равнодушия. Было хорошо заметно, что члены
правительственного кабинета просто «отбывают повинность», а сами в это
время думают о чем-то другом.
О чем именно – стало ясно в начале
нынешней недели, когда на еженедельном заседании кабинета министров было
объявлено о твердом намерении правительства ликвидировать в течение нескольких
дней поселенческий квартал Амона и выселить евреев из района хевронского
оптового рынка. При этом никто из представителей исполнительной власти
не смог внятно объяснить, почему именно сейчас, когда многократно возросла
угроза раскручивания нового этапа террористической войны вследствие победы
ХАМАСа на парламентских выборах, нужно мобилизовывать огромные силы и средства
для очередного межеврейского противостояния.
«Иудейские войны» как форма предвыборной агитации
Впрочем, объяснение все же есть,
и оно весьма прозаично. Даже газета «Гаарец» 31 января, в своей редакционной
статье под проправительственным лозунгом «Никаких уступок нарушителям закона!»,
вынуждена была признать: «Нельзя не отметить, что ускоренная ликвидация
«заметных» форпостов будет являться сильным козырем в предвыборной кампании
возглавляемой Эхудом Ольмертом партии «Кадима». Об этом же заявил утром
1 февраля и лидер партии «Авода» Амир Перец в своем интервью Габи Газиту
- постоянному ведущему утренней программы «Все разговоры» на радиоканале
«Решет бет». Что уж говорить о еженедельном ток-шоу «Политика» на Первом
канале израильского телевидения в минувший вторник! Там в первом же тематическом
сюжете, а точнее, в традиционном словесном поединке, посвященном судьбе
незаконных (да и законных тоже) еврейских поселений в Иудее и Самарии,
в очередной раз резко схлестнулись мнения непримиримых идеологических противников
из правого и левого лагеря.
На этот раз за «правых» активнее
других «играли» бывший генерал, бывший лидер партии МАФДАЛ и бывший же
министр строительства Эфи Эйтам, а также Шимон Риклин - один из создателей
молодежного поселенческого движения «Ноар а-гваот», главной задачей которого
является активное заселение пустующих холмов Иудеи и Самарии. Им активно
оппонировали депутат Кнессета от партии МЕРЕЦ Захава Гальон и полностью
разделяющий сегодня её политическую позицию недавний член руководства «Ликуда»,
а ныне – активист «Кадимы» Рони Бар-Он.
Как и следовало ожидать,
и Гальон, и её союзник из числа создателей новой партии Ариэля Шарона,
призывали Эйтама и Риклина строго соблюдать закон и порядок. На это молодежный
лидер поселенцев ответил, что один из его главных критиков был, не так
давно, замешан в громком скандале «Бар-Он – Хеврон». И уж кому-кому, а
не этому политику учить «правых» морали и нравственности. Впрочем, главный
аргумент сторонников еврейского присутствия во всех районах Иудеи и Самарии
был не нов. Они в очередной раз пытались выяснить у своих собеседников,
почему правительственные структуры упорно закрывают глаза на гигантские
масштабы незаконного арабского строительства как на «Западном берегу»,
так и в пределах «зеленой черты». И в очередной раз, как писали раньше
в романах, молчание было им ответом.
Эту же тему поднял политолог Йорам
Этингер в статье, опубликованной 30 января на Интернет-сайте газеты «Едиот
ахронот». По имеющимся у Этингера данным, только арабы, проживающие в восточных
кварталах Иерусалима, незаконно строят не менее 1000 единиц жилья в год.
Ежегодно же выносится всего лишь от 30 до 40 юридических постановлений
о разрушении этих построек, но реально выполняются лишь единичные судебные
решения. Главная причина – активная позиция израильских левых «правозащитников»,
которые, очевидно, считают, что «униженные и оскорбленные» арабы имеют
право нарушать законы Государства Израиль.
Этингер пишет и о том, что вовсе не
случайно многочисленные арабские дома возводятся вдоль автомобильных трасс
с интенсивных движением, и в частности, вдоль шоссе номер 443, которая
соединяет столицу Израиля с районом Модиина и позволяет разгрузить главную
дорогу страны - Тель-Авив – Иерусалим. Наверное, все приведенные Йорамом
Этингером аргументы хорошо известны сторонникам обоих политических лагерей,
которые вряд ли когда-то придут к единому мнению по этому вопросу. Однако
уже сейчас ясно одно: если, закрывая глаза на постоянное пренебрежение
государственными законами в арабском секторе, представители «лагеря мира»
рассчитывают на смягчение позиции израильских арабов по отношению к «сионистскому
образованию», то они сильно ошибаются.
Кто «поджигает» арабский сектор Израиля?
