Maof

Monday
Nov 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Обещаю говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды, и да поможет мне Бог
Судебная присяга

 

Сообщение, о котором пойдёт речь, было прислано нам прямо домой в электронной рассылке «Еврейского калейдоскопа». Оно информировало о собрании, имевшем место в Афуле 20 января 2008. Само по себе, подобное сообщение едва ли привлекло бы наше внимание, поскольку касалось происходящего в азербайджанской «диаспоре», к которой, как и к любой другой, не принадлежим, так как живем не в изгнании. Но предмет собрания нас затрагивал, оживив воспоминания о событиях сравнительно недавнего прошлого, современниками которых мы являлись.

Как сообщалось, собрание в Афуле почтило память «жертв 20 января» 1990 г. в Баку и отправило верноподданническое послание президенту Азербайджана. Содержание и стиль этого послания вызвал у нас протест. Вот выдержка из послания: «В день памяти жертв бакинской трагедии 20 января 1990 года проживающие в Израиле выходцы из Азербайджана скорбят вместе со всем азербайджанским народом по поводу невинно погибших в ту памятную ночь от танков и пуль карательных советских войск»[1].

Нам, современникам и в определённой мере свидетелям тех событий странно и оскорбительно читать послание, в котором «выходцы из Азербайджана»[2] умудряются совершенно опустить общеизвестные факты широкомасштабных погромов в Баку 13-14 января (да и в последующие несколько дней) 1990, учинённых местными националистами над армянским населением этого города. И это непростительный позор, что армян не защитили ни «Народный фронт»[3], ни местные власти, ни правительство СССР.

В упомянутом послании сообщается: «Тогда около ста пятидесяти человек погибли, более тысячи были ранены или пропали без вести. Это была форменная расправа над мирным населением, ведь от пуль карателей погибли женщины, старики, молодые люди и дети, школьники, домохозяйки, академики и студенты, люди разных национальностей – азербайджанцы, русские, татары…». Убитые озверевшими националистами 13-14 января армяне в этот список не входят, если не подозревать, что они включены в многоточие!

Это верно, что тогдашний руководитель СССР Горбачёв проявил как минимум преступную халатность, существенно опоздав с введением военного положения в Баку. Фактически, войска получили приказ активно действовать лишь тогда, когда возникла угроза существованию советской власти, точнее, сохранению центральной власти СССР, в Баку. Сделай он это раньше, множество армян и лиц других национальностей, включая честных азербайджанцев, евреев, русских не стало бы жертвами бандитствующих националистов, духовных родственников тех "шахидов", что погубили столько жизней здесь, в Израиле.

Примечательно, что, согласно посланию, «воины, сражавшиеся за независимость Азербайджана и погибшие в боях за Нагорный Карабах» похоронены в «Аллее Шехидов»[4].

Несмотря на задержку, именно введение войск, включая воздушно-десантную дивизию под командованием полковника А. И. Лебедя, в Баку (см. его мемуары) остановило зверский анти-армянский погром. Приводим и ссылку на иные, нежели у авторов «послания выходцев из Азербайджана», воспоминания о тех страшных и позорных днях. Знакомому с описаниями еврейских погромов в России или атаками мусульманских «шахидов» по всему миру – советуем прочитать и сравнить самим. Есть ещё множество живых свидетелей происходившего тогда в Баку, а потому странно звучат обещания «выходцев» «сделать все возможное, чтобы приблизить день освобождения азербайджанских земель, захваченных оккупантами», утверждения, что «более чем на 20 процентах азербайджанской территории по-прежнему хозяйничают оккупанты[5]». По счастью, сегодняшнее руководство Азербайджана не следует в своей политике этим подстрекательским обещаниям и оценкам.

. Странно и неуместно звучат слова «выходцев»: «Для нас, живущих в десятках стран диаспоры выходцев из Азербайджана, политически и экономически стабильная, процветающая Азербайджанская Республика является символом уверенности в правоте его народов, кровью отстоявших свободу и независимость своей Родины». Видно в верноподданническом раже составители послания спутали несопоставимое, пользуясь неуместно буквально теми же словами, что адресуются обычно героям Великой Отечественной войны.

