Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Если этот план не улучшает нашу демографическую ситуацию, и ухудшает все остальное, то кому и для чего он нужен?
Лидер партии НДИ Либерман в качестве предвыборной программы выдвинул «план обмена территориями и населением», который предусматривает передачу  арабам частей Израиля, находящихся внутри «зеленой черты». Речь идет, например, о таких городах как Умм-эль-Фахм в Галилее, Кфар Касем на приморской равнине и пригородах Иерусалима. Эти земли были аннексированы Израилем и принадлежали ему до войны 1967 года, и по поводу их принадлежности стране существует однозначный консенсус и внутри страны и зарубежом.
Оставим на время в стороне  все идеологические соображения - правые (нельзя добровольно передавать собственную территорию врагу, а тем более всемирно признанному террористу), левые (даже выселив арабов Израиль должен продолжать их обеспечивать), и центристско-трусливые (разрешит ли нам это мировая общественность?). Рассмотрим план с чисто практической, «шкурной» точки зрения, с точки зрения, например, того, кто не уехал ещё в Америку, просто потому что это трудно осуществить практически, да и привык жить в Израиле (еврей в конце концов), но не более того. Оставим  в стороне также и соображения безопасности, которые на опыте Осло показывают, что сколько ни отдай, враг этим не удовлетворится. Раз начавшись, процесс отступления закончится в единственном возможном месте - «на голубой линии», т.е. на полосе прибоя Средиземного моря.
Итак, отбросим идеологические, моральные и  оборонные ограничения и посмотрим на этот план с точки зрения чистого шкурника: «а что мы с этого будем иметь?» Ведь нам предлагают отдать часть израильской территории, населённой арабами. При этом как-то неявно предполагается, что это приведёт не просто к некоторому снижению числа израильских арабов – из-за такого скромного результата вообще не стоило бы огород городить, - а прямо-таки радикально решит демографическую проблему быстро растущего арабского населения внутри израильских границ. Приходится иногда слышать даже, что «нам предлагают болезненное, но единственное реальное решение» и т.д. Не является ли это обычной предвыборной ложью в правдоподобной упаковке?
Рассмотрим вопрос по существу. Вся идея состоит в том, чтобы уступить некоторые относительно небольшие участки Израиля, которые заселены арабами, и, таким образом, избавиться от этих арабов. Очевидно, что речь может идти только об арабских населённых пунктах, примыкающих к старой иорданской границе (существовавшей до 1967 года), на которой сейчас собираются установить «постоянные границы Освенцима» для того обрубка, который пока ещё сумеет некоторое время оставаться Государством Израиль. Густо населённые арабами территории в Галилее или арабские районы Рамле и Яфо или бедуинский город Раат никак не могут быть отъединены от Израиля, ибо находятся в глубине израильской территории, а не на краю.
Любой желающий может открыть «Израильский статистический ежегодник» и посмотреть, сколько в Израиле евреев и арабов, и где они живут. Последний такой справочник 2005 года вышел прошлой осенью, и все данные в нём относятся к 31 декабря 2004 года. Всего на указанную дату в Израиле жило 1340.2 тыс. арабского населения. Из них 113 тыс. друзов и 2.5 тыс. ливанских беженцев, которые лояльны Израилю и, в общем-то, никому не мешают. Остаётся 1224.7 тыс., так сказать, «настоящих» арабов. Из них 237.1 тыс. – это арабы Восточного Иерусалима. Проблемы, связанные с Иерусалимом, стоят особняком, их надо рассматривать отдельно, и этих арабов тоже надо рассматривать отдельно, хотя бы потому, что они стали израильтянами не в 1948-9 годах, а в 1967 году и в большинстве своём имеют не израильское, а иорданское гражданство, а в Израиле числятся не гражданами, а «постоянными жителями». Остаётся, таким образом, 987.6 тыс. арабов.
