В апреле появились заметные признаки того, что новое руководство Египте в лице командования армии вольно или невольно стало более антиизраильским по сравнению с режимом Мубарака. Подобное сползание стало очевидным несмотря на то, что еще 4 апреля Высший совет Вооруженных сил Египта заверил партнеров АРЕ, что к руководству этой страной не придет «второй Хомейни». Тем самым заместитель министра обороны АРЕ Мохаммед Мохтар аль-Мелла дал понять, что армия не допустит исламской революции в Египте по типу той, которая имела место в Иране в 1979г.
«Высший совет Вооруженных сил не позволит экстремистским течениям контролировать Египет», - утверждал замминистра. Это заявление прозвучало в момент, когда многие египтяне с тревогой стали замечать новые проявления исламистских радикалов, которые были подавлены режимом Мубарака. Падение последнего 11 февраля под давлением протестных выступлений египетской «улицы» породило на Западе опасения относительно возможного установления в Египте исламского режима с выходом на первые роли организации «Братья-мусульмане». Но руководство движения, утверждающее, что выступает за «умеренный» исламизм, тут же заверило, что якобы не стремится к созданию исламского государства.
«Египтом не будет управлять второй Хомейни», - утверждал замминистра на встрече Высшего совета Вооруженных сил Египта с главными редакторами египетских СМИ. Одновременно военное командование подтвердило свое обязательство передать власть гражданским после парламентских и президентских выборов, а также обязательство уважать свободу выражения мнений. Оно также выразило надежду, что «Египет в будущем станет демократическим и современным государством».
Пока что парламентские выборы в Египте назначены на сентябрь с.г., президентские – через один – два месяца после парламентских.
Очень скоро стало заметно, что слова и дела египетских военных разительно расходятся, что сразу же заметили египетские и международные правозащитные организации. Египетская армия тут же затеяла показательный судебный процесс – первый после прихода к власти Высшего совета Вооруженных сил - над блоггером, обвиненным в оскорблении военного командования. Майкель Набиль разместил в Интернете комментарии, содержавшие критику военной верхушки. За это ему грозило наказание в виде 3 лет тюрьмы. Сам блоггер был арестован военной полицией еще 28 марта.
Как утверждалось в коммюнике базирующейся в Нью-Йорке правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», «этот процесс представляет собой опасный прецедент в момент, когда Египет пытается порвать со злоупотреблениями, совершавшимися в эру Мубарака».
10 апреля военный суд приговорил М.Набиля к трем годам тюрьмы. По словам адвоката Набиля, приговор был вынесен в отсутствие коллектива защиты на закрытом заседании. Это решение было осуждено многими инстанциями, в том числе американским госдепом. «Мы глубоко разочарованы этим приговором, - заявил представитель госдепа Марк Тонер. – Это – не тот прогресс, на который мы рассчитывали».
Чтобы отвлечь египетское и международное общественное мнение от злоупотреблений, чинившихся военными, Высший совет Вооруженных сил Египта затеял ряд громких дел, касавшихся Мубарака и его ближайшего окружения. 5 апреля военные объявили о формировании комиссии, призванной определить объем состояния бывшего президента и его семьи. К этому времени бывший президент со своими близкими находился в охраняемой резиденции в Шарм аш-Шейхе, их авуары в Египте были заморожены, а им самим было запрещено покидать страну.
10 апреля стало известно о временном аресте на 15 суток бывшего премьер-министра АРЕ Ахмада Назифа, отправленного в отставку 28 января - в первые дни после начала протестных выступлений в Египте. Ему предъявлены обвинения в «незаконном обогащении и коррупции». В тот же день генеральный прокурор объявил о возбуждении дел против Хосни Мубарака и двух его сыновей по обвинениям в коррупции и использовании насилия против участников массовых выступлений в период с 25 января по 11 февраля, что привели к гибели более чем 800 человек.
16 апреля административный суд Египта принял решение о роспуске Национал-демократической партии /НДП/, правившей при режиме Мубарака. Одновременно он принял решение об изъятии в пользу государства денежных средств и имущества НДП.
