Соединенные Штаты поллностью отменили санкции против "Рособоронэкспорта" и ряда других российских компаний. Как отмечает "Associated Press", это сделано по просьбе Израиля, ракетчики которого с мая осваивают комплексы "С-300" в секретном испытательном центре недалеко от Феодосии. Эхуд Барак встретился в Москве со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым и подписал соглашение о покупке ракетных комплексов "Панцирь" и "Бастион" с противокорабельными ракетами "Яхонт". В качестве довеска" предложены двадцать истребителей "МИГ-29", которые будут переданы курдам вместе с бронетехникой и другим вооружением.
(Шутка)
В каждой шутке - доля шутки. Эхуд Барак и в самом деле побывал в Москве, пытаясь остановить поставки крылатых ракет "Яхонт" в Сирию. Но безуспешно. И санкции против российских компаний отменены. В противном случае Москва не присоединилась бы к антииранским санкциям даже на словах. И "С-300" активно осваивают. Но не израильтяне, а иранцы. Стражи, стоящие на страже перманентной исламской революции, учатся летать на МИГах, управлять российскими танками и боевыми машинами пехоты. А то, что у них есть, и то, что выпускают иранские заводы, годится разве что для музея устаревшей военной техники.
Тем не менее, Владимир Путин, благодушно похлопывая Барака по спине в Сочи, предлагал ему "подарок" к Рош-ашана: оснастить израильские беспилотные самолеты российскми лазерными системами. Нет, не боевыми лазерами воздушного базирования, разработка которых началась еще в советские времена да так и застыла на начальном этапе. А зачем нужны "осветительные" лазеры, остается только гадать. И уж тем более непонятна идея развертывания в Израиле дальномерной лазерной станции, подключенной к глобальной системе ГЛОНАСС. Ведь это ни что иное, как чистой воды шпионская сеть по отслеживанию запусков израильских ракет и полетов военных самолетов. С автоматической передачей данных иранской и сирийской разведкам.
Но в большой политике все строится на песке, а выдается за железобетон. С помпой подписанное пятилетнее российско-израильское соглашение о военном сотрудничестве такая же филькина грамота, как и Ословские соглашения. Оно ничего не дает Израилю. Потому что ему нечего покупать в России. Ее ракетные комплексы, как передвижные, так и стационарные, безуслолвно, хороши: Россия всегда славилась своим ракетно-артиллерийским оружием. Только для Израиля они бесполезны: у него настолько мизерная территория, что и развернутся негде. И к тому же вокруг сотни тысяч арабских шпионских глаз и ушей. Можно было бы, конечно, приложить еврейские мозги и доработать российский "полуфабрикат", но для этого нужны ресурсы и средства, которых, увы, нет.
На сегодня это главная израильская проблема. Маленькой стране приходится все делать самой. Лютые "друзья" обкладывают красными флажками со всех сторон. Вашингтон хоть и согласился скрипя зубы продать ударные истребители "F-35", однако наотрез отказался подогнать их под израильские нужды. В договоре о поставках даже специально оговорен пункт, что Израиль не может установить на них свое уникальное оборудование, и это автоматически лишает его воздушного преимущества. Ничего подобного никогда раньше не было. И, судя по всему, это только начало.
О настроениях, царящих среди израильских военных, лучше всего говорит статья бывшего министра обороны Моше Аренса, опубликованная в газете "Гаарец" и вызвавшая нескрываемую неприязь в Вашингтоне. В ней Аренс предлагает отказаться от покупки "F-35", которые без израильской доводки не представляют никакой ценности, и подумать о приобретении самолетов пятого поколения у России или Индии. Вариант, прямо скажем, не самый лучший, но альтернатива все-таки лучше даже самого мягкого диктата. И если вдруг появляются такие "экзотичные" предложения, то ситуация, похоже, и в самом деле хуже некуда.
