Maof

Tuesday
Dec 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
...наибольшую поддержку действиям Шарона по де-евреизации Газы оказывают как раз те, кто совсем ничем не готовы жертвовать во имя свободы и безопасного существования своего народа – «левые» либералы и их сторонники. Пожалуй, можно выдвинуть гипотезу, что в одностороннем размежевании заинтересованы в большой мере любители «золотого тельца».
Но есть и место для оптимизма. Мы - народ с
4000-летней историей, который смог преодолеть
все страдания, причинённые нам как врагами, так и
своими.
А. Шарон, «Воин» (Автобиография)
Simon & Schuster, New York, 1989, p.556.

Большинство из них (министров пр-ва – М. А.) любым
способом постараются сохранить свою шкуру, вне
зависимости от справедливости и ущерба Израилю.
Там же, стр. 517.

Совсем недавно мне в руки попалась, притом вполне случайно, новая книга на иврите об Ариэле Шарон. По причине её языка, точнее моей в нём некомпетентности, и из-за её большой толщины, я, как это нередко делаю даже в отсутствие лингвистических трудностей, ограничился разглядыванием картинок. Скажу сразу: считаю такой метод «чтения» весьма информативным, хотя и, разумеется, неприложимым к художественным произведениям. Картинки ведь так подбираются из обычно их практически бесконечного множества, имеющегося в наличии, чтобы поддержать мысли и посылы авторов книги. Поэтому они информативны не только и не столько в розницу, сколько оптом. Именно их набор весьма содержателен и несёт авторскую идею. Думаю, что «рецензируемая» книга в данном смысле – совсем не исключение.
Оценка иллюстраций для биографической книги представляет особое значение. В той, о которой говорю, впечатляющим является уже суперобложка. Там приведена фотография Шарона, обнимающего ягнёнка. Имея в виду, что герой, во всяком случае, в прошлом – воин, и в свете последних событий его жизни – фотография вполне символична: покорный народ-ягнёнок в уверенных руках своего хозяина - вождя.
Сразу скажу: герой-воин остался таковым в моих глазах, но отошёл в далёкое прошлое, в определённом, моральном смысле этого слова – умер. Понятие «Арик – царь Израиля» возникло во времена решающей войны 1973 г. и, оглядываясь в прошлое, оно, как представляется, было тогда справедливо. Последующие годы добавили носителю звания, становящемуся символом и патриархом, заслуженный авторитет, поскольку тогда были и операция «Мир Галилее», и последующая последовательная критика правительства за уступки в пользу интересов арабского терроризма. Даже командование насильственной эвакуацией еврейских поселенцев из Ямита в 1982 г. можно было рассматривать как проявление дисциплины министра, выполняющего изо всех сил приказ правительства в целом и лично премьер-министра М. Бегина, внезапно осознавшего, что «пора отдавать». Конечно, можно было уйти в отставку… Но кто не ошибается, хотелось считать. Во всяком случае, в целом, патриархом он становился с достаточными основаниями.
Не случайно он был избран премьером вместо Э. Барака, чьи попытки безграничных уступок, фактически, бегства от террористов под их огнём, большинство граждан Израиля отвергало. Однако всего через пару лет открыто выражаемые взгляды патриарха стали диаметрально противоположны его прежним взглядам.
Книга полностью иллюстрирует это, показывая «корни перемен» - выбраны фото Шарона с его новыми (или внутренне старыми, кто знает?) единомышленниками и менторами: Пересом, Рабиным. Подсокращены повторявшиеся обычно снимки эпизодов известных боевых операций – не к месту, видно, они теперь.
В книге есть, разумеется, и старые фотографии – с Д. Бен-Гурионом, М. Даяном, с солдатами, вблизи переправы 1973 г., среди своей семьи – словом, ряд картинок из цитируемой в эпиграфах автобиографии под названием «Воин». Но есть и много нового – перешёптывание с сыном Омри, радостная взаимная улыбка победителя Шарона и побеждённого, в выборном смысле этих слов, Э. Барака (март 2001 г.), которого прогнали избиратели, не дав отдать ни клочка земли Израиля, не сдавшего, пусть и вопреки своим намерениям, ни одного поселения.
Неизменный Перес, этакий «демон мира», когдатошний гонитель и травитель воина Шарона, так внезапно ставший другом и, вполне возможно, духовным наставником. А вот фото с Арафатом, пусть без рукопожатия, но вполне рядом – «процесс пошёл!». Это вам не Бейрут 1982! И тут же фото «создателя наследия», взятого, наконец, в надёжные руки – И. Рабина. Впечатляет картинка февраля 2005 г. – в едином поднятии рук – Нетанияху, Ольмерт, Шарон и Перес! Сколько, наверное, отдал бы первый из них, чтобы стёрлась эта фотография, как и отражённая ею его политика, из памяти людской. Да и второму, если вдумался бы он, картинка не предвещает ничего хорошего: быть ему вместе с Вики Кнаппо, поборницей прав матерей-одиночек, где-то рядом в политической иерархии.
