Хеврон - это город детей, которые не ушли от наших праотцев, живут с
ними в одном доме. Здесь нельзя укрыться за обтекаемыми фразами, и всех
тянет говорить правду. Хамасники кричат, что ждут нашей гибели. А мы отвечаем,
что этот город останется еврейским, несмотря на то, что их около ста тысяч,
а нас всего 500 человек.
"Восхождение" №804-805
На обелиске - колыбель, откуда вырывается язык пламени. Вот так, лаконично
и многозначно, отметили евреи, живущие в Хевроне, место, где от пули палестинского
снайпера погибла девятимесячная Шалхевет Пас. Она лежала в детской коляске.
Шалхевет в переводе - язык пламени. Он может вырываться из дула автомата
или плавно тянуться к небу, опираясь на фитиль субботних свечей. Шалхевет
– это также название нового поселения, которое возникло на месте пролитой
крови. Сейчас два длинных старинных здания, где раньше был арабский оптовый
рынок, находятся в центре всеобщего внимания. Отсюда начнется, или не начнется
новый виток итнаткут. За тот месяц с лишком, что остался до выборов, Еуд
Ольмерт решил «показать мускулы»: он отдал приказ уничтожить Шалхевет во
второй раз. Теперь это не девочка, это поселение. И убийцы - свои.
Несколько номеров назад мы писали о Грише и Наташе Розенштейн, героях
«отказа». Герой этой статьи - их сын Эфраим, который вместе со своей женой
Аней поселился в Хевроне в 1995 г. Занимается он примерно тем же самым,
чем его родители в кегебешной Москве: борется за свое еврейство.
- Эфраим, сколько евреев сейчас в Хевроне?
- Около пятисот человек. Они живут в четырех пунктах: Тель-Ромейда,
Адасса, Бейт-Романо и шхуна Авраама-авину. Новое поселение, Шалхевет, которое
объявили «незаконным», прилегает к этой шхуне.
- Оно действительно «ло беседер»?
- Наши права на Шалхевет гораздо более серьезные, чем у жителей Герцлии
на их виллы. Эта земля и эти здания с 16-го века принадлежат общине сефардских
евреев. Во время погрома 1929 года еврейская община в Хевроне была уничтожена.
Два здания, о которых идет речь, были захвачены арабами, которые устроили
здесь рынок. После войны 1967 г. город отцов снова оказался в наших руках.
В ту пору «Колела сфарадит» передала права на свое имущество еврейской
общине Хеврона. Значит, люди поселились в еврейских домах, купленных на
еврейские деньги...
- А власти?
- А власти, как ни странно, признали за моими соседями это право. Правда,
юридический советник правительства, Амнон Рубинштейн, сделал вредное добавление:
права законные, но въехали евреи в пустующие здания без разрешения начальства,
и поэтому хорошо бы их выселить. При Шароне это дело замяли. При
Ольмерте вопрос о выселении подняли снова - из карьерных соображений.
- То есть?
- Ему нужно показать, что он продолжает дело Шарона - лишает евреев
жилья. Но развернуть какую-нибудь мерзость в крупном масштабе у него нет
ни времени, ни авторитета. Поэтому он решил уничтожить эту маленькую шхуну,
Шалхевет...
- Эфраим, почему вы с женой решили поселиться в Хевроне?
- Трудно сказать. Наверно, I0 лет назад я почувствовал, что скрытый
конфликт между «правом отцов» и политической конъюнктурой скоро выйдет
наружу, и вопрос «или – или» будет стоять ребром. Недавно эту мысль высказала
левая рука Шарона, Ципи Ливни, и я с ней полностью согласен. Да, надо выбирать.
Мы захотели поселиться в городе, где «право отцов» одинаково видно всем
– евреям, арабам, американцам, русским. Авраам эту землю купил. Он здесь
похоронен.
Увсякого решения - своя цена. Когда Эфраим с товарищем ехал по одной
из здешних улиц, из-за кустов вышел араб и стал почти в упор расстреливать
их машину...
Десять лет назад Эфраим Розенштейн и его жена Аня поселились в городе
отцов, Хевроне. Это место также называют «столицей Хамаса» и, возможно,
для этого есть основания. Однажды, когда Эфраим с приятелем ехали в машине
по одной из здешних улиц-мышеловок, из-за куста вышел араб с автоматом
и стал расстреливать их.
- Куда попали пули?
- Куда угодно, потому что машина крутилась, мы хотели развернуться.
Мой спутник был ранен в плечо и в шею, а мне потом ампутировали сустав
пальца. Считается, что нам повезло...
- Пресса часто выставляет поселенцев нахлебниками. Но, наверное, это
тяжелый и опасный труд - заселять Святую Землю…
- Мы не нахлебники. Я работаю психологом, а жена - завуч в престижной
школе. Свое житье-бытье мы оплачиваем из собственного кармана. Кстати,
жизнь в Хевроне, вопреки газетным стигмам, не такая уж дешевая. За электричество,
например, мы платим больше, чем в других частях страны, потому что получаем
его якобы от палестинской автономии. Куча денег уходит на бэбиситеров.
Детей тут одних не оставишь, опасная зона начинается сразу, как вышел на
крыльцо...
- Менялись правительства, премьеры приходили и уходили. Какой след
они оставляли
в вашей жизни?
- Мы поселились здесь сразу после убийства Рабина. С легкой руки средств
информации, в этом сразу стал виноват весь национальный лагерь. Начался
всплеск антисемитизма - не у арабов, а у евреев. Полиция забирала людей
по ночам, множились административные аресты. Человеку могли запретить выходить
из дома много месяцев подряд, на основе решения военной администрации.
- Потом пришел Биби. На предвыборных плакатах значилось, что он «хорош
для евреев»…
- Для нас он оказался плох. Биби отдал город под власть палестинской
автономии. Сразу раздались выстрелы. Над нашими домами нависает шхуна Абу-Снейна.
Биби обещал: «Если они сделают хоть один выстрел, мы раздавим их танками!»
Мы жили под пулями два с половиной года, а «танки Биби» так и не дошли
до города...
- От Иерусалима до Хеврона - час езды. Но вы как будто живете на другой
планете...
- На то есть несколько причин. Во-первых, степень опасности. Караван,
в котором живет наша семья, весь в дырках от палестинских пуль. Во-вторых,
и об этом мало кто знает, мы находимся за рамками демократии. Так же, как
палестинцы, поселенцы подчиняются военному коменданту города. Согласно
инструкциям, он может арестовать ребенка, начиная с 12 лет, и широко пользуется
этим правом. Кстати, травля поселенцев в последнее время стала входным
билетом в израильскую политику. Осло нет, мира, нет, и никто не хочет вступать
с «сионистским врагом» в переговоры. Но есть «митнахалим». Можно опять
все на нас свалить...
- Эфраим, представь, что арабов нету, полиции нету. Что представляет
собой атмосфера Хеврона?
- Хеврон - это город детей, которые не ушли от наших праотцев, живут
с ними в одном доме. Здесь нельзя укрыться за обтекаемыми фразами, и всех
тянет говорить правду. Хамасники кричат, что ждут нашей гибели. А мы отвечаем,
что этот город останется еврейским, несмотря на то, что их около ста тысяч,
а нас всего 500 человек.
- Кто кого боится больше?
- Они нас. Арабы наглеют, только когда рядом израильская полиция. И
у них - решетки на окнах, а у нас их нет...