Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мы должны отвергнуть навязываемые нам идеи тех, кто ненавидит нас и говорит нам, кем, по их мнению, мы являемся. А для этого мы должны вернуться к нашей еврейской сущности и проявить свою приверженность нашей общей судьбе.
Папа Бенедикт XVI предоставил политическому исламу новейшее оправдание для организации беспорядков. Беснующиеся толпы повсюду – от Равалпинди [в Пакистане] до Рамаллы - жгут его изображения. Мусульманские лидеры – от Газы до Индонезии, от Турции до Вашингтона и Лондона - выступают с нападками на него и требуют, чтобы он принёс извинения исламу за то, что они рассматривают как гнусную атаку на их религию.
Давайте рассмотрим, в чём, собственно, состоит «преступление» римского папы, столь подробно обсуждавшееся в прессе в последнее время и вызванное его академическим выступлением в университете Регенсбурга в его родной Германии в начале сентября. Бенедикт процитировал слова, сказанные в 1391г. византийским императором Мануэлем II Палеологом в диспуте с персидским теологом ислама, где император резко критиковал исламскую практику насильственного обращения не-мусульман в ислам.
По словам папы, византийский император «обратился к своему собеседнику с поразительной резкостью по центральному вопросу, касающемуся общей связи между религией и насилием, сказав: ‘Покажите мне, что именно нового внёс Мухаммед, и где ещё вы найдёте такие жестокие и бесчеловечные вещи, как его указание насаждать мечом веру, которую он проповедует’.
«Император, выразив своё мнение в столь сильных выражениях, стал объяснять в деталях те причины, по которым распространение религии путём насилия неблагоразумно. Насилие несовместимо с природой Бога и природой души. ‘Богу, - сказал он, - неугодна кровь, и неблагоразумные действия противоречат Его воле’».
Как объяснил Бенедикт, суровая оценка, высказанная византийским императором в отношении ислама, проистекает непосредственно из христианского представления о благоразумности Бога. Согласно Бенедикту, причина, по которой христианский лидер стал высказывать своё мнение об исламе, и, таким образом, вступил в глубокую межконфессиональную дискуссию об особенностях ислама и христианства, проистекает из ясного понимания того, как его религия воспринимает созданный Богом мир и истолковывает отношения между Всевышним и человеком.
Расширяя эту тему, Папа сказал своей аудитории, что европейская цивилизация сама по себе является смесью христианской веры и греческой философии, основанной на логике. Проистекающее в Европе в настоящее время смещение культурных ценностей, по его утверждению, является результатом интеллектуального разделения веры и логики, которое началось в период Реформации и продолжилось в эпоху Просвещения. Низведением веры до уровня субкультуры, которой нет места в обсуждении практических проблем человечества, продолжил Папа, европейцы утратили способность понять самих себя и защитить свои духовные ценности с такой же мощью, как это сделал византийский император в донаучную эпоху.
Можно сказать, что истеричная и сопровождаемая насильственными действиями реакция исламского мира на использование Бенедиктом материалов диалога 600-летней давности только подтверждает мнение византийского императора, что ислам не воспринимает Бога как олицетворение святости. Однако, ограничивая анализ лекции Бенедикта только истерической реакцией мусульманского мира, можно упустить центральную мысль, высказанную понтификом: жизнеспособность любой цивилизации зависит от её желания сохранить свою идентификацию. Без этого она будет даже неспособна понять, зачем вообще нужно это выживание.
Хотя выступление Бенедикта было адресовано его собратьям по вере - христианам, евреям также следует сделать из него свои выводы. Сегодня евреи и в Израиле, и на всей планете атакуются со всех сторон. Рост антисемитизма в мире, и особенно в его исламской части, застал нас в период глубоких размышлений. Подобно европейцам, наша способность защитить себя от множащихся шеренг наших ненавистников зависит от того, сможем ли мы, - и на национальном, и на  индивидуальном уровнях, - идентифицировать себя как евреи.
