Maof

Tuesday
Apr 16th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Кто умен? — Тот, кто видит нарождающееся»
Талмуд, трактат «Тамид», 32а

 Как и ожидалось вменяемой частью американского общества, незамедлительно после прихода к власти, Обама начал прибирать Америку к своим липким государственным рукам. Государство сегодня выкупает под залог все, что выкупается: убыточные автомобильные корпорации, разорившееся банки, жилье нерадивых домовладельцев. Каждый такой выкуп сопровождается энергичным и убедительным спичем. Из спичей Обамы следует, что жить в Америке станет лучше, жить станет веселей. Только не сейчас, а потом. Сейчас, пока не все намеченное президентом претворено в жизнь, будет  еще хуже, чем раньше. Надо просто дождаться, когда у всех всего будут поровну, и тогда, в Америке наступит, наконец,  длительное и ничем не нарушаемое благоденствие.

К бравурным  спичам Обамы рынок относится со спокойным  безразличием. На каждый же выкуп, он реагирует, хотя и с удручающим однообразием, но вполне определенно: неуклонным  падением котировок биржевых индексов.

При всеобщем и повсеместном  разорении, которое поразило нас сегодня, существуют в Америке два вида бизнеса, которые значительно увеличили свои доходы с приходом нового правительства.  Это продажа оружия и продажа книг Айн Рэнд.

С оружием все просто, как апельсин – прослышав про обещания Обамы  никогда не покушаться на  вторую поправку к конституции ( право народа на хранение и ношение оружия), население не поверило президенту на слово  и  бросилось раскупать огнестрельное оружие. Это был редкий за последнее время случай адекватной реакции граждан на действия Обамы.

А вот почему за первые семь недель этого года утроилась продажа написанной в 1957 году книги «Атлас расправил плечи» (‘Atlas Shrugged’) – это вопрос, стоящий обсуждения.

Имя автора этой книги – Айн Рэнд (Ayn Rand). Ее настоящее имя Алиса Розенбаум. Она родилась в 1905 году, в Петербурге, в семье аптекаря.  После окончания Петроградского Государственного Университета Алиса  успела какое-то время  проработать экскурсоводом в музее Петропавловской Крепости.  Редкая по продолжительности и постоянству  ненависть к советской власти обнаружилась у Алисы Розенбаум еще в Совдепии.  Юная студентка глубоко презирала большевиков за  полное  попрание ими индивидуальных прав и свобод, которые для нее, читательницы и поклонницы Фридриха Ницше,  были святы ин  неприкосновенны.  В 1926-ом она приехала в Америку по вызову родственников, чтобы уже никогда не покидать ее. До конца жизни Айн Рэнд  оставалась ярой анти-коммунисткой. Умерла она в 1982 году,  До глубокой старости ее  приглашали выступать на конференциях и деловых встречах предпринимателей, банкиров, экономистов.  Когда она, уже сгорбленной старушкой, появлялась на сцене, рукоплещущий ей зал вставал. До самого конца жизни она говорила с тяжелым русским акцентом.

В 1943 году вышел ее первый бестселлер «Источник» (Fountainhead). Двенадцать различных издательств отклонили рукопись этой книги. Не отступившись, она обратилась в тринадцатое, которое издало книгу небольшим тиражом. «Источник» имел триумфальный успех и сделал ее богатой и знаменитой. В 1957 увидел свет «Атлант расправил плечи». Этой культовой книге, тиражи которой одно время занимали второе место после Библии, она обязана своей совершенно беспрецедентной славой в Америке.

После феноменального успеха двух ее книг, имя Айн Рэнд стали связывать с изобретенным ею философским течением, которое  известно под именем «Объективизм». Это учение основано на идее нравственного, разумного эгоизма при отрицании самопожертвования и какого-либо вмешательства государства в частную и деловую жизнь индивидуума. 

Основные  шесть заповедей ее учения легко доступны пониманию среднего американца. Тем не менее, не надо быть профессором теологии, чтобы увидеть в учении Айн Рэнд очевидный анти-христианский пафос. Шесть заповедей Объективизма  последовательно опровергают  главные  постулаты  Нагорной Проповеди.  В 50-х годах Америка была по преимуществу христианской страной. Как могла эта страна, не заметив столь кричащего противоречия,  заглотить ницшианскую наживку, предложенную ей Айн Рэнд, остается непостижимой загадкой.