Войска Лебедя защитили скрывавшихся и не успевших бежать армян от "шахидов", но не смогли остановить исход, в результате которого полумиллионная армянская община в Азербайджане перестала существовать. Стоит помнить, что анти-армянский погром в Баку последовал после его кровавой репетиции в Сумгаите. Невозможно массовое преступление оправдать спором, пусть и весьма напряжённым, между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха. С последней проблемой особо хорошо знаком один из нас (МА), поскольку организовывал её обсуждение в Ленинграде, в рамках Союза учёных. Поразительно, что и тогда, после четырёх часов дебатов, в обстановке научного собрания т. е. личной безопасности коллеги – азербайджанцы не нашли должных слов осуждения происшедшему в Сумгаите.

Несомненно, при входе войск, в частности, дивизии Лебедя, в двухмиллионный город были жертвы, в том числе и невинные, среди гражданского населения. Но основная ответственность за происходящее должна быть возложена на погромщиков, память о которых почему-то отмечается в Израиле, в Афуле…

Это верно, что в январе 1990 Баку постигла трагедия, но правда состоит в том, что её развязали организаторы армянского погрома, а вовсе не военнослужащие Советской Армии, в том числе - дивизии Лебедя. Последние, разумеется, в той ситуации действовали не как детсадовцы - такова была обстановка. Отмечать годовщину событий января 1990 и не признавать вины погромщиков из числа националистов-азербайджанцев – значит кощунственно искажать правду, которой ещё есть масса живых свидетелей.

Здесь считаем уместным отступление личного характера. Конечно, и в 1990 мы были немолоды, понимали, что от людей можно ждать и великого, и низкого. Но лишь в Израиле мы столкнулись с особой изощрённостью цинизма и подлости нелюдей, которые во имя достижения целей «шахидов» могут инсценировать убийство мальчика (Аль Дуры), выкапывать тела из могил, чтобы «заснять» массовую гибель арабских детей в результате израильского авианалёта. Можно заставить детей носить пояса смертников, перевозить бомбы в автомобилях «скорой помощи», охраняемых знаками Красного креста. Можно практически всё – убивать беззащитных, врать и обманывать, используя для пропаганды своих «идей» деньги, ложь и людскую глупость.

Этот опасный синдром проявился в событиях 1990 и в определённой мере присутствует, увы, в торжественных ежегодных церемониях поминовения жертв азербайджанских при полном забвении жертв армянских. Поразительно, что этого не поняли (или не захотели понять?) некоторые члены азербайджанской «диаспоры» в Израиле. Кстати, почему диаспоры? Ведь это понятие относится к людям данной народности, живущим вне своей страны. Разумеется, азербайджанцы по национальности, оказавшись вне Азербайджана, могут относить себя к диаспоре. Но евреи!? Это странно или просто безграмотно, притом вне зависимости от того факта, что сегодняшнее руководство Азербайджана относится к Израилю вполне дружественно. Просто слово «диаспора» здесь неуместно, хотя и подчёркивает вероятно удобное, да и полезное для лидеров диаспоры, верноподданство в адрес лидеров бывшей страны проживания.

Вполне возможно, авторы «Послания» сохранили теплые воспоминания о своей доисторической родине, возможно, там остались не только дорогие им могилы, но и родственники, друзья, возможно, они и сейчас имеют там жизненно важные личные интересы. Но ни тон послания, ни восхваления «бакинских шахидов» ничем оправдать нельзя!

Один из нас (МП) родился и всю жизнь прожил в Тбилиси, историю Закавказья знает не понаслышке, у обоих были и есть многочисленные друзья, коллеги во всех частях, ныне государствах, Южного Кавказа. Поэтому, а также потому, что как – евреи, потомки многих угнетаемых, убитых или изгнанных поколений, мы не хотим и не можем оправдывать зверства в Сумгаите, Баку, Карабахе, Абхазии или Осетии, и уж тем более не можем спокойно слушать, как выражают сочувствие одной стороне, делая вид, что второй и не было.

Погромы армян начались, конечно, не в 1990. До того были годы турецкой оккупации части Закавказья в 1918-19, потом – национального деления Кавказа со «Съездом народов Востока» в 1920, с попытками Зиновьева и Камо (т.е. Сталина) установить советскую власть в Иранском Азербайджане. Кавказ, особенно Южный, всегда был чересполосицей стран и народов. Напомним только, что теперешний Азербайджан – это древняя Кавказская Албания, некогда в основном христианская. А в предположении возможности распространения советской власти на мусульманские страны, территория вновь изобретенной общности – Азербайджана, была существенно увеличена (кстати, на Кавказе азербайджанцев и сейчас обычно называют татарами, т.е. тюрками). В итоге этих потуг на консолидацию «азербайджанских земель» от Грузии был отторгнут район Саингило (с центром в городе Кахи – все же от грузинской Кахетии), а Нахичевань, ранее наполовину армянская, стала, если можно так выразиться, «армениан фрай». Неужели это «выходцам из Азербайджана», сегодня живущим в Израиле, ничего не напоминает?