Комментируя природу этого всплеска ненависти к евреям, выдающийся канадский (не еврейский) учёный Марк Стейн писал в августе этого года в журнале “National Review”: «Застарелая ненависть обладает способностью приспосабливаться. Евреев ненавидят в силу самого факта их существования; поэтому, в любой момент истории, их ненавидят за то, какие они есть в этот момент. На протяжении своей многовековой истории Европа ненавидела их за то, что считалось отсутствием национальных корней и космополитизмом. Сейчас уже не существует «не знающих родства» европейских евреев, так что теперь их ненавидят как «незаконный национально-государственный объект Ближнего Востока». Если бы «сионистское образование» было разрушено и те, кому чудом удалось уцелеть, стали бы работать, скажем, обслуживающим персоналом на судах, совершающих круизные рейсы по Карибскому морю, - то и за это их ненавидели бы ничуть не меньше».
Очень важно, чтобы все мы «нутром» поняли ту идею, которую выражают эти строки. За последние годы мы, вместо того, чтобы разоблачить клевету наших обвинителей, старательно пытаемся понять и найти оправдания их ненависти к нам.
Мы уверяем самих себя, что нас ненавидят за то, что мы слишком сильны, - или же, напротив, очень слабы. Нас ненавидят, потому что мы черезчур религиозны - или потому, что религиозны недостаточно. Нас ненавидят, поскольку мы настаиваем на защите Израиля - или из-за того, что мы соглашаемся на компромиссы в ущерб собственной стране.
Итак, как мудро заметил Стейн, мы ненавидимы не за то, что мы делаем, а только потому, что мы евреи. В свете этого лучший способ защитить себя, сберечь свою свободу и достоинство - это упрочить и с гордостью нести чувство принадлежности к еврейской нации. Как объяснил мне однажды Эли Визель, ключ к нашей самозащите таков: никогда не позволять нашим ненавистникам говорить нам, кто мы такие. «Их ненависть только характеризует их самих», - сказал он.
И действительно, когда мы смотрим на то, каким образом подвергаются нападкам евреи в Израиле и во всём мире, мы видим, что эти атаки вызваны не действиями евреев, а только тем, что мы – евреи.
Так, в разгар новой волны агрессивных атак мусульман против евреев Норвегии в прошлом месяце, местная еврейская община предупредила своих членов не носить на публике кипы или звёзды Давида.
Так, Хартия Хамаса, организации, ныне заправляющей в Палестинской автономии, отвергает любой компромисс с Израилем и призывает к изгнанию всех евреев с земли Израиля, или же, как часть глобального джихада, к их насильственному обращению в ислам.
Так, атаки на тех евреев, которые поддерживает Израиль на Западе, проводятся не по существу их аргументации, а против их права, как евреев, лоббировать в пользу Израиля в странах их проживания.
«Мы, - объяснял Визель, - всегда определяли себя как дети Авраама, Ицхака и Якова». Действительно, на горе Синай, принимая десять заповедей, евреи стали первой нацией в истории, которая осознанно самоидентифицировала себя. И каждое последующее поколение евреев  заново делало этот выбор. Вопреки высокомерному утверждению Жан-Поль Сартра, евреи существуют не потому, что, существует антисемитизм. Лидеру экзистенционализма следовало бы понять: это антисемитизм существует, потому что существуют антисемиты.
Как заметил Стейн, сегодня ненависть к евреям концентрируется на Израиле. Поддавшись на удочку новой упаковки этой ненависти, некоторые евреи, и в Израиле, и в диаспоре, рассматривают Израиль как обузу. Это трагедия, которую мы сами навязали себе. Стоит только посмотреть на Израиль, чтобы убедиться в обратном. Наше еврейское государство - один из наиболее выдающихся успехов в еврейской истории.
Сегодняшний Израиль – это дом для самой многочисленной еврейской общины в мире. В Израиле живёт сейчас больше евреев, чем жило когда-либо в нашей истории. И страна, в которой мы живём, является одной из наиболее динамичных, жизнерадостных и «живущих» стран мира. У нас самая высокая на Западе рождаемость. Показатели деловой активности также среди самых высоких в мире.
