Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Очередные израильские выборы стали достоянием истории. Зная их результаты, можно предположить, что израильтяне всё ещё не видят грозящей им опасности. Иначе они не сделали бы вопрос экономики главным на этих выборах, отодвинув на задний план безопасность. Именно этим можно объяснить сокрушительное поражение Ликуда, относительный успех Аводы, появление Партии пенсионеров с её кажущимися неправдоподобными 7-ю мандатами и увеличение мандатов других партий, делающих упор на расширение социальных программ. Если к этому добавить, что более 36% тех, кто имел право голоса, предпочли им не пользоваться, то можно с большой уверенностью утверждать, что подавляющее большинство израильтян не понимали всей грандиозности стоявшего перед ними выбора.
В чём состояла суть этого выбора лучше всего объяснил известный американский журналист и, одновременно, один из ведущих специалистов по исламу Даниэл Пайпс. В своём выступлении 16 ноября 2005 года в Сан Франциско он сказал: «Конфликт [между Израилем и арабами] может закончиться или потому, что израильтяне придут к выводу, что сионистский эксперимент невозможен, арабское неприятие [сионизма] настолько сильно и настолько затянулось, что израильское государство в том виде, в каком оно сейчас существует, не может выжить, и оно будет уничтожено или поддастся в той или иной форме палестинскому, или арабскому, или мусульманскому захвату. Или палестинцы придут к выводу, что их цель - уничтожить Израиль - недостижима, и они откажутся от использования против него насилия. Возможны лишь только эти два долгосрочных решения [выхода из конфликта], они обa являют собой форму мира. Если нет Израиля, возникнет мир, если Израиль признан – это мир».
Формула мира по Пайпсу, мира к которому так отчаянно стремятся израильтяне, - до неправдоподобия проста. Мир возможен в случае победы той или иной стороны, третьего не дано. Или победят израильтяне, но в этом случае будет нанесено сокрушительное поражение палестинским арабам, причём такое, после которого у них напрочь исчезнут любые мысли о каком-либо реванше. Либо победят палестинские арабы, а это значит, что Израиль исчезнет. Как сказал, политически некорректно обращаясь к своим слушателям, Пайпс: «Вы должны сделать ваш выбор: Вы хотите, чтобы одержали победу израильтяне? Или вы хотите, чтобы победили палестинцы, а вместе с ними арабы и мусульмане?»
Увы, подобная постановка вопроса среди евреев Израиля, да и не только Израиля, не в моде. Выражение «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», наверняка было придумано каким-либо евреем, наблюдавшим не одно поколение своих собратьев. А то, что в нём присутствует слово «перекрестится», казалось бы чуждое еврейскому уху, так в этом нет ничего странного. Хотя бы потому, что евреи – единственный народ в мире, который по-настоящему исправно выполняет и другую христианскую заповедь. То есть немедленно подставляет вторую щёку всякий раз, как получает удар по первой.
В отличие от Пайпса ни одна ведущая израильская партия не поставила главный вопрос выборов ребром: побеждаем либо мы, либо палестинские арабы. По сути, напрямую, эта тема мало присутствовала в предвыборной кампании. Ликуд, правда, пытался намекнуть избирателям, что только Биби может справиться с нарастающей исламской угрозой, но результаты выборов подтверждают, что израильтяне этого совершенно не поняли.
Другое дело, что даже самая тщательная разъяснительная работа, без сомнения, натолкнулась бы на стену отчаянного сопротивления. Ведь фактически, огромному числу израильских евреев надо полностью отбросить радужные иллюзии, которыми был заполнен их мир на протяжении многих лет. Им было необходимо признаться самим себе, что они жестоко обманывали сами себя, потому что хотели этого обмана. Сладкая сказка о мире тешила душу и вселяла надежду на то, что противостояние с арабами вот-вот завершится и евреи смогут безмятежно заниматься своими делами, ничуть не беспокоясь о безопасности.
В нашем упрмястве хотеть видеть вещи не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими мы хотим их видеть, нет ничего удивительного. В этом мы ни на йоту не нарушаем законы человеческой психологии. Одна из лучших израильских журналисток Сара Хониг великолепно объяснила это 19 октября 2005 года в газете «The Jerusalem Post», ссылаясь на известнейшего психолога Леона Фестингера. Она привела цитату из его книги (написанной на заре прошлого века) «Когда Пророчества Не Сбываются».
Фестингер объяснял: «Человека с убеждениями очень трудно изменить. Скажи ему, что ты с ним не согласен, и он отвернётся. Продемонстрируй ему факты и цифры, и он подвергнет сомнению твои источники. Призови к логике, и он её в упор не увидит... Если ему представят доказательства – безупречные и неоспоримые доказательства – что его убеждения ошибочны, он не только не будет поколеблен в своём мнении, но ещё сильнее уверится в своей правоте. Он даже возможно проявит ещё больше рвения, убеждая и обращая других в свою веру».