Вот они, эти шесть правил:
1.  Разум –  единственное орудие познания и единственное руководство к действию;

2. Главная задача человека в жизни –  добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других и не требуя жертв от окружающих;

3. Капитализм – высшее достижение человечества, а свободное предпринимательство – основа всеобщего счастья и процветания;

4. Единственная задача государства – обеспечение неприкосновенности частной собственности и прав индивида. Все остальное – узурпация власти;

5. Религия, Бог, альтруизм, коллективизм, самопожертвование, беззаветное служение, мистицизм и интуиция – злейшие враги свободного человека, безнравственные препятствия на пути к светлому будущему и прогрессу.

6. Главный двигатель прогресса – не писатели, не художники, не философы, не поэты, а бизнесмены.  Они же величайшие страдальцы современной эпохи.

Дух  Ницше незримо витает  над этим списком из шести пунктов.  Его влияние, тщательно сокрытое от глаз читателя, ощущается в  каждой  написанной ею книге. Любопытно, что сама, она, всегда яростно отрицала какую- либо связь между немецким писателем и собственным творчеством.

 С помощью своих книг она сумела сделать почти невозможное: идеи Объективизма о разумном устройстве общества  стали частью массовой культуры Америки. Ее книги дошли до «очага» средней американской семьи и поэтому имели неслыханное влияние на американское общество. Ее  книги читают домохозяйки и студенты. Кроме того,  на этих книгах растет третье  поколение виднейших американских предпринимателей и политиков. Сам Алан Гринспэн, который двадцать лет управлял  Системой Федерального Резерва США, посещал кружок Айн Рэнд и был ее верным последователем и почитателем.

 У нее взяты сотни интервью, о ней написаны тысячи статей, действует Институт Объективизма ее имени. Ей посвящены  два документальных фильма и даже один художественный.  В 1949 году вышел в прокат голливудский фильм «Источник» с Гарри Купером в главной роли. В настоящее время снимается фильм по «Атлант расправил плечи» с Анжелиной  Джоули. Учитывая непреходящий интерес к этой актрисе широких народных масс повсюду на Земле, где смотрят голливудские фильмы, есть надежда, что после того, как ‘Atlas Shrugged’ выйдет  в международный  прокат, у Айн Рэнад появится массовый читатель в России, Европе, Израиле.

Женская судьба Айн Рэнд также невероятна как и писательская.  Ее единственным мужем был актер Голливуда Фрэнк О’Коннор.  В 44 года у нее начался роман с человеком,  вдвое ее моложе.  Еще до окончания средней школы ее будущий любовник прочитал «Источник», после чего написал  автору серию восторженных писем. Они впервые увидели друг друга, когда он был уже двадцатидвухлетним, к тому же,  недавно и счастливо женатым человеком. Она сама предложила ему вступить с ней в официальную любовную связь, предварительно испросив разрешение на это у своей юной жены.  Да, вы не ослышались, таково было требование Айн Рэнд, задокументированное в их переписке. Переписка эта опубликована. Она и себе поставила такое же условие, добившись временного «открепительного  талона» у своего бесконечно преданного ей мужа. Прятаться и лгать ей казалось оскорблением человеческого достоинства, как своего собственного, так и партнера. Этот человек возглавит Институт по изучению ее идей. Когда через несколько лет он ее бросит, это будет стоить ему директорского поста.

Между тем, она была откровенно некрасивой, сутулая, с нелепой, бесформенной фигурой, до времени постаревшая. У нее был невозможной длины нос, внимание от которого отвлекали только ее глаза. Такие огромные, что им не хватало лица. Карие, горящие провидческим огнем глаза, такой невероятной красоты, что о них вспоминают все знавшие ее.

Вот, наконец, мы и подошли к самому главному.  Айн Рэнд была ясновидящей. Возможно, ее прекрасные глаза сыграли в этом определенную роль. В любом случае, она провидчески предсказала ту катастрофическую ситуацию, в которой мы оказались сегодня.