Москву, возможно, такой подход вполне бы устроил. Израиль - не Сирия: платит не улыбками, а наличными. Да и у самого Израиля есть чему поучиться. Как и есть что предложить. Пятьдесят российских операторов сидят на военных базах и учатся управлять беспилотниками, которые Москва закупает десятками. Но России этого уже мало. Она непрочь построить совместный завод по их выпуску. Хотя и это всего лишь красивая вывеска. Цель гораздо амбициозней - перекачка мозгов. А это тот самый дефицит, от которого Россия хронически страдает на протяжении всей своей истории.
Миф о тянущемся к знаниям архангелогородском пареньке Ломоносове, что и говорить, красив, но все же миф. Петра I потому и называют царем-новатором, что он понял: сама по себе лапотная Россия никогда не поднимется. Ее подняли немцы, голландцы и прочие шведы. Только в их среде могли расцвести кутузовы и строгановы. Кто не слышал об Иоганне-Людвиге-Генрихе-Юлиусе Шлимане? Том самом, который нашел легендарную Трою. В Петербурге, где он прожил 20 лет, его называли Генрихом Эрнестовичем. Удачливый купец-оптовик стал почетным гражданином города еще до того, как получил всемирную известность в качестве археолога. Мечтал вернуться в Россию и даже предлагал Эрмитажу провести за свой счет раскопки в Закавказье. Но ему не простили "предательства".
История, как и политика, вечный конвейер мифов. "Немцев" смыла кровавая волна революции. Но свято место пусто не бывает. Образовавшуюся нишу заполнили евреи. Они стали локомотивом обновления страны. И как это ни парадоксально, одновременно и жертвами, и победителями немцев. Потому что никакие жуковы не смогли бы одолеть их в лихих кавалерийских атаках. Требовались, прежде всего, ванниковы, гинзбурги, зальцманы, кагановичи. Победы пришли лишь после того, как они наладили выпуск и бесперебойную доставку фронту военной техники, боеприпасов и амуниции.
Советскую историю можно условно разделить до 1967 года и после него. Именно Шестидневная война стала той соломиной, которая переломила хребет верблюду. Что изменилось? Политика. Евреев стали вытеснять из ключевых областей экономики, науки и образования. И чем интенсивней шел процесс, тем заметней становилась плохо скрываемая хромота. Советский Союз стал быстро отставать от соседей, оседлавших технологического конька. Конвульсии начались, когда это отставание стало просто неприличным. Страна сложилась в гармошку и исчезла в одночасье. Исчезли и евреи, улетевшие, как перелетные птицы.
Девяностые годы потому-то и были такими трудными, что не нашлось инородцев, способных взвалить на себя непосильную ношу. Залетные авантюристы, сняв сливки, тут же растворялись в голубой дымке. Чужак никогда не станет созидателем. Как и профессиональный вор, работающий только на себя. Понадобилось время, чтобы осела пена. И тогда на историческую арену вышли евреи-патриоты и евреи-идиоты. Они-то в основном и держат на своих плечах медленно востанавливающуюся экономику. Одни с явным "чубайсом" на лице, другие израители с такими вполне благозвучными материнскими фамилиями, как кириенко, третьи - с женами с "линниковскими" корнями.
У "юдофилов" и в самом деле масса поводов для зубоскальства. Посмотрите, говорят, список министров иностранных дел и покопайтесь в биографиях. Занятие, прямо скажем, не из приятных: все равно, что в чужом грязном белье рыться. Но это ж надо так затемнить, что кого ни возьми - то ли незаконнорожденный, то ли усыновленный, то ли в капусте найденный. Андрей Козырев родился в семье инженера. Но почему-то в Брюсселе. Вот и гадай, чем отец занимался - дипломатией, шпионажем либо вовсе был приходящим папой. Кто отец Евгения Примакова, сведений тоже нет. Зато его двоюродный брат - видный биолог Яков Киршенблат. Но больше всего хохотал, прочитав данные о Сергее Лаврове: папа - армянин из Тбилиси, а мама - сотрудница министерства внешней торговли СССР. В общем, еще один сын юриста.