Можно подумать, что Фестингер пришёл к этим выводам не сто лет тому назад, а наблюдая за жизнью сегодняшнего Израиля. Ничто не может быть лучшим доказательством его правоты, чем убеждённость израильского общества в том, что палестинские арабы хотят мира, и если идти им навстречу, мир обязательно наступит. Причём не важно, что цифры и факты однозначно показывают, что арабы хотят уничтожения Израиля. Не важно, что логика событий последних лет безоговорочно демонстрирует, что каждая новая уступка арабам ведёт к ухудшению ситуации. Израильские евреи в своём большинстве непоколебимы во мнении, что мир не за горами, и вся причина с его задержкой - это нежелание Израиля пойти на большие уступки.
Есть смысл опять процитировать Пайпса, сказавшего в своём выступлении: «Израильтяне обманывают себя, если они думают, что им удастся перехитрить палестинцев и заставить их забыть, что палестинцы хотят уничтожить Израиль. Они настроены на уничтожение Израиля, и если для этого им надо отдать своих детей, превратив их в самоубийц с бомбами, согласиться на низкий уровень жизни, жить при режиме автократии, они пойдут на это».
Через четыре месяца после выступления Пайпса лидер Хамаса Халед Машаль, выступая в Дамасске 18 марте 2006 года, однозначно подтвердил справедливость выводов американского журналиста, сказав: «Когда палестинский ребёнок говорит, что его дед или отец родился в Назарете, Хайфе или Яффо, за этим стоит могучая человеческая сила. Разве есть сила на земле, которая может уничтожить эту память? Как Назарет, Хайфа, Беэр-Шева, Яффо и Акко могут быть стёрты из палестинской памяти? Поэтому те, кто говорят, что права палестинцев отомрут или что палестинцы откажутся от этих прав или продадут [свои права и духовные ценности], живут в мире иллюзий. ...У нас больше решимости, чем у Израиля... Мы победим его с помощью Аллаха и освободим нашу землю».
Какая часть из заявления Машаля нуждается в разъяснении? Как по-другому можно интерпретировать слова лидера Хамаса о том, что палестинские арабы никогда не продадут и не откажутся от своих прав на израильские города Назарет, Хайфа, Беэр-Шева, Яффо и Акко? Разве сказанное Машалем - это не «безупречные и неоспоримые доказательства» того, что палестинские арабы жаждут победы над Израилем? Разве приход Хамаса к власти в палестинской автономии (ПА) не доказательство того, что палестинские арабы хотят, чтобы к победе над Израилем их вёл Хамас? Опрос проведённый среди арабов ПА 16-18 марта показал, что если бы выборы проходили сегодня вновь, то 47% опрошенных проголосовали бы за Хамас и 39% за ФАТХ. В Газе это соотношение 51% к 37% в пользу Хамаса. И разве ФАТХ тоже не хочет уничтожения Израиля?
Даниэль Пайпс сказал в своём выстулении: « Было бы здорово, если бы [с арабами] можно было поделить землю, найти общий язык, добиться компромисса. Но урок 1993 года и последующие события показали, что это невозможно. ...Арабы воспринимали израильские уступки как слабость и видели, не без оснований, что приближаются к достижению своей цели».
Только что завершившиеся выборы стали референдумом на тему дальнейших израильских уступок. Лидеры Кадимы и Аводы открыто заявляли, что Израиль продолжит дальнейшие односторонние отступления, вплоть до отдачи частей Иерусалима. Ликуд устами Биньямина Нетаниягу давал ясно понять, что о передаче земель Иудеи и Самарии под власть Хамаса не может быть и речи.
Израильские избиратели сделали свой выбор, и теперь этот выбор будет определять судьбу еврейского государства. Делался он в ситуации, когда палестинские арабы играли с Израилем открытыми картами, то есть не скрывая провозгласили свои намерения, как словами своих лидеров, так и действиями своих избирателей, приведших Хамас к власти. Отвечая на вопросы после своего выступления в Сан Франциско Пайпс сказал: «Любое действие, которое заставляет палестинцев отказаться от своей цели уничтожения Израиля является положительным. Любое действие, которое усиливает палестинскую веру в то, что они могут уничтожить Израиль – отрицательное». Знали это израильтяне или нет, но своим участием или неучастием в прошедших выборах они сделали выбор, о котором говорил Пайпс. Какой он этот выбор, мы знаем. Пенять теперь больше не на кого.

2 апреля 2006 года.