Существует трудно оспоримое мнение о том, что книги Рэнд лишены каких бы то ни было литературных достоинств.  Для любого, кто прочел хоть бы пару страниц  Толстого или  Бунина,  очевидно, что пластическим, художественным даром она не обладала ни в какой степени. Вы не найдете в ее книгах утонченных достижений психологической прозы 20-го века. Напрочь отсутствуют в них и исследование демонов человеческой души в духе Достоевского, который, кстати, был ее любимым русским писателем. Все главные положительные герои ее книг созданы как будто бы не из человеческой плоти, а вырезаны из картона с наложением одного и того же лекала. Все они, как на подбор, -  великолепные ораторы, широкоплечие, мускулистые,  мужественные и неотразимо обаятельные.  К тому же они творчески  одаренные личности, достигшие фантастических успехов в своем профессиональном деле.  Для героинь имеется другое лекало. Они,  соответственно, все как одна, инфернальные, загадочные красавицы.

Очевидно, что гений ее состоял не в стилистическом блеске написанных ею текстов.  Обделив ее женской прелестью, природа решила вознаградить ее другим образом. Она была одна из тех немногих, кто, как сказано в Талмуде, «умел видеть нарождающееся».  , В 30 -х годах, пытаясь побороть страшные последствия Великой Депрессии, правительство Франклина Рузвельта выработало так называемый «Новый Курс» (“New Deal”).  Он означал беспрецедентное вмешательство государства  во все сферы общественно-экономической жизни страны.  Начала работать социальная защита,  был узаконен контроль за производством и сбытом продукции.  До выкупа бизнесов и домов тогда не дошло. Тем не менее, в этой интервенции государства в сферу частного предпринимательства Айн Рэнд усмотрела покушение на самые основы капитализма, который она, как известно,  считала высшим и наиболее нравственным достижением человечества в социально-экономической сфере. Именно тогда она распознала и  сформулировала  первые признаки губительного социального недуга, поразившего  Америку и в своих книгах предупредила о его страшных и необратимых последствиях. Сегодня, с приходом в Белый дом человека, одержимого социалистическими преобразованиями, это давшее обширные метастазы заболевание, грозит перейти в запущенную и неизлечимую фазу.  Доживи Айн Рэнд до января 2009-го года, она с ужасом увидела бы, что самые дерзкие из ее пророчеств, сбылись с точностью математического прогноза.

Но вернемся к книгам Айн Ранд. Погружаясь в их ловко закрученные детективные сюжеты,  сопереживая по-голливудски сексапильным  супер-героям и героиням  ее бешено раскупаемых книг, читатель исподволь проникался страстью и накалом речей, в которых приведены доказательства тех самых шести постулатов мировоззренческой философии автора, о которых уже было сказано раннее. 

Программные речи положительных героев и их оппонентов – это и есть то,  ради чего стоит читать ее книги.  «Атлант расправил плечи» начинается знаменитой фразой: «Кто такой Джон Голт?». Не менее знаменитый финальный спич Джона Голта длиною пятьсот тысяч слов, она писала два года. Эта речь осталась уникальным вкладом Айн Рэнд в историю американской цивилизации. Усилия  двух лет не пропали даром.  Текст радио-обращения Джона Голта к своим согражданам  повлиял на общественное сознание нескольких поколений американцев. Он живет своей собственной, отдельной от всей остальной книги, жизнью.  Он разобрана на цитаты как ни один другой, написанный рукой Айн Рэнд.

В недрах Интернета удалось отыскать одну замечательную ссылку. Отрывок из фильма Fountainhead 1949 года, ключевой момент – речь Говарда Рорка в суде.

Она сама написала сценарий для этого фильма, но давая право на его экранизацию поставила одно условие: не трогать ни одного слова в этом спиче. Студии Warner Bros. Pictures пришлось, хотя и неохотно, подчиниться этому требованию. 
 
Вот небольшой отрывок из его перевода на русский:

«Основное,  что требуется созидателю - независимость. Мыслящая личность не может творить по принуждению. Я пришел заявить, что не признаю чьего-либо права ни на одну минуту моего времени. Ни на одну частицу моей жизни и энергии. Ни на одно из моих свершений. И не важно, кто заявит такое право, сколько их будет, и как сильно они будут нуждаться во мне.  Я вышел заявить, что я - человек, существующий не для других. Заявить это необходимо, ибо мир гибнет в оргии самопожертвования».

