Лицемерие стало удобной ширмой, скрывающей собственное убожество и уродство. Распознать его помогут приметы (если кто-то все еще в них не верит, придется поверить). Например, если все от вас без ума, значит что-то у них на уме. Особое внимание обратите на официальные заявления министерств иностранных дел и не менее официальные визиты вполне официальных лиц. Дело в том, что как только где-то начинаются серьезные внутренние проблемы, жди очередного антиизраильского заявления, какой-либо провокации или иной подлости. В крайнем случае - официального визита, который нередко заменяется неофициальным вызовом к себе на ковер. Все зависит от удельного веса и международной значимости того или иного "Гаити".
И пусть вас не смущают лучезарные улыбки, крепкие рукопожатия и даже совместный поход в близлежащую гамбургерную. Пятна в виде шпионских скандалов и прочих омрачающих аппетит несуразностей проявляются не сразу. Биньямин Нетаниягу уехал из Вашингтона с добрыми напутствиями и пожеланиями. Но еще не успел переговорить с глазу на глаз со стремительно увядающим Хосни Мубараком, как узнал пренеприятную весть: Белый дом решил кардинально пересмотреть свои отношения с ХАМАСом. Учитывая его быстро растущую популярность. И по настоятельной просьбе общеевропейского и решительному требованию всероссийского "Гаити".
Американцы, поддавшись на евророссийские уловки, забыли о давно известной примете: если гора не идёт к Магомету, значит, он - самозванец. А воодушевленный добрыми напутствиями Нетаниягу все-таки заставил дышащего на ладан Мубарака принять его в своей резиденции. Из Каира он, как и следовало ожидать, вернулся с пустыми руками. Да и что мог обещать ему истерзанный болезнями египетский президент? Разве что намекнуть: мир с "палестинцами" такой же блеф, как и его полное выздоровление. Нетаниягу знает это не хуже Мубарака, но вынужден подыгрывать. Иначе его просто не поймут. Ведь он дал слово Бараку Обаме приступить к прямым переговорам. В отличие от него министр стратегического планирования Буги Яалон, не связанный обещаниями, говорит с солдатской прямотой, что шансы на заключение мирного соглашения нулевые.
На то тоже верная примета: когда чешется ладонь - к приобретению, а когда чешется язык - к потерям. Переговоры о переговорах идут уже не первый год. И всякий раз арабы выдвигают все новые надуманные требования. Сначала в качестве условий было замораживание строительства на "оккупированных территориях". Израиль не особо сопротивлялся. А по мере его сговорчивости рос и аппетит. "Министр по переговорам" Саиб Арикат просто откровенно плюнул в лицо, заявив: «Вопрос об отходе Израиля к границам 1968 года даже не подлежит обсуждению. Теперь мы уже не удовлетворимся согласием на возвращение беженцев в свои дома, а будем настаивать на выплате каждому из них компенсаций за те физические и моральные страдания, которые они пережили».
В последнее время список требований заметно расширился. В интервью иорданской газете "Аль-Араб Аль-Яум" Махмуд Аббас сказал, что «прямые переговоры станут наградой правительству Нетаниягу, желающему навязать свою волю палестинцам». Поэтому не мешало бы заранее получить письменные американские гарантии о «создании независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме». А заодно, дабы убедиться в "серьезности израильских намерений", заручиться согласием на размещение "голубых касок" с зеленоватым отливом вдоль будущей палестино-израильской границы. Чтобы защитить мирных "полицейских" от карательных вылазок израильских "террористов".
Выплеснув ведро помоев-требований, довольный Абу Мазен сообщил журналистам, что возобновит переговоры только после того, как получит одобрение Лиги арабских государств, чем окончательно поверг в уныние Джорджа Митчелла. Поскольку генсек ЛАГ Амр Муса тоже требует гарантий, то бишь доказательств того, что Израиль действительно готов к суициду. А чтобы повеситься на собственной веревке, переговоры не нужны. Секрет столь странного и явно невменяемого поведения открыл Набиль Шаат. «Наша тактика строится на полной международной изоляции Израиля, - цитирует его палестинское информационное агентство "Маан". - Мы должны не только разрушить сложившиеся связи Израиля с Соединенными Штатами и Евросоюзом, но и добиться его изгнания из ООН».