Какие же арабские города и деревни стоят «на краю», и их можно без труда отдать? В центральной части Израиля, между Гуш-Даном и Хадерой, вдоль  старой границы расположены: Кафр-Касем (16.8 тыс. жителей), Кафр-Бара (около 3 тыс.), Таййбэ (32.1 тыс.), Земер (5.0 тыс) и две большие деревни Бака-эль-Гарбиййе и Джатт, объединённые по недавней административной реформе в один город Бака-Джатт с населением в 30.2 тыс. жителей. Всего – примерно 87 тыс. чел. В этом же районе находятся арабские города Тира (20.3 тыс.), Каласуа (16.4 тыс.) и Джальджулья (7.3 тыс.). Всего – 44.0 тыс. Но отдать эти посёлки никак нельзя, потому что они расположены западнее шоссе №6 «Хоце-Исраэль» (скоростное платное шоссе). Уже сейчас это шоссе проходит на некоторых участках совсем рядом с границей, практически вплотную к давно отданным Калькилии и Туль-Карму. Если к ПА отойдут ещё и Кафр-Касем, и Тайбе, и Бака-Джатт, то положение принципиально не изменится. (Напоминаю, что мы рассматриваем вопрос с точки зрения «шкурника», не озабоченного ни моралью, ни безопасностью). Но никто никогда не говорил, что израильское шоссе может быть окружено территорией другого государства с обеих сторон. Именно чтобы избежать такого положения, дорога «Хоце-Исраэль» была проложена через узкую «талию» возле Кфар-Сабы, а не восточнее, через полупустые склоны Западной Самарии («Ведь это же палестинские земли!», - возражали против этого плана левые). Так что отдавать Тиру, Каласуа и Джальджулью нельзя – это будет просто означать закрытие  скоростного  шоссе «Хоце-Исраэль».
Дальше на север от Бака-эль-Гарбиййе расположена узкая долина, проходящая с юго-запада на северо-восток и отделяющая горы Северной Самарии от плоскогорья Рамот-Менаше по направлению к Хайфе. Эта долина называется по-арабски Вади-Ара (на иврите – Ирон), по ней проходит шоссе №65 Хадера-Афула, и по холмам вокруг неё расположено немало арабских и несколько еврейских населённых пунктов. Пойдём с севера на юг. На самом конце гор, на краю долины Йизреэль расположены пять небольших арабских деревень, объединённых лет десять назад в местный совет Маале-Ирон (11.3 тыс. жителей). Чуть южнее – большой город Умм-аль-Фахм (40.0 тыс.). Далее на юго-запад – три маленьких деревни, объединённые в местный совет Басма (7.2 тыс.), потом деревни Ара и Арара, объединённые в местный совет Арара (15.2 тыс.) и наконец, сильно к северу от шоссе, вдаваясь в Рамот-Менаше, находится большая деревня Кафр-Кара (13.9 тыс.). Кроме того, отдельно, сильно на юг, по направлению к Бака-эль-Гарбиййе находится небольшой посёлок Умм-эль-Кутуф с населением около 2 тыс. человек. Всего, таким образом, около 90 тыс. арабов во всём этом районе.
Чтобы отдать этот район, придётся отказаться от очень многого. Во-первых, стратегическая дорога из центра на север. Именно из-за этой дороги Израиль потребовал себе этот район на переговорах о перемирии с Иорданией в 1949 году, и поэтому там и остались арабы – ведь этот район перешёл к Израилю без боёв, войны там не было. Во-вторых, в самом центре Вади-Ара находится основанный в 60-е годы на самой границе киббуц Мей-Ами (с населением в несколько сотен человек), переживший немало террористических нападений. Едва ли общественное мнение легко согласится разрушить такой старый и героический посёлок, населенный левым электоратом. В третьих, неподалёку от Мей-Ами находится посёлок Кацир, составляющий половину местного совета Кацир-Хариш. К нему в той же степени относятся все предыдущие доводы (относительно киббуца Мей-Ами), только живёт там около 2 тыс. человек. Вторая половина этого местного совета – посёлок Хариш – находится гораздо западнее и сможет избежать уничтожения. То же относится и к киббуцам Мецер и Гиват-Оз. Первый из них находится далеко на юге района, рядом с предназначенным для передаче Палестине городом Бака-Джатт, а другой – на крайней северной точке Вади-Ара, рядом с Изреэльской долиной, чуть севернее крайних восточных деревень Маале-Ирон. После отступления их положение ухудшится, они окажутся на самой границе, но всё-таки смогут избежать разрушения и ликвидации.
