Maof

Saturday
Apr 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Плох тот тупик, который не мечтает стать лабиринтом. Чем хороша дипломатия? Незаменимым атрибутом всех международных соглашений по-прежнему остается только бумага. Она крепче стали и цемента. Но восточная дипломатия заметно отличается от западной. Не знаю, пригласили ли в Аннаполис Судан, но накануне "мирной" конференции в Хартуме арестовали британскую учительницу Джиллиан Гиббонс, которая позволила малышам назвать плюшевого мишку Мухаммедом. За это ее обвинили в осквернении имени пророка. И теперь, согласно 125 статье уголовного кодекса, ей грозит до шести месяцев тюрьмы, сорок ударов плетью и крупный денежный штраф.
Дипломатия тем и хороша, что всегда можно начать все сначала. Не потому ли мы постоянно ходим по замкнутому кругу? Но "мирная" конференция, о которой так долго говорила Кондолиза Райс, все-таки свершилась. О ее результатах пока говорить рано. Мюнхенский сговор, как мы помним, тоже начинался с фанфар. Конечно, Джорджу Бушу меньше всего хотелось бы войти в историю вторым Чемберленом. Но дело сделано. Раздел Израиля санкционировали 44 страны, получившие приглашение в Аннаполис. А дежурная фраза: «Америка не может навязать мир Ближнему Востоку, но вполне может посодействовать мирному процессу», как бы невзначай брошенная Абу Мазену, ничего не меняет.
Искусственные улыбки не смогли скрыть гнетущего чувства настороженности и подозрительности. Буш бодро прочитал подписанную в последнюю минуту совместную ольмерто-аббасовскую декларацию о намерениях. Намерений немного: начать переговоры о создании «демократического палестинского государства». В их основе все та же выброшенная на свалку истории "дорожная карта". Жить можно по одним и тем же принципам, по-разному нарушая их. Выступление Буша впечатления не произвело. Он снова говорил о необходимости борьбы с террором, пожелал арабским странам больше демократии и правосудия и выразил уверенность в том, что «Израиль осознал необходимость прекратить оккупацию арабских земель и признать права арабов на проживание в Эрец Исраэль».
В эту минуту Джордж Буш напоминал ботинок, который жаловался шнурку: сделай хоть что-нибудь, чтобы галстук не развязывался! До чего же все чемберлены похожи друг на друга. Как шнурки от ботинок. Говорят одно, думают другое, делают третье. Буш говорил о еврейском характере Израиля, но в совместной декларации об этом – ни слова. Видимо, Ольмерту дали понять, что при нынешнем политическом раскладе его позиция ничего не стоит. А "речь" Абу-Мазена и вовсе напомнила шутовское представление. "Палестинский" Бисмарк, передставляющий разве что самого себя, призвал международное сообщество во главе с Советом безопасности ООН стать гарантом «прекращения израильской окккупации, создании палестинского государства со столицей в Иерусалиме и возврата Голанских высот Сирии».
Аббас и не заметил, как побежал впереди лошади. Кондолиза Райс не для того обхаживала Башара Асада, зазывая Дамаск на конференцию, чтобы от его имени выступал еще один бесплатный адвокат. Сирия нужна Америке, как воздух. Поскольку мутит воду и в Ираке, и в Ливане, и в секторе Газа. То есть как раз там, где все усилия Соединенных Штатов приносят одни разочарования. К тому же чужие Голаны стоят того, чтобы вбить клин в сирийско-иранские отношения, даже несмотря на то, что они стартегические. Платить по счетам все равно будет Израиль.
Нынче крысы не бегут с тонущего корабля, а уходят с гордо поднятой головой. Сирийский контроль над Голанами продолжался лишь 23 года. А израильский флаг развивается уже 40 лет. И если уж отталкиваться от истории, то Голаны принадлежали евреям еще во времена Моисея и Йегошуа бин Нуна, даровавших их колену Менаше. Евреи жили тут и в талмудический период, и в новую эру. В 1886 году "Бней-Йегуда" выкупила землю на Голанах и основала там первое поселение. В 1891 году на деньги барона Ротшильда были выкуплены новые земельные участки. В 1908 году еврейские поселенцы приступили к освоению долины Бейт-Цайде, к северу от озера Кинерет.
Может быть, Буш готов выкупить еврейскую собственность? Вместе с нынешними 33 поселениями, оборудованными укреплениями на высоте 2224 метра над уровнем моря, гарантирующими спокойствие на израильско-сирийской границе? Нет, конечно. Буш отстаивает собственные интересы. А интересы Израиля должен отстаивать Ольмерт. Но для этого надо знать историю своей страны и своего народа. Или хотя бы понимать, что Буш – не псевдоним Б-га. Буши приходят и уходят, а еврейский народ остается.