Как тут не вспомнить еще одну примету: если парашют не раскрылся, значит, ты приземлился в ту яму, которую вырыл другому. Арабы всегда действуют по одним и тем же примитивным схемам. Но гуртом. И обязательно из-за чьей-то спины. Эти легко узнаваемые спины блуждают, как гоголевский нос майора Ковалева. В поисках то ли приключений, то ли потерявшихся хозяев. Встретить их - дурная примета. Чаще всего в этом убеждается Авигдор Либерман. У него и в Израиле сохранилась старая советская привычка - проявлять инициативу. Вот и на этот раз он предложил международному сообществу собственный план "окончательного размежевания с Газой".
Знаете, если вдуматься, то Саудовская Аравия может отдыхать. Судите сами. Либерман готов не только снять морскую блокаду и все ограничения на поставку в сектор любых грузов, но и, как сообщает "Едиот Ахронот", построить мощную электростанцию, опреснительные установки и водоочистные сооружения. Всего лишь за то, чтобы «герметично закрыть границу и объявить о полном прекращении оккупации». ХАМАС, тем не менее, решительно отверг это предложение. Зарубила его на корню и торжественно въехавшая в Газу еврокомиссар Кэтрин Эштон. Она тоже прошла "школу коммунизма", но заочно, поэтому успела смекнуть, что инициатива всегда наказуема.
Короче, все идет по плану, который тоже гуляет сам по себе. Одни ищут мира, а другие ищут возможности похоронить его. Падаль при любом раскладе остается падалью, даже если она двуногая. Недавно израильские спецслужбы выследили и арестовали боевиков, расстрелявших из засады полицейский патруль в Хевронском нагорье. Тут-то и выяснилось, что все они были досрочно освобождены из тюрем. В качестве одного из "жестов доброй воли". По злой иронии за две недели до преступления дочери главаря шайки сделали сложную операцию в иерусалимской клинике "Адаса". И оплатили ее не Махмуд Аббас, не Махмуд Ахмадинеджад и не Кэтрин Эштон, а обычная израильская благотворительная организация, не делящая детей по расовым и национальным признакам.
На маске, если ее долго не снимать, в конце концов, тоже прорезаются морщины. Помните анекдот про чукчу, который пришел в КГБ и спросил: «Вам, случайно, генсек не нужен?». Видавшие виды "гэбэшники" заулыбались: «Ты что, больной?». Но чукча был невозмутим и неподражаем: «Да, больной... И очень старый». Тот политический "пейзаж", вызывавший гомерический хохот, почти ничем не отличается от образцово-показательного западного. Отставные "свадебные генералы" сами создают себе рабочие места. Так, бывший мексиканский министр иностранных дел Росарио Грин пристроился председателем комитета по защите прав человека некоего международного межпарламентского союза. И направил весь жар души на борьбу против высылки в Газу досрочно освобожденных из тюрьмы "хамасников" Абу Тира, Мухаммеда Тота и Ахмеда Атуна.
Обычно в таких случаях говорят, что зубы нужно чистить, а не заговаривать. Чтобы найти точку приложения сил, вовсе не обязательно лить слезы по Газе. Пострадавшее от мощного землетрясения Гаити гораздо ближе. И действительно нуждается в экстренной помощи. Тем более, что островному государству обещали перевести 5,3 миллиарда долларов. И даже создали специальный фонд ООН. Однако он все еще пуст. Свои финансовые обязательства выполнили всего четыре страны - Австралия, Бразилия, Норвегия и Эстония. Мексиканского плеча, как видим, нет. Как не было его и в те страшные январские дни, когда израильские спасатели творили чудеса в Порт-о-Пренсе.
