Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Согласно сообщению близкой к истеблишменту ежедневной египетской газеты "аль-Ахбар", перед отставкой Мубарака два его сына были близки к потасовке. Ала, старший сын, обвинил своего брата Гамаля в ослаблении их отца. По его утверждению, Гамаль "разрушил страну" тем, что продвигал своих деловых компаньонов на влиятельные политические посты.

Между "бойцами" и "дельцами"

Драма в семье Мубараков – только выражение другой драмы, гораздо более старой. Еще со времен Насера идет в Египте борьба между двумя элитами: военной и деловой. Это борьба ознаменовалась многими переменами. Насер, опиравшийся на египетское офицерство, (в его годы) в большинстве состоявшее из выходцев из бедных семей феллахов (крестьян), столкнулся с экономическими трудностями. У его сподвижников был избыток революционного запала, но не было профессионального управленческого опыта. Насер был вынужден делить с "ненавистными торгашами" управление государством и часть экономических министерств перешла в их руки.

Доля "торговцев" во власти усилилась во время президентства Садата, который начал политику "инфитах" – открытых дверей. Эта политика характеризовалась модернизацией египетской экономики и притоком западных капиталовложений. Инициативы Садата противоречили и догмам ислама, в которые верили многие египтяне, и социалистическим догмам, которых придерживались многие из правящих кругов в Египте. Эти противоречия привели к многим конфликтам, в результате которых Садат был убит.

Мубарак пытался сделать выводы из поведения своего предшественника и проводил более осторожную экономическую политику, сохраняя дистанцию от конфликта между армейскими кругами, верными насеристской революции, и деловыми кругами. Мубарак строго следил за сохранением корректных отношений с военным истеблишментом. Во время политического кризиса в Египте 7 лет назад он уволил 34 министров, но Тантауи, военный министр и министр военной промышленности, а также аль-Адли, министр внутренних дел, остались на своих должностях.

В отличие от Хосни Мубарака, офицера, выросшего в бедной семье, его сын Гамаль был представителей торговой элиты. Предназначавшийся стать наследником он превратился в ключевую фигуру в Египте когда после 11 лет работы в Bank of America был назначен в 2002г. главой политкомиссии правящей партии. Он был ярым приверженцев политики открытых дверей, но у него дверь была открыта, в основном, для его друзей. Многие из них были продвинуты на важные должности в политической системе, часть получили в подарок приватизированные предприятия и имущество. Среди наслаждавшихся щедростью Гамаля был и бывший премьер-министр Ахмед Назиф, уволенный Мубараком-старшим в начале волнений. Представители деловой элиты верили, что многолетняя борьба против армейской элиты закончилась в их пользу. События последних недель показали, что их оценки были ошибочными. Гамаль Мубарак и, видно, его отец покинули Египет, а старая гвардия генералов искусно использовала ситуацию и захватила поводья власти.

Хлеб, домики и ружья

Американский журнал "Тайм" ожидал несколько недель назад, что военный истеблишмент в Египте захватит власть и посвятил этому статью, в которой журналист Кен Стайер представил глубокий анализ экономического влияния египетской армии. Народ Египта прославляет "героев армии", изгнавших англичан и "победивших" Израиль. Египетская армия - безусловно народная армия – в каждой семье есть родственник, находящийся на срочной или сверсрочной службе. Армия также финансирует популярные спортклубы. Армия успокоила массы во время "хлебного бунта", увеличив выпечку в своих многочисленных пекарнях.

Для тех, кому последняя фраза показалась странной, поясним, что роль армии в Египте существенно выходит за армейские рамки и она является мощной силой в местной экономике. У предприятий, подчиненных армии, есть значительная доля во многих отраслях промышленности: пищевая промышленность (оливковое масло, молочные продукты, хлеб, минеральная вода), бетон, горючее, транспортные средства – благодаря совместным предприятиям с американской фирмой Jeep. У армии есть и значительное влияние в области недвижимости – в этой отрасли армии можно задействовать солдат срочной службы в последние полгода службы. (прим.перев. – что-то вроде дембельского аккорда? на стройке под жарким солнцем? - оригинально) Дополнительный источник сказочного богатства египетской армии – это государственные земли, находящиеся в распоряжении армии. Многие гостиницы и домики на сдачу туристам выросли там в последние годы и еще больше обогатили армейскую верхушку.

То, что она является частью истеблишмента, дает египетской армии дополнительные существенные экономические преимущества – армия не платит налогов и не вынуждена сталкиваться с правительственной бюрократией, душащей частный сектор. Экономический имидж армии не однозначный: с одной стороны, эффективное управление, с другой, социалистическое стремление к реализации правительственных программ за счет свободного рынка.