А следующее фото – рукопожатие с новым «шансом мира» - Абу Мазеном – передающим, с учётом его биографии и сегодняшних дел, «прикосновение» прямо от Арафата. Завершает набор фотографий встреча с президентом США Бушем, – они быстро идут «кодима», т. е. вперёд: возглавляет Шарон, затем отстающий Буш. Фото сделано в апреле 2005 г. и показывает нам, кто, по мнению авторов книги, ведёт в дуэте. Так что желающим понять, откуда пришла идея «одностороннего отделения», советую всмотреться в фотографию. Мало сомнений, что на идее, а не только её тщательном исполнении, стоит с полным основанием печать «сделано в Израиле», или, более исторически оправдано, «сделано Шароном».
Вообще, времена изменились кардинально. Об этом свидетельствует смена фотографии раненого, задумчивого, с забинтованной головой «Воина» на счастливого, радостного «Пастуха», обнимающего ягнёнка - на суперобложках книг 1989 и 2005 годов, соответственно.
Вполне возможно, что «патриарху» приятно видеть себя спасителем «бедного ягнёнка» – народа. Однако думаю, что многие граждане, как в Израиле, так и за его пределами, помнят, чем обычно оборачивается для них забота «хозяина». Никогда ещё претендовавшие на роль «хозяев стада» не отвечали реально за те беды, которые они на «стадо» навлекли и никогда ничем, кроме бед, для стада их забота не заканчивалась. Себе же они уверенно обеспечивали, по меньшей мере, место в истории.
Образ народа – агнца с суперобложки – как предмет заботы (или предполагаемая жертва?) задел меня и застрял в памяти при самом беглом просмотре книги. Это было задолго до того, как уже в процессе более внимательного её разглядывания выяснилось, что она написана совсем недавно Ниром Хефезом и Гади Блумом и называется «Пастух» (The Shepherd – История жизни А. Шарона). Так с «Автобиографии» 1989 г. прошёл он путь от «Воина» до «Пастуха». Именно таким видится путь самому герою – ведь без его согласия ни одна из этих книг не вышла бы в свет.
Простая мысль буквально вталкивается читателю, точнее, в моём случае, смотрителю – думай, кто ж у нас в народе прошёл путь от воина до пастуха? Вспоминай, ведь уже был такой, тоже не объяснял внятно своих целей, шёл сорок лет по пустыне, водя народ непонятливый свой. Но ведь вывел же, в итоге, наставил на правильный путь, по которому идёт народ этот с малыми, хотя и нередко болезненными, отклонениями примерно четыре тысячи лет. Так что наберитесь терпения и просто будьте достойны нового водителя. Как пророк Моисей, лет этак через сорок «Пастух» приведёт как понимающих направление движения, так и не понимающих его, к правильной цели. Невнятность объяснения действий служит для многих вероятно дополнительным основанием для ощущения глубокого сходства сегодняшнего «Пастуха» с тем, легендарным. Конечно, вполне возможно, что сегодняшние действия патриарха можно объяснить, так сказать, «синдромом Моисея». Однако синдром вовсе не есть проявление реального сходства, а, скорее, плод воображения. Я лично никакого существенного сходства или даже аналогии не вижу.
Кроме того, обычно исторические аналогии хромают, да и реальные события конкретных мест и времён едва ли повторяются достаточно полно. Мне при всём желании трудно увидеть хоть малейшее подобие героя обсуждаемой книги и пророка Моисея. Нет ничего общего в изгнании евреев - поселенцев из Газы, передаче соответствующей территории Хамазо-ФАТХо-Аль-Каедским бандформированиям, внесении раскола в израильское общество, осуждении на тюремное заключение не только подростков, но и детей за вполне законный и принятый в демократических странах протест против действий правительства, и выводе евреев из египетского рабства.
Отсутствие аналогии, скорее – наличие его антитезы, видно из того, что наибольшую поддержку действиям Шарона по де-евреизации Газы оказывают как раз те, кто совсем ничем не готовы жертвовать во имя свободы и безопасного существования своего народа – «левые» либералы и их сторонники. Пожалуй, можно выдвинуть гипотезу, что в одностороннем размежевании заинтересованы в большой мере любители «золотого тельца».
Один из бывших министров сказал о Шароне недавно: «Он был воином, а теперь станет настоящим генералом мира», вероятно, с народом – ягнёнком на руках. Как на суперобложке. Места для «ягнят» есть сколько угодно. И всегда будет.

Иерусалим

Мирон Я. Амусья, профессор физики.

От редакции МАОФ:
Предлагаем вам некоторые фотографии А.Шарона для иллюстрации -
мы не уверенны, что именно эти фотографии использованы в книге.