В этой связи выглядит малопонятной
попытка публициста и историка Александра Якобсона убедить читателей газеты
«Гаарец» в том, что 27 процентов арабов с голубыми «теудат зеутами», которые
склонны проявить израильский патриотизм – это, на самом деле, «не так уж
и мало». Далее г-н Якобсон, цитируя данные, прозвучавшие недавно на межведомственной
конференции в Центре стратегических исследований в Герцлии, с удовлетворением
пишет о том, что 44% израильских арабов очень довольны своим нынешним гражданством,
а еще 24 процента называют себя «патриотами Израиля в значительной степени».
Правда, в этой же
статье, опубликованной 30 января, Александр Якобсон признает, что «большинство
арабских депутатов Кнессета в своих публичных выступлениях ведут себя совсем
по-другому. Они называют Израиль «маленьким пауком», дают интервью на фоне
портрета шейха Ахмеда Ясина, выражают солидарность с «Хизбаллой» и поддерживают
непримиримого сирийского президента Башара Асада. Они же направляют приветственные
телеграммы бывшему иракском диктатору Саддаму Хусейну, указывая, в качестве
обратного адреса, словосочетание «город Назарет, Палестина».
Пишет русскоязычный миротворец
и о том, что не названый им по имени наиболее влиятельный шейх, из числа
живущих в пределах «зеленой черты», фактически отрицает правомочность существования
Израиля как еврейского национального очага. Причем отрицает даже в рамках
формулы «два государства - два народа». Как легко догадаться, речь идет
о недавно освобожденном из тюрьмы, но не изменившем своих убеждений шейхе
Райаде Салахе. Впрочем, как утверждает Александр Якобсон, «экстремистские
заявления политиков арабского сектора продиктованы их стремлением к популярности
среди «своего» населения - и они её добиваются именно таким образом».
Не будем сейчас обсуждать
явное несоответствие этого утверждения прозвучавшему ранее в этой же статье
тезису о миролюбии и даже определенном государственном патриотизме израильских
арабов. Заметим лишь, что все возрастающую агрессивность проявляют в последнее
время и те представители арабского сектора, от которых в первую очередь
можно было ожидать толерантности и широты взглядов. Так, 31 августа
на Интернет-сайте газеты «Маарив» была опубликована статья журналиста Итамара
Авнери, в названии которой использована цитата из высказываний кинорежиссера
арабского происхождения Джулиано Мара. Фраза эта звучит так: «Большинство
израильтян являются расистами с колыбели».
Фактически корреспонденция
Авнери является изложением интервью, которое Джулиано Мар дал несколько
дней назад хайфской газете на арабском языке - «Аль-Медина». В беседе с
журналистом известный кинорежиссер резко критикует «еврейскую ксенофобию»,
которой, по его мнению, поражены даже самые левонастроенные деятели израильской
культуры, включая известных писателей-«миротворцев» Йорама Канюка и Амоса
Оза. Израильского режиссера Амоса Гитая, который не жалеет творческих сил
и средств, чтобы понравиться арабской, да и вообще «прогрессивной мировой
общественности», Джулиано Мар презрительно называет «сионистским лжецом»…
Правда, всего лишь
около двух лет назад, вместе со своей коллегой-еврейкой Эстер Травельси,
режиссер Мар благосклонно принимал поздравления израильтян в связи
со «смелым фильмом» под названием «Дети Арны». Речь в этом кинопроизведении
шла, естественно, о «страданиях палестинских беженцев» и о «преступлениях
израильских войск на оккупированных территориях». Впрочем, в своем последнем
интервью арабской газете, выходящей в Хайфе, об этом фильме Джулиано Мар
даже не упомянул. Зато он не жалел похвал в адрес режиссера Мухаммеда Бакри
– автор скандального «киносвидетельства» под названием «Дженин, Дженин…».
Что же касается одного из главных персонажей этого фильма – террориста
Зкарии Збейде – то израильский режиссер из Хайфы называет его «героем»
и «своим другом»…
Трудно сказать, знает
ли непримиримый борец за «справедливость и равноправие» Йорам Канюк о той
оценке, которую он «заработал» у Джулиано Мара. Так или иначе, «прогрессивные
евреи» в нашей стране не собираются останавливаться ни перед чем в поисках
«партнеров» - даже среди откровенно враждебных нам людей. Новая статья
Канюка, опубликованная в «Едиот ахронот» в среду, первого февраля, называется
просто и незатейливо: «Шанс, который дает нам ХАМАС». Из этого произведения
можно понять, прежде всего, то, что в нашем мире все относительно – даже
исламский терроризм. Пожалуй, такое «открытие» тянет если не на Нобелевскую
премию, то уж, во всяком случае, на серьезный разговор на тему «еврейский
мазохизм и трагедия израильского либерализма». И здесь отдыхает даже Васисуалий
Лоханкин. Не говоря уже об Альберте Эйнштейне…
«Новости недели», 2.02.06