Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Французский философ Жан-Жак Руссо в своей книге "Исповедь савойского викария" писал, что он никогда не понимал, почему е евреев нет своего независимого государства со школами и университетами, в которых они смогут дискутировать без опаски. "Только тогда", - пишет Руссо, - "мы узнаем, что есть евреям сказать". И вот у евреев есть независимое государство со школами и университетами, но могут ли они дискутировать без опаски?

Как закон обязывает любого гражданина явиться на следствие по повестке, так закон позволяет тому же гражданину выражать его мнение по поводу решения допросить его. Этот принцип распространяется, разумеется, и на Дова Лиора. Утверждения против решения вызывать рава Лиора на допрос оправданы, но не оправдывают отказ подчиняться властям.
 
Те же власти должны дать обществу объяснение того, что представляется как выборочное применение закона против подстрекательства. Почему, например, д-р Эяль Нир из университета им.Бен-Гуриона не был вызван на допрос по подозрению в подстрекательстве после того, как призвал "сломать шею" тем, кто проводит демонстрации напротив мечети шейх Джарах в Иерусалиме?
 
Одна из цитат из книги "Торат а-мелех", которая вызвала опасения правоохранительных органов, говорит, что "если нееврей угрожает жизни еврея, то можно убить его". Но точечные ликвидации террористов основаны на том же принципе. Надо ли допрашивать Алана Дершивица (прим.перев. – известный американский профессор-правовед) за то, что он оправдывает точечные ликвидации террористов солдатами ЦАХАЛя тем, что неубийство террориста (даже в момент, когда он сидит дома и смотрит телевизор) может поставить под угрозу жизни израильских граждан?
 
В главе под заголовком "Намеренный удар по невиновным" утверждают составители книги, что в принципе война ведется против "родфим" (преследующие, представляющие угрозу), но тот, кто принадлежит в народу врага, считается врагом, потому что он помогает убийцам. И вновь: какая разница между этим утверждением и утверждением проф.Дершовица, что Израиль вправе относиться к палестинским детям и женщинам, как к боевикам, потому что они сотрудничают с Хамасом, пусть даже пассивно?
 
Цитирование Торы по вопросам, имеющим отношение в нашей повседневной жизни, само по себе не является подстрекательством. Есть стихи в ТАНАХе, которые призывают убить потомков Амалека или нарушающих субботу, а также любого, осуществляющего гомосексуальные связи. Является ли цитирование этих стихов подстрекательством против светских и гомосексуалистов? Сомнительно, что следователь полиции был подходящим и компетентным в решении сложных юридических и философских вопросов этого типа.
 
За взаимными обвинениями в истории рава Лиора находится спор о месте еврейского права и традиции в учреждениях и культуре государства Израиль. Все стороны должны продемонстрировать ответственность и чувствительность. Рав Лиор вызывает опасение и гнев светского населения, когда он не подчинчется органам власти. В той же степени зам.ген.прокурора Шай Ницан вызывает опасение и гнев религиозных и традиционалистов, когда дает указание допросить раввина за высказывание галахической точки зрения, но не замечает призыв университетского лектора сломать шею его политическим противникам.
 
Полагается гражданам государства Израиль открытый общественный диалог о еврейском характере государства. Поэтому все стороны в этом обсуждении – и даже в этой борьбе – должны прекратить представлять себя в качестве "сынов света", воюющих против "сынов тьмы". Руссо полагал, и справедливо, что это обсуждение должно проходить в школах и униветситетах, а не в полицейских участках. И как сказал другой французский философ, тоже представитель эпохи Просвещения (Вольтер): "Мне ненавистны Ваши убеждения, но я готов умереть за Ваше право высказывать их".
 
Я не ожидаю ни от кого, что он пожертвует своей жизнью за свободу слова его соперников, но я "да" ожидаю, от общественных деятелей и выразителей мыслей, что они пожертвуют своим эго для проведения ответственного и существенного обсуждения характера и предназначения государства Израиль.
 
(Д-р Иммануэль Навон – лектор в Тель-Авивском университете)
 
("Макор ришон")
  
Перевел Моше Борухович, МАОФ