Мы – одно из наиболее высокообразованных обществ на планете. Только за последние 15 лет в Израиле было открыто больше дюжины колледжей, и в прошлом году правительство разрешило ещё двум из них, как полностью сформировавшимся и независимым исследовательским центрам, вступить в обще-израильскую сеть из девяти исследовательских университетов.
Израильтяне – одна из наиболее патриотичных наций на свете. Как одно из выражений этого патриотизма, для Израиля характерен высокий уровень  добровольного участия граждан всех возрастных групп в различных сферах общественной жизни. Во время недавней войны, десятки тысяч резервистов, не задумаясь, оставили свои семьи и работу и взялись за оружие, чтобы защитить страну, и сотни тысяч израильтян добровольно вызвались помочь миллиону своих братьев и сестёр, дома которых служили мишенями для ракетных, артиллерийских и миномётных обстрелов.
Еврейская жизнь расцветает в Израиле как нигде прежде. Уровень грамотности в еврейском образовании в Израиле выше, чем когда-либо за всю нашу историю. Израиль – дом для примерно полудюжины поколений евреев, для которых язык Торы и Талмуда является родным.
Успех Израиля базируется на том, что государство служит инструментом, позволяющим проявить наше национальное наследие во всех аспектах общественной деятельности. И оно, наше еврейское наследие, является одним из наиболее драгоценных достояний, известных человеку.
Еврейская нация дала человечеству концепцию Бога, свободы и закона. Наше понимание несовершенства человеческой натуры предохранило нас от соблазнов следования ложным пророкам, обещающим рай на земле, и взамен позволило предпринять практические шаги, чтобы улучшить нашу жизнь и наш мир.
Все те духовные и физические идеалы, которые представляет сегодня Израиль, сформировали основы для человеческого прогресса и свободы во всём мире на тысячелетия. Наша готовность хранить верность своей уникальности и национальному наследию была ключевым условием нашего многовекового выживания среди сонма врагов, пытавшихся уничтожить нас и духовно, и физически.
Рош-hа-Шана знаменует начало Десяти Дней Раскаяния, предшедствующих Судному Дню – Йом Кипуру. Чтобы должным образом признать наши грехи и исправить наши ошибки, мы должны понять, кто мы, что мы представляем и к чему мы, как евреи, можем и должны стремиться. Мы должны отвергнуть навязываемые нам идеи тех, кто ненавидит нас и говорит нам, кем, по их мнению, мы являемся. А для этого мы должны вернуться к нашей еврейской сущности и проявить свою приверженность нашей общей судьбе.
Тот факт, что ненависть к евреям процветает так долго, не имеет ничего общего с природой еврейской нации. Об этой природе красноречивее многих томов говорит хотя бы то, что в течение многих веков наши судьбы были непосредственно связаны с нашей способностью отвергнуть рисуемые нашими недругами портреты еврейского народа и с нашей готовностью нести и развивать своё еврейство посреди этой ненависти.
Папа Бенедикт позволил себе обсуждать ислам, потому что, уверенно чувствуя себя в догматах христианства, имел ясные критерии для оценки положительных или отрицательных качеств мусульманских ценностей и действий. Независимо от того, согласны ли мы с его оценкой или нет, своей готовностью судить о проблеме Бенедикт показал способность защитить и развить свои верования.
Признавая нашу моральную и интеллектуальную принадлежность к еврейству, мы тем самым приобретаем способность противостоять вызову нашего времени. Я молюсь за то, чтобы в 5767 году еврейский народ объединился вокруг нашего национального наследия, истории и культуры, и тем самым проложил путь в спокойное, мирное и достойное будущее для себя и для всего мира.
 

Опубликовано в газете «Джерузалем Пост» 22 сентября 2006 г.

Перевод с английского – Росс Ганз, МАОФ
Сентябрь 2006 г.

Статья на английском