Можно многое сказать по поводу кавказских межнациональных трений. В Грузии тоже не все благополучно: есть проблемы Ахалциха и т.д., в 1919-20 годах была даже карикатурная и почти бескровная армяно-грузинская «война»[6]. В Тифлисе армяне составляли до 1921 г. подавляющее большинство, сейчас их менее 20%, но до погромов и, тем более, убийств никогда не доходило. На одном пятачке в старой части Тифлиса находятся православный и армянский соборы, две синагоги, суннитская мечеть (шиитская мечеть Шах-Аббаса была разрушена в начале 50-ых, при Сталине), и никогда не было случая нападения ни на одну из них! Тбилиссцы помнят и праздники Курбан-Байрам, и Суб-Саркиса, не прекращалась (кроме 1952 г.) выпечка мацы.

А вот существуют ли сейчас, через восемнадцать лет после кровавых событий, армянские церкви в Баку? Были бы раду получить на этот вопрос положительный ответ, но сомневаемся в его возможности.

В Сумгаите и Баку жило до полумиллиона армян. Сколько их там осталось? Вероятно, меньше, чем евреев, да и то только в смешанных семьях. Конечно, сумгаитская «репетиция» заслуживает отдельного рассказа. В своё время в Тбилиси нелегально показывали фильм, сделанный КГБ о тех событиях – там было даже ритуальное людоедство! Кто из лидеров Баку, из интеллигенции двухмиллионного города протестовал? Когда в Грузии воцарился националист Гамсахурдия, то его быстро свергли. И никто не прославлял его «верных соратников».

Получив почти случайно информацию о послании «азербайджанской диаспоры» сыну «общенационального лидера Азербайджанской Республики Гейдара Алиева», сегодняшнему президенту Азербайджанской республики, мы с некоторым вниманием просмотрели материалы о «диаспоре» в Интернете. Так, выяснилось, что лидер азербайджанской диаспоры в Израиле г-н Алекс Шапиро-Сулиман стал 23 января «Послом мира». Выглядело бы это неплохо, если бы основателем конкретно этого звания и учреждения, его присуждающего, не был бы широко известный Сан Мен Мун (в других версиях - Мун Сон Мён), чаще просто Мун.

Советуем полюбопытствовать и открыть приведенные ссылки. Вы познакомитесь с жизнью и деятельностью матёрого авантюриста, организовавшего довольно мощную и несомненно опасную секту. Верно, что в его «многогранной» деятельности оказывались, на разных этапах, замешаны довольно крупные люди, чьё присутствие, обычно временное, не устраняет дурного морального запаха секты и его основателя. Сейчас «пророк конца света» и «всеобщий отец» подбирается к иудаизму. Печально, если его проводником окажется любая группа израильтян – к примеру, израильтяне – выходцы из Азербайджана. Только Муна с его мунитами тут не хватало.

Представляется, что руководство землячества, подчеркиваем, землячества, а не «диаспоры», израильтян родом из Азербайджана не должно допускать подобных обсуждаемому нами посланий, да и предшествующих им действий, позорящих целиком всё их сообщество.

 

Иерусалим



[1] Курсив наш – МА и МП.

[2] Все, что ли? Или только «активисты»? – вопрос наш – МА и МП

[3] Считаем необходимым отделить «Народный фронт» от орудовавших под его прикрытием и использующим нередко его имя бандитов-националистов.

[4] Ведь это не случайно, что слова «Sieg Heil!»(нем.) и «Да здравствует победа!» по-разному звучат для нас и сегодняшнего немецкого, да и, пожалуй, российского, школьников: дело в генетико-исторической памяти, а не в переводе слова «шахид» («шехид»).

[5] Курсив наш – МА и МП. Оккупантами «выходцы» именуют армян. Как удалось «выходцам», живущим в Израиле, не вспомнить при этом, что у сегодняшних «шахидов» и Израиль – оккупант.

[6] В ней участвовал и отец одного из нас – МП.

Мирон Я. Амусья и Марк Е. Перельман, профессора физики