Если дятел стучит по дереву, добывая червяков, надо тоже "стучать по дереву", отгоняя "червяков". Трагедия Газы не в нехватке гуманитарной помощи, пользы от которой никакой. Телеканал "Аль-Джазира" сообщил в специальном репортаже, что идущие из арабских стран грузы в большинстве своем пополняют свалки. Лекарства непригодны к употреблению в связи с истечением срока годности, а медицинская аппаратура не работает. «Мы получаем в основном вакцину против "свиного гриппа", которая никому не нужна, - признался заведующий отделом приема пожертвований минздрава в Газе Мунир Аль-Бараш, - и, как бы в насмешку, детские саваны вместо детских игрушек».
Трагедия Газы - это зеркало общеарабской трагедии, в основе которой нежелание признать Израиль. Палестинское государство видится только вместо государства еврейского. Отсюда и бесконечные демарши, и заведомо невыполнимые требования. В древнем Израиле были так называемые города-убежища, в которых спасались от кровных мститилей те, кто совершил неумышленное убийство. Ведущие к ним дороги были вдвое шире обычных, а на каждом перекрестке стоял указатель с направлением движения. Ибо любая ошибка или промедление могли стоить беглецу жизни.
Теперь таких городов-убежищ нет. Но это не освобождает нас от задачи, которая возложена на каждого пришедшего в этот мир. Мы тоже должны встать на "перекрестке" и кричать: «Убежище - там!». Даже если никто не будет нас слушать. Даже если мы не увидим ни одного прохожего. Даже если, как нам кажется, не сумели выполнить свое задание. Наше дело телячье, поскольку мы, как дорожный указатель, лишь показываем, в какой стороне находится убежище. И тем самым подстраховываем кого-либо от ошибок. Этим "кто-либо" может быть и правительство, и мы сами. И лучше уж быть живым указателем, чем немым камнем.
Этот "дорожный указатель" в отличие от "дорожной карты" не только поможет избежать ошибок, но и выведет на правильный путь. Самый надежный способ вернуть так называемых "палестинцев" к реальности - заставить их выполнить свои обязательства. Для этого придется опять начать с первой фазы "дорожной карты", которая требует «немедленного и безусловного прекращение актов насилия». Пока не прекратились террористические вылазки, обстрелы, минирование дорог, "протесты", сопровождаемые градом камней, говорить не о чем. К тому же, в "дорожной карте" нет ни слова об управляемой из Дамаска Газе, нуждающейся в международном признании и гуманитарной помощи.
Потерявшим всякое доверие к народным приметам профессиональным политическим плакальщикам вовсе не обязательно демонстрировать свое мастерство у "Стены плача". Они могут с упехом это делать и у "великой китайской", и у "берлинской", и у "кремлёвской". Можно соорудить стену и в Газе, но кто туда поедет? Тадеус Рассел, который в День Независимости Соединенных Штатов опубликовал статью на популярном сайте "The Daily Beast" под говорящим само за себя заголовком "Неужели Израиль обеспечит нам большую безопасность?".
Или чикагский лектор из местного общества "Знание" Поль Ларуди, который, выступая в этот же день на ежегодной конференции "Исламского общества Северной Америки", повторил известный миф о «прямой связи между арабо-израильским конфликтом и проблемами, с которыми США сталкиваются на Ближнем и Среднем Востоке»?
Слезы тоже плывут по течению. Они не оставляют пятен ни на душе, ни на сердце. Мутное время всегда рождало своих расселов и ларуди. Это они сдали Чехословакию и подсунули Гитлеру план окончательного решения "еврейского вопроса". Если б у евреев было свое государство к 1933 году, история пошла бы по другому пути. Но если история и повторится, то на этот раз в виде фарса. Потому что это государство уже есть. И сковырнуть его, даже если для этого объединится весь мир, будет непросто. Евреев часто сравнивают со звездами. Может быть, потому что они светят для всех одинаково. Иногда мы не видим их света. Его закрывают космическая пыль или тучи. Но это ничего не меняет: звезды вечны. Как вечен и еврейский народ, отражающий свет Б-жественной правды.
Иллюстрация Борис Эренбург