Размеры экономической империи египетской армии удостаиваются различных оценок. Энтони Кордесман из Центра стратегических международных исследований полагает, что часть оценок преувеличены и что доля армии в египетской экономике относительно меньше, чем, например, доля китайской армии в экономике Китая. Более того, Кордесман утверждает, что в последние годы доля армии Египта в экономике и ее влияние уменьшились. Профессор Пол Салливен из национального колледжа при министерстве обороны США, проживающий многие годы в Египте, полагает иначе. По его мнению, экономика под контролем армии составляет 10-15% ВНП Египта.

Значительные доходы позволяют армии предоставлять высокий уровень жизни офицерам и баловать их различными привилегиями и льготами, начиная от сети роскошных клубов и кончая очень щедрыми денежными подарками при окончании службы. Эти условия гарантирует преданность главному командованию. Эта огромная империя чувствовала в последние годы угрозу, когда Гамаль Мубарак пытался провести реформы, которые могли задеть интересы генералов. Особенный их гнев вызвал друг Гамаля Ахмед Азаз, глава комиссии по планированию и бюджету в египетском парламенте. Азаз "приватизировал" металлургическую промышленность, значительная часть которой перешла в его собственность. И если не достаточно того, что армия осталась без этой важной отрасли, где армия была одним из главных заказчиков, армия пострадала и от монопольных цен Азаза.

Уже в 2008г. пыталась египетская армия затормозить реформы Мубарака-младшего. Ее представители утверждали, что эти реформы ведут к экономической неустойчивости и забастовкам и это приведет в дальнейшем к проблемам в национальной безопасности. Этот год, в самом деле, характеризовался многочисленными забастовками. Одна из них была забастовка рабочих текстильных предприятий, вспыхнувшая в апреле в одном из больших городов на берегу Нила и подавленная с применением силы. Движение "6 апреля", одно из приведших к нынешней революции, названо в честь той забастовки.

Персональные изменения, сделанные вследствие последних событий, сочетаются с интересами армии. Многие друзья Гамаля Мубарака из делового сектора, продвинутые в верхушку правящей партии, преследуются сейчас новой властью: их счета заморожены и выезд из страны запрещен.

Армия большая и неумная

Статья в "Тайм", как и исследование востоковеда Гая Бехора о египетской армии указывают на то, что несмотря на впечатляющие размеры, египетская армия громоздкая, неповоротливая и неэффективная. В области снаряжения и вооружения, например, творится полный хаос, несмотря на массивную американскую помощь. Много оборудования закуплено в различных странах и устаревшее советское оружие составляет еще 30% вооружения. В последние годы армия пыталась провести модернизацию, но процесс был заторможен из-за его высокой стоимости. Постоянный рост населения не позволяет и не позволит никакой власти в будущем вложить значительные средства, необходимые для модернизации армии. Внешние факторы обострили экономический кризис в Египте, среди них рост цен на пшеницу и другие товары в мире, а также пиратство в Красном море. Когда нечего есть, кто думает о модернизации?

Военная помощь из США не помогает, потому что у Египта нет средств содержать оборудование и покупать запчасти. В дополнение к этому, у солдат низкий профессиональный уровень, в частности из-за принятой в стране мобилизационной системы. Тот, кто вообще не учился, служит 3 года. Тот, кто учился в школе, но не получил аттестат зрелости, служит на год меньше. Тот, кто получил аттестат зрелости, служит самое большее год или в определенных случаях идет домой уже после курса молодого бойца и всего 3 года числится в резерве. Как может помочь современное оборудование, если большая часть солдат срочной службы не умеют читать и писать и не смогут задействовать оборудование?

И в отношении верхушки армии Египта есть обвинения в непрофессионализме. На это намекают отчеты из американского посольства в Каире, просочившиеся на сайт "Викиликс", соглсно которым фельдмаршал Тантауи, например, продвинулся по армейской лестнице не из-за способностей, а из-за преданности Мубараку.

Сотрудничество между армиями Египта и США – это больше миф, чем реальность. Американским офицерам, находящимся в стране, запрещено связываться с их египетскими партнерами по телефону или электронной почте. Все контакты между ними могут осуществляться только через чиновников в министерстве обороны. Источник, приближенный к американской армии, сказал журналисту "Тайм", что "стена разделяет между американскими офицерами их египетскими коллегами и оперативное сотрудничество невозможно вообще".

После того, как армия снимет форму

Переворот в Египте отправил в отставку Мубарака и, как видно, деловую элиту, но пока еще не ясно, кто будет править там в ближайшем будущем. Армия, правящая сейчас, обещала выборы. Сдержит ли обещание? Будут ли это свободные выборы? Кто придет к власти после них?

Кто платит, тот и заказывает музыку, и в Египте сейчас есть несколько обладателей крупных капиталов. Армия хоть и правит в экономике, но настоящие социальные службы находятся в руках братьев-мусульман. У двух этих сил есть общий враг – крупные воротилы в деловом секторе. Если они решат объединиться, много крови, пота и слез прольется в регионе, а может, и во всем мире.

("Макор ришон" 18.02.11)


Перевел Моше Борухович
МАОФ