Похоже, что вслед за Говардом Рорком, все большее число американцев не желает быть участниками «оргии самопожертвования», в которую их настойчиво втягивает новый президент.  На это указывает крайняя непопулярность его много-миллиардных «выкупных» проектов. На то, чтобы окончательно прозреть, им понадобился всего лишь месяц. Печально, что прозрение наступило слишком поздно.

За один роковой месяц пребывания Обамы у власти в геометрической прогрессии увеличилась роль государства во всех сферах жизнедеятельности - от банковской системы до церковных учреждений. А тотальная власть государства это и есть социализм.  Даже наивные глупцы, голосовавшие за Обаму в ноябре, поняли, какие именно перемены («Change!») он имел ввиду во время своей предвыборной кампании. Соблазнивший их лозунг наполнился, наконец,  совершенно конкретным содержанием.

Не знаю, сумела ли я объяснить, почему с приходом к власти Обамы резко возросли тиражи книг Айн Рэнд.

В любом случае, было бы  справедливо и разумно, в конце этого короткого обзора  предоставить слово его главной героине. Даже по этим малочисленным, вырванным из текста отрывкам виден неизмеримо громадный масштаб ее личности, темперамента,  интеллекта, негасимого пламени ее живой души.

«Америка - страна величайших достижений, величайшего процветания, величайшей свободы. И эта страна возникла не на бескорыстном служении, не на жертвенности, не на самоотдаче и не на альтруизме. Эта страна возникла на праве человека добиваться счастья. Собственного счастья. Своего, и ничьего другого. Частная, личная, эгоистичная мотивация. А каковы результаты!»

 «Каждая политическая сила, стремящаяся поработить нацию, каждая реальная или потенциальная диктатура испытывает потребность в существовании меньшинства, из которых делают козлов отпущения, на которых возлагают всю вину за неудачи нации, и которых используют для оправдания своих диктаторских замашек. В Советской России таким козлом отпущения была буржуазия, в нацистской Германии – еврейский народ, в Америке – бизнесмены».

«Если можно измерить зло, то трудно сказать, кто презренней: жестокая и тупая скотина, присваивающая право навязывать что-либо разуму другого человека, или моральный урод, позволяющий другим навязывать себе что-либо. Это моральная аксиома, спорить о которой не приходится. Я не согласен говорить на языке разума с теми, кто хочет лишить меня разума. Я не вступаю в дискуссии с соседями, которые считают, что могут запретить мне думать. Я не иду навстречу желанию убийцы, который хочет лишить меня жизни. Когда со мной пытаются говорить с позиции силы, я отвечаю тем же».

»К насилию можно прибегать лишь в ответ на насилие и лишь против того, кто первым прибег к нему. Нет, я не становлюсь на сторону того, кто творит зло, и не опускаюсь до его понимания нравственности; я лишь предоставляю ему то, что он выбрал, единственное, что он вправе уничтожить, — это он сам. Он прибегает к насилию, чтобы завладеть ценностями; я же — лишь для того, чтобы уничтожить уничтожение. Бандит, убивающий меня, стремится разбогатеть; я же не становлюсь богаче, убив бандита.»

А это - отрывок из интервью, которое Айн Рэнд дала журналу «Плейбой» в 1964 году:

ПЛЭЙБОЙ: Вы сказали, что сегодня любая свободная нация имеет моральное право, если не обязательство, напасть на Советскую Россию, Кубу или любой другой «рабский загон для скота». Это так?
РЭНД: Совершенно верно. Тоталитарное государство, нарушающее права своих граждан, находится вне закона и не смеет заявлять о собственных правах.
ПЛЭЙБОЙ: И каковы же, на ваш взгляд, полезные функции правительства?
РЭНД: По существу, у него на самом деле есть только одна полезная функция - защита прав личности. Поскольку эти права могут быть нарушены лишь применением физической силы и некоторых ее производных, то правительство должно защищать людей от тех, кто первым применил ее. в этом и заключается истинная задача правительства - быть полицейским, защищающим людей от насилия.
.

"Живой журнал" tuchiki