Избирательная кампания, ведущаяся сейчас в Израиле, ставит беспрецедентно
сложную задачу перед представителями и левых, и правых политических сил,
- всеми, кого волнует судьба страны. Сегодня они не только должны защищать
то, во что они верят, но также и само право верить во что-либо.
THE JERUSALEM POST 13 марта, 2006
Избирательная кампания, ведущаяся сейчас в Израиле, ставит беспрецедентно
сложную задачу перед представителями и левых, и правых политических сил,
- всеми, кого волнует судьба страны. Сегодня они не только должны защищать
то, во что они верят, но также и само право верить во что-либо.
В пятницу на прошлой неделе «Макор Ришон» опубликовал детальный отчет
о растущей изоляции и демонизации религиозного сионистского лагеря. Как
объяснила социолог Еврейского Университета Тамар Елор, религиозный сионистский
сектор, представленный главным образом поселенцами Иудеи и Самарии, ничего
не может противопоставить вызову со стороны лидирующей в предвыборной гонке
партии Кадима.
«Поселенцы – это идеологический сектор. Кадима, как партия, лишённая
какой-либо индивидуальности, лица или политической линии, является их полной
противоположностью», - утверждает она.
Сделав выкорчёвывание израильтян из их домов в Иудеи и Самарии центральным
пунктом своей политики, Кадима тем не менее обходится без идеологии, с
которой религиозные сиоисты могли бы бороться. В результате этого, продолжает
Елор, религиозные сионисты «ничего не могутс этим поделать. Они в десять
раз скорее предпочтут [бывшего лидера крайне левой партии Мерец] идеалиста
Йосси Сарида, чем безликую Кадиму».
Со своей стороны, в колонке пятничной газеты «Гаарец» Сарид тоже жаловался
на поверхностный характер политического климата, культивируемого партией
Кадима. Сарид призвал израильских интеллектуалов подать свой голос: «...реальность
не может проявиться там», - писал он, - «где грохочут пиаровские пушки,
а музы и их служители, вынужденно или добровольно, хранят молчание».
Базовая стратегия партии Кадима – быть свободной от содержания. Если
партия не представляет собственной платформы - это означает, что она будет
представлять то, во что желает верить её избиратель. Пустая оболочка может
быть заполнена чем угодно, - любые вещи и для всех.
Ликуд и Авода, как и более мелкие партии политического спектра, оказываются
в проигрышном положении в ходе кампании против Кадимы, потому что они имеют
собственные взгляды. И поскольку Кадима не затрудняет себя принципами,
она строит свой предвыборный план на высмеивании политических противников
за то, что они имеют идеологические, политические, религиозные или социальные
основы, на которых базируют свою политику.
Тот факт, что Кадима, которая пытается представить себя как зрелую партию,
на деле имеет больше общего с [популярным американским комиком] Джерри
Сейнфилдом, чем Давидом Бен-Гурионом, стал совершенно ясен из серии интервью
и биографических очерков её ведущих лидеров, опубликованных в воскресных
газетах. Три такие статьи были напечатаны в «Маарив».
Первым было довольно раболепное интервью с заместителем министра внутренних
дел Рухамой Аврахам, которая стала известна в конце 90-х годов как секретарь
тогдашнего премьер-министра Биньямина Нетаньягу. Как отмечено в интервью,
наиболее постоянной чертой её карьеры была готовность использовать, предавать
и сокрушать кого угодно в интересах своей карьеры. Аврахам не скрывает
своих амбиций. По её собственным словам, «Тем, кто не может способствовать
моему продвижению, не позволено принимать участие в игре».
Аврахам покинула тех, кто поддерживал её в ЦК Ликуда, выбрав Шарона
с его планом выхода из Газы и депортации поселенцев. Шарон отблагодарил
её, назначив заместителем министра внутренних дел. Аврахам признала, что,
поддержав Шарона, «я потеряла шанс [быть перевыбранной] в Ликуде», так
что в прошлом ноябре она сбежала из своей партии и присоединилась к Кадиме.
Возможно, наиболее примечательное обстоятельство насчёт Аврахам – это
то, что в четырёхстраничном интервью – где она подробно говорила и о своём
решении сменить цвет волос от очень светлой блондинки до медового оттенка
и о своём чувстве моды, который, как она уверяет, вдохновил её коллег-законодателей
уделять больше внимания тому, как они выглядят, и всегда приходить к ней
для финальной проверки своего вида перед съёмками, - она ни разу не упомянула
о том, какой философией руководствуется в гораздо более важных вопросах.
Она ни разу не упомянула о том, почему надо работать на благо Израиля.
Она никогда не обсуждала те опасности, против которых Израиль должен себя
защищать. Она говорила только о самой себе. Признав, что, став матерью,
она сознательно предпочла карьеру своей семье, «зная, что мои дети будут
страдать от этого», Аврахам гордо и вызывающе объявила, что считает себя
«матерью народа Израиля».
