Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Когда профсоюзный популист Амир Перец, не имеющий ни высшего образования, ни опыта командования какими-либо крупными воинскими подразделениями или операциями, в результате коалиционных торгов был утвержден министром обороны, многие в Израиле успокаивали себя тем, что де-факто руководителем армии все-таки является начальник Генерального штаба, а уж он-то – профессионал высокого класса. Представляется, однако, что уже несколько десятилетий акции начальника Генерального штаба ЦАХАЛа не падали так низко, как в эти дни. Израильской системе обороны срочно нужно другое руководство. «Еврейские новости»,
№29 (169), август 2006 г., стр. 4
Статья публикуется на нашем сайте с любезного разрешения автора

Взгляд изнутри


14 августа вступило в силу инициированное ООН соглашение о прекращении огня. После тридцати четырех дней боев и ракетных обстрелов война закончилась. Едва ли не впервые в своей истории Израиль не сумел победить. Бывало, что добиться окончательной победы ЦАХАЛу мешало давление извне (как в войне 1973 года), бывало, что армия выполняла поставленную перед ней задачу, но у политического руководства не было стратегического видения и адекватного понимания того, что делать дальше (как в войне 1982 года), бывало, что политики превращали блестящий военный триумф в победу пиррову (как в случае с итогами войны 1967 года)… Кажется, впервые армии ничего не мешало добиться победы, но эта победа, однако, достигнута не была. Кажется, в первый раз израильская армия по своей вине не смогла выиграть войну, закончив ее совсем не так, как планировало общество и политическое руководство страны. В Израиле авторитет армии и ее высшего командования в глазах общества всегда был крайне высоким, страна верила, что нет такой задачи, которая не по плечу ЦАХАЛу. Тем острее воспринимается нынешняя ситуация.
Спустя сутки, 15 августа, в газете «Маарив» корреспондентом экономического приложения Иехудой Шарони была опубликована информация о том, что после похищения «Хезболлой» двух израильских солдат (с чего, собственно, и началась война), 12 июля, в районе 12 часов дня начальник Генерального штаба ЦАХАЛа Дан Халуц позвонил в отделение банка «Леуми» в Тель-Авиве и дал указание полностью продать его пакет акций. Представляется бессмысленным обсуждать, что такое для 60-летнего генерала 27 тысяч долларов (примерная стоимостью всего проданного им пакета), дело совершенно в другом.
Вспомним, что происходило 12 июля. В 11 часов утра канцелярия главы правительства Израиля уведомила о том, что вечером в административном комплексе Министерства обороны в Тель-Авиве состоится чрезвычайное заседание кабинета министров по поводу ситуации на северной границе. В 11.15 представители ЦАХАЛа подтвердили исчезновение двоих военнослужащих в районе израильско-ливанской границы, где боевики шиитской террористической организации «Хизбалла» под прикрытием минометного огня и ракетных обстрелов осуществили прорыв на израильскую территорию и похитили двоих солдат ЦАХАЛа. Всего же в тот день погибли восемь израильских военнослужащих. Дан Халуц, как минимум, мог предполагать, а, может быть, к тому времени знал наверняка, что Израиль стоит на пороге длинной затяжной войны против «Хезболлы» с неизвестным исходом, которая может перерасти и в конфликт регионального масштаба. На основе этой – на тот момент, недоступной большинству других граждан страны – информации он мог предположить, что при некоторых вариантах развития событий биржа сильно упадет. Пользуясь этой информацией (которая вполне может быть определена как «инсайдерская», полученная по внутренним служебным каналам), он дал указание продать все свои акции – не какие-то выборочно, а весь пакет.
Давайте представим себе, что ЦАХАЛу все-таки удалось бы за несколько дней уничтожить лидеров «Хезболлы», разбомбить ее основные бункеры и арсеналы и освободить двоих похищенных ею солдат, а обстрелы северных районов Израиля прекратились бы. Логично предположить, что в этом случае биржа начала бы бурно расти, и, продав свои акции, начальник Генерального штаба лишился гарантированного дохода. Получается, что глава Генерального штаба, прямой служебной обязанностью которого является действовать именно в направлении достижения полномасштабной военной победы, сам в эту победу не верил, и в еще в первые часы войны был обеспокоен вопросом сохранения личных накоплений на случай грядущего поражения. Стоит ли удивляться, что победа не была достигнута?
Когда профсоюзный популист Амир Перец, не имеющий ни высшего образования, ни опыта командования какими-либо крупными воинскими подразделениями или операциями, в результате коалиционных торгов был утвержден министром обороны, многие в Израиле успокаивали себя тем, что де-факто руководителем армии все-таки является начальник Генерального штаба, а уж он-то – профессионал высокого класса. Представляется, однако, что уже несколько десятилетий акции начальника Генерального штаба ЦАХАЛа не падали так низко, как в эти дни. Израильской системе обороны срочно нужно другое руководство.