Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В качестве запоздалого, небольшого и недостаточного шага Башар Асад дал указание отменить закон о чрезвычайном положении - закон, который уже почти 50 лет отменяет любой закон и навязывает стране изменяющуюся повестку дня режима, т.е. президента, армии, президентской гвардии и 11-ти служб внутренней безопасности, подчиненных президенту, и всевозможных экономических мафий. Весь этот тяжелый набор – творение рук предыдущего президента Хафеза Асада, который таким образом достигал почти полной тишины на протяжении 30 лет правления – с 1970 до 2000 года.

Над могилой Хафеза Асада в алавитском поселке Кардаха начертана цитата из Корана: "Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь пророку и обладателям власти среди вас". Согласно мусульманским комментариям, "обладатели власти" – это властители на деле, даже если они не правят по милости ислама. Не случайно выбрана эта цитата – она должна дать исламское оправдание даже власти "неверных" (немусульман). С 1966г. власть в Сирии находится в руках небольшого меньшинства – алавитов, считающихся, согласно исламу, немусульманами, и у их представителей не только нет права руководить – согласно исламу, у них нет права жить. (прим.перев. – алавиты, помимо того, что считались немусульманами, занимали еще и приниженное положение в экономике и всех других областях. Это были, как правило, неграмотные крестьяне в горах Анцарии (Анзарии). После захвата власти Хафез, отец нынешнего президента, поменял фамилию Вахаш (быдло, скотина) на более благородную – Асад (лев). Тогда же он вызвал имама шиитов Сирии и после педагогической беседы тот выдал "фетву" – религиозное постановление, что алавиты – шиитское течение (суннитами у него не было шансов провозгласить свою общину – очень сильное расхождение с суннитским исламом)

На протяжении 6 лет, между 1976 и 1982 годами, пытались различные мусульманские организации ликвидировать алавитский режим, но тот вырезал порядка 50 тысяч из них: около 20 тысяч в тюрьме Тадмор и около 30 тысяч в городе Хама, который был подвержен массированному обстрелу и целые районы его были стерты. Когда Николай Чаушеску, президент Румынии, пал в 1989г., появились на стенах в Сирии надписи: "Куль Чаушеску виджи йомо" (прим.перев. – арабская пословица "куль кальб – виджи йомо" – каждому псу придет его день)

Когда Башар Асад пришел к власти в середине 2000г., проснулась в сердцах сирийцев надежда, что современный президент, врач, пользующийся Интернетом, принесет новую весну Сирии. И в самом деле в последние месяцы 2000г. было разрешено сирийцам проводить публичные собрания политического характера. Но правящая верхушка во главе со службами безопасности воспротивились "ослаблению поводка", и Сирия вновь погрузилась в подавление политических свобод.

Вследствие устранения президентов Туниса и Египта объявил Башар Асад о реформах в механизме власти, начал появляться на улицах и публичных мероприятиях, а в начале марта даже лично принимал участие (он врач!) в прививках детей в одной из поликлиник возле Дамаска. Но граждане Сирии не верят ему. Они хотят устранить его и его коррумпированную родню, правящую в общественной жизни и в экономике страны и загребающих миллиарды в свои карманы в то время, как народ голодает. Сирийцы завидуют своим братьям в Тунисе и Египте, но опасаются, что власть поведет себя как Каддафи и начнет резать своих граждан, если будет приперта к стенке.

Возможно, что мировая реакция против Каддафи удержит Башара от массового убийства восстающих против него, но запаздывание мировой реакции может стоить жизни многим сирийцам. Алавиты и их коллаборационисты знают, что сражение будет вестись "за всю кассу", и будут вести себя соответственно. Жертвы борьбы за свободу, павшие в Сирии в последние дни, - не последние погибшие. В попытке уменьшить пламя бунта режим держит в тюрьме сотни молодых, участвовавших в демонстрациях в последние дни.