Ольмерты тоже приходят и уходят. История их не интересует. Власть, пусть даже призрачная, вот их история. «Я приехал сюда из Иерусалима, по приглашению президента Буша, - так начал свое выступление Ольмерт. - ...Мы обязуемся выполнить все взятые на себя обязательства, чтобы доказать всем, на Востоке и на Западе, неправоту тех, кто не верит в наше желание достичь мира». Всё в наших силах. Когда их нет. Главный аргумент Ольмерта, на который он не постеснялся сослаться, сводился к тому, что он прибыл в Аннаполис в качестве премьер-министра, избранного демократическим путем. Возможно, это была шпилька в адрес Аббаса, которого игнорирует не только ХАМАС, но и собственный ФАТХ. Ольмерт тоже говорил о «болезненных уступках» и «мужественных шагах», но дома его ожидают новые обвинения в коррупции, отчет комиссии Винограда, коалициооный кризис и бунт внутри собственной партии.
«Нехорошо лишь то, что нехорошо кончается», - любят повторять дипломаты. Сказать, что республиканцы в восторге от затеи Буша, значит ничего не сказать. «Не в интересах Соединенных Штатво форсировать создание еще одного государства, поддерживающего террор», - высказался кандидат в президенты Руди Джулиани. Джон Маккейн и Фред Томпсон тоже не видят повода для оптимизма. А Мит Ромни в интервью The Jerusalem Post назвал саммит в Аннаполисе «несвоевременным и вредным». Республиканцы опасаются, что поспешные и непродуманные шаги администрации Буша могут нанести партии непоправимый урон, что в конечном итоге скажется на результатах выборов.
Белый дом, впрочем, тоже решил подстраховаться, подчеркнув, что встреча в Аннаполисе всего лишь отправная точка на длинном пути мирных переговоров, которые было бы неплохо закончить до завершения каденции Джорджа Буша. Для Вашингтона сейчас важней изолировать Иран. Поэтому и было затрачено столько сил, чтобы добиться приезда саудовской и сирийской делегаций. Сами по себе министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Файсал и замминистра иностранных дел Сирии Файсал Мекдад погоды не делали. Но одно их присутствие действует на Тегеран, как красная тряпка на быка.
Иран тоже не сидит сложа руки, предупредив страны Персидского залива, что им грозят серьезные неприятности, если они поддержат "агрессию" Соединенных Штатов. Самому мощному давлению подвергается Бахрейн, большинство населения которого составляют шииты. Тегеран дал понять, что присоединит к себе эту "провинцию", как 15 лет назад Ирак чуть не присоединил Кувейт. Кроме Бахрейна опасаются за свое будущее также и Оман с Абу-Даби. Хотя предложение Махмуда Ахмадинеджада на последней конференции ОПЕК привязать цены на нефть к курсу евро и не прошло, у этой идеи уже есть свои сторонники. Кувейт, например. Не возражают также Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн.
Саудовская Аравия тоже все меньше считается с интересами США. Разжиревший на нефтедолларах король Абдалла больше не признает Соединенные Штаты в качестве единственной доминирующей политической и военной силы в Персидском заливе. А министр обороны наследный принц Султан подписал на прошлой неделе в Москве крупный контракт на поставку российских вооружений. И призвал к более тесному сотрудничеству между Эр-Риядом и Москвой, чтобы прекратить, по его словам, «безумную, нелогичную и несоразмерную бойню в Ираке». Иран умело использует сложившуюся ситуацию, обвиняя арабских экспортеров нефти в предательстве интересов "палестинского народа". Так, Махмуд Ахмадинеджад заявил недавно на встрече с Мусой Абу-Марзуком, что «доходы от продажи нефти в арабских странах выросли за посление пять лет в три раза, составив 700 миллиардов долларов, а палестинцы не получили ничего».
Буш все еще надеется на создание единого арабского фронта против Ирана. И очень опасается, что Ольмерту, который согласовывает с Вашингтоном любой свой шаг, придется уйти. Эхуд Барак уже заявил, что после публикации выводов комиссии Винограда, выведет "Аводу" из коалиции. А это грозит досрочными выборами, где шансы у Ольмерта нулевые. Барак же, как и Натаниягу, могут предпринять против Ирана собственные превентивные меры, не считаясь с планами Пентагона. К тому же прорыв на израильско-палестинском направлении невозможен до тех пор, пока Тегеран не прекратит вставлять палки в колеса.
Но у Ирана свои интересы. Ахмадинеджад объявил сбор «истинных представителей палестинского народа». В Тегеран приглашены лидеры террористических группировок, чтобы еще раз продемонстрировать, что «на карте Ближнего Востока нет места такому образованию, как Израиль». Все еще "законный" премьер-министр всея Палестины Исмаил Ханийе заявил, что не признает никаких решений, принятых в Аннаполисе. Не признают их и арабские страны, в том числе и самые "умеренные". В Иордании, к примеру, в демонстрациях протеста участвовали и партии, и профсоюзы, и политики. Они жгли американские и израильские флаги и скандировали: «Палестина - от моря до моря». Пока на страже Израиля стоят арабы, можно не волноваться: они не допустят ни создания Фалястына, ни раздела Иерусалима, ни возвращения беженцев. Хоть и мал шнурок, но даже самый большой ботинок в узде держит.

«Еврейский меридиан»