Кроме всего этого на севере, между Афулой и Дженином на самой границе между Израилем и «территориями» находятся две маленькие арабские деревни Мукейбила и Сандале. Больше никаких арабов у Израиля на границе нет. Далеко на юге, между Беэр-Шевой и Арадом расположены три больших бедуинских посёлка: Лакья, Хура и Ксейфе, а также множество незаконных «маахазов» (форпостов). Поскольку они стоят не в Иудее или Самарии, а в Негеве, и построили их не евреи, а арабы, то и разрушать их в рамках борьбы за «законность и порядок» никто не собирается. Общее арабское население этого района превышает 20 тыс., но отдать тут ничего нельзя. Дело не в том, что все эти бедуины живут довольно далеко от границы – как говорится, «своё не жалко», - а в том, что два из этих посёлков расположены южнее шоссе № 31, ведущего из центра мимо Беэр-Шевы на Арад и Мёртвое море. Едва ли кто в здравом уме согласиться отказаться от этого шоссе.
Из всего вышеизложенного видно, что можно более-менее легко отделить около 90 тыс. арабов (в центре и под Афулой) и ещё, с большим трудом и болью, примерно столько же в Вади-Ара. Итого 180 тыс. из почти миллиона, менее 20% - и какой ценой! Ведь придётся отказаться от территорий «суверенного» Израиля, которые не носили статус «оккупированных» (на самом деле они были такими в 1948 году, но левые предпочитают об этом не вспоминать). И при этом землю придется отдавать открытому врагу: ни о каком «мире» или «договоре» речь уже не идёт, сдаваться теперь нужно уже не в обмен на бумажку, а просто так. А результат? Вместо 988 тыс. арабов останется несколько более 800 тыс. Гигантское достижение, ничего не скажешь! Кто его вообще заметит, кроме специалистов.
Теперь посмотрим на Иерусалим. Шкурнику на всё наплевать, включая и Иерусалим, ему надо отделить побольше арабов любой ценой. Что возможно сделать в Иерусалиме? У меня нет точных данных о населении отдельных арабских кварталов города, только общая цифра –237.1 тыс. Взглянем на карту. На юге Бейт-Цафафа и Шарафат отделяют Гило от всего города и нигде не граничат с другими арабскими районами, если не считать юга: там начинается дорога на Хеврон, «тоннельное» шоссе, и если этот район отдать, то проехать из Иерусалима на юг будет вообще невозможно. На севере Шуафат и Бейт-Ханина со всех сторон окружены еврейскими районами, кроме запада, где проходит недавно проложенное шоссе № 45, огибающее Рамот и ведущее на Гиват-Зеэв, Бейт-Хорон и Модиин. Понятно, что в обоих этих случаях отдавать ничего невозможно. Но похожее положение и в других местах города! Трудно представить, что кто-нибудь всерьёз согласится отдать Старый город или Масличную гору; на юге нельзя отдать Цур-Баер и Умм-Тубу, отделяющие от города район Хар-Хома, в центре нельзя отдать арабскую часть Абу-Тора и Джебель-Мукаббир, вплотную примыкающие к еврейскому Абу-Тору и Мизрах-Тальпиоту, на северо-востоке Исавийя и Ат-Тур ограничены с востока стратегическим шоссе №1, ведущим на восток к Мёртвому морю, и с отдачей этих районов невозможно будет проехать не только к Иорданской долине, но и к Маале-Адумим. Единственно, что, возможно, и можно будет как-то отделить – это восточные районы Рас-эль-Амуд и Вади-Кадум, примыкающие к уже, в сущности, отданным Азарии и Абу-Дису. Так живёт несколько десятков тысяч арабов, не более. Если каким-нибудь чудом сумеют отделить в Иерусалиме даже 100 тыс. арабов, то в масштабах всей страны это даст 180+100=280 тыс. арабов из общего числа (включая Иерусалим) 1224.7 тыс., т.е. около 23%. Достижение столь же «эпохальное», что и при предыдущем расчёте, когда Иерусалим в расчёт не брался.
 Если этот план не улучшает нашу демографическую ситуацию, и ухудшает все остальное, то кому и для чего он нужен?

«Новости недели», 22 марта