Подавление под опекой фирмы Нокия

Сирия делится про общинам. Унизительная кличка "хурани" существует и в Сирии: это жители юга Сирии, начавшие в бунт в городе Деръа (прим.перев. - чаще в русскоязычных СМИ употребляется название Дара, по арабски это Деръа. Разумеется, тут надо упомянуть, что речь идет о древнем городе Эдреи, упоминающемся в Торе, находящемся на Башанах, одном из двух крупных городов Башанского царя Ога, область половины колена Менаше). В противоположной части Сирии – у курдов на севере есть "полный мешок недовольства": они составляют около 10 % населения, но у большинства из них нет гражданства, нет законного статуса, нет мед.обслуживания, их язык не признан, их культура подавляется. Их центр город Камишели всегда был центром напряженности с арабским большинством. Президент пообещал им гражданство, но они хотят и свободу.

Организаторы демонстраций в Сирии, которые перекинулись даже в Дамаск, чувствуют, что страх от власти улетучивается. Даже друзы на Голанах больше не едины в поддержке Асада, и обостренное чутье части из них начало подавать сигналы, что стоит им поклясться в верности именно тем, кто идет на смену нынешнему режиму, иначе те не простят друзам их верности диктатору. (прим.перев. – согласно религии друзов и в соответствии с выработавшимися у них за долгие годы под различными властями инстинктами, они верны любой власти, где бы они не жили - пока эта власть сильна. Ослабление приверженности друзов режиму – верный признак ослабления власти)

Сцены решимости Запада в Ливии загоняют Асада в западню: если разрешит демонстрации, они усилятся, как в Тунисе, Египте и Йемене; если начнет действовать против них решительно, как его отец против Хамы в 1982г., он рискует присоединиться к Каддафи в качестве мишени для американских ракет и самолетов НАТО. В качестве беспрецедентного шага 3 недели назад позвонил Асад духовным лидерам города Деръа и извинился за убийство демонстрантов и попросил их "уменьшить пламя". Согласно сирийским кодам поведения, президент унизил себя, позвонив, и теперь народ должен решить дать ему пинка в зад и вышвырнуть к черту или принять извинения. Так или иначе, его положение плохо. Сирийский паровой котел все больше нагревается, чтобы объединить народ против президента.

В феврале 1982г. стерла дивизия "охранных отрядов" Рифата Асада целые районы города Хама. Только через месяц первые известия о резне просочились в мир.

Сегодня клипы и известия о происходящем достигают Интернета почти в реальном времени, хоть режим закрыл сеть мобильной связи и Интернет в ряде городов. Как? Одна из возможностей – поехать с мобильным телефоном со снимками в сторону иорданской границы, подсоединиться к иорданской сети мобильной связи и послать клип в You tube. (прим.перев. – город Деръа находится в нескольких километрах от иорданской границы, за которой в нескольких километрах находится иорданский город Рамта, с антеннами иорданской мобильной связи и иорданскими Интернет-провайдерами, расстояние между двумя городами – менее 10 км, поэтому весь мир так хорошо знает о происходящем в Деръа, при этом, возможно, более ужасная резня творится во многих других местах, о чем никто не знает) Другая возможность – подсоединиться к Интернету через спутниковую связь, обходя сирийского провайдера, цензурирующего поток сообщений. Возможность сирийских граждан сегодня немедленно сообщать о преступлениях режима с помощью современных технологий не позволит повторение событий 1982г.

Есть известия об иранском участии в подавлении демонстраций в Сирии. Возможно, Иран поставил сирийскому режиму оборудование, программное обеспечение и специалистов, что позволило властям проникнуть в интернетовские общественные сети типа Facebook, в электронную почту и мобильные телефоны, чтобы следить за организаторами демонстраций. Это оборудование, кстати, было поставлено фирмами Сименс и Нокия, чьи работники наслаждаются удобствами жизни в процветающих демократиях, но наживают капиталы на поддержке темных режимов в угнетении населения, жаждущего хоть крох той свободы, которой наслаждаются представители этих фирм.

Официальные сирийские СМИ сообщают о "группе юнцов, устраивающих беспорядки под влиянием САША и Израиля, поджигающих правительственные учреждения и общественную собственность", но в Сирии все понимают смысл "балагана" – это самый большой вызов, который стоял перед сирийским режимом с переворота БААС в марте 1963г.