Помимо интервью с нашей дорогой мамочкой с медово-крашенными волосами,
«Маарив» опубликовал биографической очерк об основателе Кадимы, ответственным
за её рекламу Рувене Адлере. Адлер, по образованию дизайнер, был одним
из ближайших политических советников Шарона. Его соперники обвиняют Адлера
в том, что, во времена премьерства Шарона, его пиар-фирма «Адлер-Хомский»
получила контракт на рекламу принадлежащих государству Электрической (Electric
Company) и Железнодорожной (Israel Railroad) компаний, a также телекоммуникационной
компании "Безек" (до того как последняя была приватизирована). Как выразился
его главный конкурент Илан Шилоах, «в мире рекламы нет феномена моральной
коррупции, подобного фирме Адлер-Хомский».
Как отмечено в очерке, «заслугой Адлера является изменение имиджа Шарона
от экстремиста, агрессивного лидера правого крыла (есть ли вообще другие
правые?) до «доброго, любящего дедушки, протягивающего руку мира». Совладелец
фирмы, Эяль Хомский, превозносит заслуги своего партнёра: Адлер «создал
Кадиму – её имя, её эмблему, её лозунг... Это его детище».
«Маарив» дал довольно полную картину Адлера как человека рекламы – того,
кто объясняет нам, какой мобильный телефон покупать и за какую партию голосовать.
Но пока читатель продирается через описание его профессиональной деятельности
и отношения к работе, кое-что явно остаётся неучтённым: его взгляды. Ни
одного слова не было сказано о том, во что (кроме себя самого) Адлер на
самом деле верит и верит ли вообще.
Наконец, «Маарив», как и любая другая газета страны, венчает свой пятничный
выпуск «экслюзивным» интервью с лидером Кадимы и и.о.премьер-министра Эхудом
Ольмертом. Хотя Ольмерт сказал то же самое, что он сказал всем остальным
газетам, - а именно, что будучи избран, он планирует разрушить множество
израильских поселений и передать подавляющее большинство территорий в Иудеи
и Самарии, так же как и ряд районов Иерусалима, руководимой ХАМАСом палестинской
автономии, - он ни разу не попытался объяснить, каким образом это послужит
национальным интересам Израиля или помешает глобальной кампании джихада.
Ольмерт не сказал и о том, что означает для него Израиль или как он
пришёл к тому, во что верит сегодня. Складывается впечатление, что одно
из главных качеств, которое, как ему бы хотелось, общественность оценила
в нём, - это его интеллектуальная посредственность. Как он заметил, обращаясь
к супер-услужливому, подыгрывающему ему корреспонденту: «Нет такой темы,
которая заслуживает трёх-часового обсуждения».
Вместо того, чтобы обсудить серьёзные вопросы, которые, как мог бы ожидать
читатель, заботят премьер-министра, Ольмерт адресовал свои наиболее пылкие
и взволнованные комментарии не политике, а своему противнику Нетаньягу.
Его критика в адрес Нетаньягу также не имела отношения к политике. Нападки
Ольмерта на Нетаньягу выглядели как цитаты, заимствованные из сценария
его заместителя Шимона Переса. Он возложил ответственность за убийство
Ицхака Рабина на Нетаньягу, поскольку тот выступил на демонстрации против
соглашения Осло. И теперь, критикуя решения Ольмерта передать ПА под руководством
ХАМАС доходы от налогов и его планы разрушить израильские общины и отдать
их земли тому же ХАМАСу, Нетаньягу, якобы, подстрекает убить и его, Ольмерта.
Израильтяне полны противоречий. С одной стороны, мы - одна из наиболее
идеологически и исторически мотивированных наций в мире. Евреи пришли сюда
из более чем ста стран, воодушевлённые и пробужденные лидерами другой эры,
которые призывали к возвращению на нашу древнюю Родину. Мы возродили эту
страну из тысячелетних руин и превратили её в наиболее процветающее, развитое
и свободное общество на Ближнем Востоке, - и в то же время защищая её от
актов агрессии и войны, продолжающейся без перерыва уже более 120 лет.
Мы никогда не смогли бы совершить всё это без глубокой веры в самих себя
и в наши права и ответственность как свободных людей, живущих на своей
земле.
С другой стороны, мы подвержены причудам. «Звёзды» взлетают до чуть
ли не божественных высот за один день, чтобы стать забытыми на следующий.
Это относится ко всему: линиям моды и цвету волос, приоритетам капиталовложений,
замужествам и женитьбам, политикам, ночным клубам и профессиям. А с тех
пор, как Шарон привел людей рекламы, подобных Адлеру, чтобы проводить в
жизнь нашу политику, то же самое стало справедливо и для идеологических
ценностей.
28 марта, около 3.5 миллионов израильских избирателей будут призваны
определить свои истинные ценности. Выберут ли они существенное или пустое?
Предпочтут ли они лидеров, которые избрали своей моделью Уинстона Черчилля,
или же удовольствуются израильским Джерри Сейнфилдом? Всё, что мы можем
делать – это ждать и наблюдать.
Статья опубликована в газете Джерусалем Пост
Перевод с английского – Росс Ганз, МАОФ
Статья на английском