В пятницу 20 числа месяца Тевета 5766 года (20 января 2006 г.) Хаим
Анегби напечатал в газете «Гаарец» статью озаглавленную «Уберайтесь из
рынка!». В грубом и наглом стиле он набрасывается на меня лично и на моих
товарищей, отстаивающих право евреев жить в Хевроне. Если отвечать ему
в его же стиле, то нужно было бы написать «Анегби раззявил пасть и угрожает,
чтобы никто не смел мешать бандам арабских террористов и их сообщников
очистить Город Праотцов от евреев, каждую улицу, каждый дом, до тех пор,
пока в нем не останется ни единого еврея, чтобы ни один не спрятался, чтобы
ни один не уцелел...» В связи с этим у меня возникают много вопросов относительно
Анегби: Кто пригласил его распространяться о его мнении? Какая организация
стоит за утверждением этого выбора? И кто платит ему за нападки и клевету
на евреев и дифирамбы их врагам? И кто предоставляет ему транспорт (да,
это он сам пишет!)? И кто платит ему зарплату?» И много других вопросов.
Но нужно ли соревноваться с ним в грубости? Я не стану опускаться до его
уровня, но отвечу на главный вопрос Анегби, внука рава Хаима Бажайо (Второго),
который требует ясности – Кому принадлежит имущество древней еврейской
общины Хеврона?
В этой связи А-Негби правильно цитирует меня – «Мы законные наследники
имущества древней еврейской общины Хеврона, мы получили все права от владельцев
». Это точно. Против фактов не попрешь - древняя еврейская община в Хевроне
владела большими участками земли: всей землей, на которой стоит старинный
еврейский район города (сегодня квартал Авраама-Авину), большая часть земли,
на которой стоит Тель-Хеврон (Тель-Румейда), и еще многочисленные дома,
магазины, сельско-хозяйственные земли. Эти земли включают также участок,
который приобрел рав Хаим Мицри (Хаим Бажайо первый) в 1807 году. Но дело
в том, что он приобрел эту землю не как частное лицо, а «по поручению религиозной
еврейской общины» и деньги за это приобретение были уплачены организацией
"священное еврейское имущество» (Хевронская Книга, стр. 53).
77 лет тому назад, в 5689 году (1929 г.) арабы напали на еврейскую
общину, зверски убили 67 евреев и ранили многие десятки. Уцелевшие евреи
были выселены [британскими властями], а их имущество разграблено арабами.
После того, как Хеврон был оккупирован Иорданией началось большое разграбление
еврейских земель иорданским правительством посредством «Опекуна собственности
врага». Еврейский квартал был разрушен, еврейское кладбище распахано и
превращено в овощную плантацию. Древняя синагога имени Праотца Авраама
осквернена и разрушена, а на ее месте создан овечий загон, свалка и общественный
сортир. В таком состоянии находился Хеврон, когда евреи вернулись в него
в 1967 г. Это положение задокументировано апелляционной комиссией Гражданской
Администрацией Иудеи и Самарии во главе с бывшим судьей Верховного
Суда Авраамом Халимой. «Нет разногласий между сторонами относительно
факта, что земля представляет собой часть надела, который был во владении
евреев со времен Оттоманской власти, и что в результате погрома 1929 г.
евреи были вынуждены оставить г. Хеврон...Указанный участок представляет
собой землю, приобретенную евреями посредством еврея Хаима Мицри, что подтверждается
покупной грамотой, утвержденной мусульманским религиозным судом Хеврона
от 1807 года... В период иорданского режима участок был захвачен иорданским
опекуном собственности врага. Строения, принадлежавшие евреям, были разрушены
городскими властями, а на их месте постоен городской оптовый рынок».
После возвращения Хеврона под юрисдикцию Государства Израиль каждый
человек, кому дорога справедливость, ожидал, что еврейское имущество будет
возвращено его владельцам. Если бы это было сделано, то частное имущество
было бы возвращено наследникам его владельцев, а общественное имущество
должно было быть возвращено представителям общины «Сефардской общине Маген
Авот» (кстати, отнюдь не Хаиму Анегби). Но это не случилось. Государство
Израиль решило поддержать разбой и грабеж и оставить имущество евреев в
руках арабских грабителей. В течение многих лет израильский офицер подписывался
под под договором о том, что «участок синагоги Авраам Авину сдается в аренду
под скотный двор». Это аморальное и вызывающая возмущение отношение властей
в конце концов привело к тому, что многие евреи начали действовать с целью
вернуть собственность евреев а распоряжение евреев Хеврона. Представители
еврейских общин, в том числе сефардской общины «Маген Авот» во главе с
адвокатом Авраамом Франко (благословенной памяти) передали доверенность
и права на собственность общине еврейских жителей Хеврона. В доверенности
сказано: «Мы просим глубокоуважаемых господ приложить все необходимые усилия
с целью освобождения и сохранения всего имущества, принадлежащего еврейским
общинам священного города Хеврона, и возвращения его в еврейские руки.
Мы просим выполнить все необходимое для этой цели, содержать имущество
в надлежащем виде, ремонтировать, чинить, отстраивать и заселять, сдавать
в аренду, делать необходимые изменения по вашему усмотрению во имя освобождения
города с Б-жьей помощью». Этим святым делом мы занимаемся десятки лет,
это цель нашей жизни, самый главный исторический и моральный императив:
вернуть еврейскую жизнь в самый первый еврейский город, город праотцов,
который превратился в город убйств.
Сегодня синагога Праотца Авраама представляет собой велеколепное здание,
отстроенное точно в соответствии со старинными моделями, и старейшины хевронской
общины в торжественной церемонии вернули в нее старинные свитки Торы, которые
были спасены во время погрома 1929 года . Восстановлено и очищено также
старинное еврейское кладбище. В процессе этих работ был выкорчеван арабский
виноградник и убран огород. Эти работы были названы в «Гаарец» варварскими
и зверскими действиями. Их не интересовала правда, что под этим огородом
и под этой виноградной лозой находились оскверненные могилы жертв хевронского
погрома вместе с могилами могочисленных поколений еврейских жителей Хеврона,
которые были здесь погребены.
По прошествию многих лет правительства Израиля приняли решение принять
участие в восстановлении и строительстве еврейского района Хеврона. Так
правительством Израиля были построены и отремонтированы жилые дома, ешивы
и другие учебные заведения (исключительно на землях, принадлежащих еврейской
общине) и еврейская жизнь вернулась в город. Те, кто посещают сегодня синагогу
Праотца Авраама и старинное еврейское кладбище, понимают историческую справедливость
нашей борьбы. Тот, кто гостит в еврейском районе Хеврона в домах, отстроенных
на развалинах еврейских домов, понимает, что мы не грабители. Тот, кто
смотрит вокруг и видит «магазины», «рынки», коровники и виллы, которые
арабы построили на захваченной ими еврейской земле, понимает, как много
еврейской земли еще необходимо освободить.
Да, мы тоже поддерживаем возвращение хевронского «рынка» его настоящим
владельцам, полное выселение всех захватчиков (арабов), исправление огромной
несправедливости («и убил, и унаследовал»), и выполнение завещания убитых
и их наследников о возвращении еврейской жизни на места, где она была зарублена
убийцами погрома 1929 г. Я полагаю, что все, кому дорога справедливость,
поддерживает это самое справедливое стремление.