Нелегитимное государство

С тех пор, как Франция создала Сирию как искусственное государство без общественной легитимации, оно разрывается между различными группами, религиозными (мусульмане, христиане, друзы, алавиты), этническими (арабы, курды, армяне), общинными (сунниты, шииты, христианские секты) и племенными. Режим вложил массу усилий создать и развить "сирийское национальное сознание", которое должно было послужить новым центром верности масс. СМИ и система образования были основными проводниками нового национального устремления. С тех пор, как Хафез Асад захватил власть в ноябре 1970г. сирийские СМИ круглосуточно сирийские ММИ сплетали ему венки, чтобы создать общественную атмосферу, в которой он якобы любимый, общепринятый и легитимный президент, его статуи до сих пор украшают тысячи площадей на просторах Сирии. Но чем больше правительственная пропаганда предпринимала усилий, тем меньше народ "покупал" это. В итоге тишина, царившая в Сирии с 1982г., была тишиной страха.

Режим мобилизует поддержку глав кланов путем предоставления экономических монополий, создающих "жирных котов", поедающих деньги общества. Властная коррупция уменьшает возможности государства вкладывать деньги в создание источников рабочих мест, и в отсутствие инфраструктуры не присоединилась Сирия к процессу экономической модернизации, охватившему сногие страны третьего мира. Процент безработных в Сирии – двузначный, и в последние годы были вынуждены сотни тысяч жителей деревень оставить сельское хозяйство и свои дома и переехать в города искать заработок. Население обвиняет власти во всех своих бедах и в значительной степени – справедливо.

Чтобы продолжать править, задействует правящая группа не менее 11-ти служб внутренней безопасности, присматривающих и друг за другом, чтобы ни одна из них не захватила власть в стране.

Использование интернетовских общественных сетей не широко из-за бедности и правительственного надзора и цензуры за Интернетом, и сети мобильных телефонов находятся под надзором. Поэтому слухи о датах демонстраций распространялись, в основном, на ухо. Готовность людей выйти на улицы и проявиться в качестве противников режима все еще не велика.

Немногие верят, что они могут положить конец власти коррумпированных с помощью ненасильственных демонстраций. Башар Асад сказал примерно два месяца назад, что Сирия – это не Тунис и не Египет, и он был прав: он будет воевать за власть в стране со всей решительностью. Его лозунг: власть или смерть. Если он проиграет, то он и его алавитская община могут стать жертвой массовой резни. В таком случае алавиты убегут из своих выстроенных роскошных кварталов в Дамаске, Хомсе, Халебе и вернутся в горы Анцарии на западе страны – их исторические места.

Молодежь на улицах Сирии распространяют лозунги, которые предназначены воодушевить их самих и унизить власть. Один из них "Асад Любнан, арнаб аль-Хуран" - по-арабски "лев в Ливане (герой против беззащитного ливанского населения), кролик в Хуране". Даже если это потребует времени и жертв, видно, что решимость сирийской молодежи устранить Асада велика. Многие из них готовы заплатить своей кровью цену свободы.

Тем временем, трудно не обратить внимание на факт, что в последнее время полностью умолк в Израиле хор "специалистов по Сирии". "все знают, какова цена мира с Сирией", - заявляли они. А также: "Это единственный путь отделить Сирию от Ирана". Если предоставить им кредит доверия, то они занимаются сейчас обдумыванием ситуации заново.

Одно можно сказать точно: аятоллы из Тегерана и Хасан Насралла в Ливане очень озабочены развитием событий в Сирии. Падение Асада подвергнет риску союз между иранским и сирийским режимами и сирийскую помощь Хизбалле. Это падение также может создать динамику развала государства: алавитское государство в горах Анцарии на западе страны, курдское государство на севере (вроде уже фактически возникшего в Ираке), друзское государство на юге в районе горного хребта Джебель а-друз, бедуинское государство на востоке, государство Дамаск и еще одно около Халеба (Алеппо).

Эти гомогенные государства, если возникнут, не будут нуждаться во внешнем враге, как будто создающим постоянную угрозу, для объединения народа. Эти легитимные и устойчивые государства будут более склонны к миру, и можно будет приветствовать такое развитие, если оно произойдет.

(Мордехай Кейдар – лектор на кафедре арабского языка в Бар-Иланском университете и исследователь в Центре Бегина-Садата)

("Макор ришон" 22.04.11)


Перевел Моше Борухович МАОФ

См.также
В Сирии это провалилось