Maof

Friday
Feb 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
От редактора: Наш сайт, как правило, публикует весьма серьезные материалы на актуальные темы. Но нельзя ведь быть все время серьезным – это чревато… Вот  мы и решили поместить этот  материал, из которого явствует, что не только члены израильского Кнессета, как бы это сказать помягче, не совсем заслуживают очень уж большого уважения. Почитайте, как с этим обстоит дело во всемирной цитадели демократии…

Давайте остановимся, чтобы поприветствовать Конгресс США, члены которого ещё раз показали себя способными преодолеть межпартийные трения и институциональные тупиковые ситуации, когда идёт речь об обслуживании некой группы американцев, судьбой которых они глубоко озабочены, а именно - самих себя.
Когда 110-й Конгресс две недели назад вернулся со своих праздничных каникул, гора незавершённых дел, которую он оставил после себя в 2007 году, всё ещё пребывала в ожидании – все, начиная от судебных назначений до двусторонних торговых соглашений, программы слежения за террористами и законопроекта о сельском хозяйстве. Но джентльмены и леди обеих палат Конгресса были уверены в том, что ничто не помешает тому, что стало почти ежегодной традицией: повышению их собственной зарплаты. Когда 1 января 2008 года взошло солнце, поднялась и зарплата конгрессменов - с 165200 до 169300 долларов – такой небольшой скромный прыжок в 4100 долларов.
Это означает, что Конгресс сделал сам себе 9-е повышение зарплаты за последнее десятилетие. Начиная с 1998 года, первого января каждого нового года, за исключением 1999 и 2007 годов, инициировалось повышение зарплаты конгрессменов в размере от 3100 до 4900 долларов. В то время как средний доход американской семьи с 1998 года увеличился примерно на 11000 долларов, доход их депутатов в Вашингтоне возрос более чем на 30000 долларов.  Учитывая, что последние работают на первых, это несоответствие между ними является поразительным.
Происходящее является также и неконституционным.
Статья 1, раздел 6 Конституции разрешает Конгрессу платить самому себе из общественных фондов, но 27-я Поправка ограничивает это право. Она предусматривает, что: «Ни один закон, изменяющий вознаграждение сенаторов и членов Палаты представителей за исполнение своих обязанностей, не вступит в действие до тех пор, пока не пройдут выборы депутатов в Палату представителей». Эта поправка ограничивает власть Конгресса изменять свою зарплату посредством запрета на вступление в силу любого её повышения до тех пор, пока избиратели не сказали своего слова. Другими словами, членам Палаты представителей и Сената разрешается изменять зарплату последующего Конгресса, но им запрещается  увеличивать свою собственную.
Однако, в течение нескольких месяцев, пошедших на утверждение этой поправки, зарплата конгрессменов увеличилась на 4100 долларов, несмотря на то, что не было требуемого сочетания голосования в Палате представителей и Сенате с последующими промежуточными выборами. Закон, принятый в 1989 году - по иронии судьбы, закон об этике в правительстве - гарантирует автоматическое повышение зарплаты сенаторам и депутатам Палаты представителей каждый январь, если только они специально не проголосовали против повышения. Какими бы достоинствами ни обладал этот закон, когда он был принят, его несовместимость с 27-й Поправкой очевидна. Вся цель этой поправки заключается в том, чтобы дать электорату политический контроль над правом Конгресса определять свою зарплату. Цель же закона 1989 года состоит в лишении электората этого контроля.
В отсутствие постановления Верховного Суда Конгресс вряд ли прекратит такое наглое попрание Конституции, а Верховный Суд пока отклонил обсуждение этого вопроса. (Конгресс устанавливает также и зарплаты судьям). Неблагоприятная реакция избирателя могла бы сыграть свою роль, но крайне низкое общественное мнение о Конгрессе редко оказывает какое-либо влияние на День выборов. Свыше 90%депутатов Конгресса, стремящихся к переизбранию, обычно возвращаются в Конгресс.
Сенаторы и депутаты Палаты представителей однажды поняли, что право устанавливать свою собственную зарплату влечет за собой обязанность предоставить их хозяевам – американскому народу – право знать, что они делают. Таким образом, перед повышением зарплаты они должны были бы проводить общественные слушания и поимённое голосование. Этот процесс был сопряжен для них с определенным неудобством, что было вполне уместно: не следовало облегчать законодателям возможность запускать руки  в общественные фонды.
Но всё меньше и меньше членов Конгресса, по-видимому, обеспокоены такими этическими тонкостями. Одним из немногих, которые тщетно пытаются каждый год остановить скрытое повышение зарплаты или, по меньшей мере, поставить его на голосование, является член Палаты представителей Джим Мэтисон, депутат Демократической партии от штата Юта, впервые избранный в 2000 году.
«Я ничего не знал об этом, пока не попал сюда», - сказал Мэтисон в телефонном разговоре на этой неделе. - «Меня беспокоило, что мы украдкой повышаем себе зарплату таким секретным образом. Поэтому я взял слово в Конгрессе, чтобы поднять вопрос о процедурном возражении против этого, но никто меня не поддержал». Пока лишь ещё один член Конгресса, республиканец Ли Терри из Небраски,  летом прошлого года присоединился к Мэтисону с целью провести голосование «за» или «против» по вопросу блокирования повышения зарплаты.
Находясь в ведомстве, которое имеет тенденцию порождать высокомерие и наделять себя всевозможными правами, Мэтисон старается помнить, что это он работает на избирателей, а не наоборот. «Я просто знаю, что большинство моих избирателей не имеют такой льготы – автоматической корректировки своей зарплаты каждый год; поэтому для них 169000 долларов звучит как очень большие деньги», - сказал он.
Это действительно большие деньги, а в следующем году их будет еще больше. И даже больше еще через год. Члены Конгресса, возможно, никогда не снизойдут до ваших приоритетов, но они бдительно следят за своим первостепенным интересом.
 

Оригинал на английском опубликован на сайте газеты «Бостон Глоб»,  30 января 2008 г.

Перевод с английского Игоря Файвушовича, МАОФ.

Февраль 2008 г.

Статья на английском