На этих столпах и держится сегодняшняя Россия. Но на кого делать ставку завтра? На одних минеральных ресурсах далеко не уедешь. И инвестиции в "потемкинские деревни" сами по себе не хлынут. Конкурентноспособное производство тоже за один день не наладишь. Нужны свежие идеи и главное - мозги. Вырастить собственных гениев уже, видимо, не удается. Остается одно - сманить. Прошлогодняя поездка Анатолия Чубайса в Израиль, судя по всему, желаемого результата не принесла. Дальше соглашения о «совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах» дело не пошло.
В израильскую "кремниевую долину" Чубайса не пустили. А надежд на то, что американские технологические фирмы вложат миллиарды долларов в инновационный центр «Сколково», весьма призрачны. Израиль, может быть, и пошел бы навстречу России, если б не ее кондовая проиранская политика. Москва никогда не отличалась гибкостью и выбирала друзей среди тех, кто не может быть другом по определению. Для нее важней насолить врагу - будь то Лондон, как в случае с фашистской Германией, или Вашингтон, как это происходит сейчас. Но если ты друг моих врагов, то почему ты должен быть моим другом?
Несмотря на кажущуюся схожесть, Россия все-таки не Советский Союз. СССР не жалел ни сил, ни средств для расширения своего влияния на мусульманский Восток. Но теперь уже исламский мир видит в России лакомый кусок. Для него она - самое слабое звено в цепи развитых стран. Озолотившемуся на нефти мусульманскому миру нужен лидер, который объединил бы его и повел за собой в борьбе за мировую гегемонию. Россия в этом плане идеальный вариант. Во-первых, мощная ядерная держава. Во-вторых, наделена богатейшими ресурсами. В-третьих, с достаточно образованным и квалифицированным населением.
К тому же, в самой России каждый седьмой - мусульманин. И доля мусульманского населения стремительно растет. По оценкам демографов, уже через двадцать лет русские окажутся в меньшинстве. "Совет муфтиев России" опубликовал интересную справку, на которую почему-то почти не обратили внимания. В 2003 году 15 тысяч москвичей приняли ислам. А только за первую половину 2004 года число славян-мусульман увеличилось на 20 тысяч. И 75% из них - девушки в возрасте от семнадцати до двадцать одного года. Судя по динамике, за прошедшие годы этот процесс только усилился.
Уже давно забыта выходка премьер-министра Малайзии Махатхира Мухаммада, который, выступая в в 2003 году на 10-й сессии Исламской конференции, куда был приглашел Владимир Путин, предложил российскому президенту принять ислам. «Исламскому миру не хватает страны с белым населением, и такой страной могла бы стать Россия, - сказал он. - Она должна принять ислам, чтобы российское ядерное оружие вновь стало восприниматься всерьёз. Если Россия примет ислам, то главные враги исламского мира будут уничтожены. И тогда весь мир будет у ног России». Путин промолчал. И это было расценено мусульманами, как хороший знак.
Что изменилось с тех пор? Исламский мир продолжает укреплять свои позиции. Западный мир, наоборот, сдает их одну за другой. Ирак уже почти перевернутая страница. И вовсе не победная, как нам пытаются внушить. Афганский фронт тоже не вселяет большого оптимизма. Иран все ближе подходит к ядерному мечу. Ближний Восток замер в ожидании новой войны. Оружие туда идет непрерывным потоком. Саудовская Аравия объявила о беспрецедентной закупке вооружений на 67 миллиардов долларов. Еще почти на такую же сумму закупят его и страны Персидского залива. В Вашингтоне потирают руки, не обременяя себя мыслью, что это оружие может быть повернуто против самой Америки.
Россия тоже не хочет отставать. Но, как всегда, темнит. Сирии "Яхонты" и даром не нужны: в случае военных действий Израиль задействует авиацию, а не флот. А вот Ирану они действительно необходимы позарез. Поэтому Москва якобы продает их Дамаску, но с доставкой в Тегеран. Через Сирию в Иран постоянно идет российское оружие, которое потом выдается как очередное «выдающееся достижение иранской инженерной мысли». Подлость - неотъемлемое качество современной политики. Она напоминает табуретку с тремя ножками, две из которых подпилены. Только никому еще не удавалось на ней усидеть.