17 апреля в Каире было объявлено, что А.Назиф, равно как бывший глава МВД АРЕ Хабиб аль-Адли и бывший министр финансов Юсеф Бутрос Гали предстанут перед судом по обвинению в коррупции. Аль-Адли проходит обвиняемым также в другом деле – он обвиняется в том, что отдал приказ о применении силы против участников массовых выступлений.
Также 17 апреля сыновья Хосни Мубарака - Алаа и Гамаль, находящиеся в предварительном заключении, были допрошены по поводу их финансовой активности на Кипре и в Великобритании. Допросы прошли в центральной тюрьме Каира, где они содержатся, так как новые власти побоялись перевозить их для допроса в здание прокуратуры, находящееся в центре столицы.
Что касается самого Хосни Мубарака, то 10 апреля он впервые после ухода в отставку появился на экранах телевизоров, заявив для телеканала «Аль-Арабия», что стал жертвой «кампании клеветы». Он также отверг выдвигавшиеся против него обвинения в том, что якобы имеет авуары и собственность за границей. Мубарак заверил, что ни он, ни его жена Сюзанн «не имеют ни счетов, ни собственности за границей».
19 апреля комиссия по расследованию событий, связанных с подавлением массовых выступлений, сообщила, что в результате действий прежнего режима погибли 846 гражданских лиц. Бывший президент Хосни Мубарак был признан причастным к принятию решений на применение силы. В ходе 18-дневнх событий погибли также 26 полицейских.
Также 19 апреля перед следователями предстал бывший вице-президент Египта Омар Сулейман. Его допросили в рамках расследования о подавлении массовых протестных выступлений, приведших в конечном счете к отставке Мубарака. Ему как бывшему главе разведки /вице-президентом он побыл всего 13 дней/ задавались также вопросы относительно собственности Мубарака и членов его семьи.
5 апреля глава МИД АРЕ Набиль аль-Араби послал многозначительный сигнал Ирану, заявив, что Египет готов открыть «новую страницу» в отношениях с ИРИ. «Египетский и иранский народы заслуживают того, чтобы отношения между ними отражали историю их цивилизаций при условии, что они должны базироваться на взаимном уважении суверенитета и соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела», - заявил Аль-Араби на встрече с эмиссаром Тегерана Моджтабой Амани. Эта встреча представителей Каира и Тегерана стала первой со времени падения режима Мубарака.
Иран разорвал дипломатические отношения с Египтом в 1980 году в знак протеста против подписания египетского-израильского мирного соглашения. В настоящее время страны поддерживают дипломатические связи на уровне секций по защите интересов.
13 апреля Египет заявил о решении пересмотреть все контракты на поставку газа, в том числе Израилю и Иордании, заключенные в период правления Хосни Мубарака. Целью такого решения объявлено намерение добиться «более справедливых цен». Египетские власти утверждают, что благодаря пересмотру контрактов они могут получить дополнительно от 3 до 4 млрд долларов, которые крайне необходимы стране, до сих пор теряющей огромные сумы из-за последствий массовых протестных выступлений.
Египетский газ обеспечивает, в частности, 43 проц. потребностей Израиля в этом виде топлива. Он идет главным образом на тепловые электростанции. К настоящему времени общий объем подписанных с израильскими компаниями контрактов на поставку газа достиг 6 млрд куб. метров на сумму в 19 млрд долларов. Подписание этих контрактов подверглось резкой критике со стороны египетской оппозиции, и в частности – исламистов, которые утверждали, что заложенная в них цена за египетский газ – очень заниженная.
Иордания ежедневно импортирует 6,8 млн куб.метров египетского газа, что обеспечивает 80 проц. ее потребностей в электричестве.
Кстати, еще одной «платой» за февральскую революцию стало решение руководства АРЕ обратиться за кредитами в МВФ и Всемирный банк. Как сообщил министр финансов Египта Самир Радван, у первого Каир хочет одолжить до 4 млрд долларов, у второго – 2,2 млрд. Общие потребности Египта во внешних заимствованиях на период до июня 2012 года оцениваются в 12 млрд долларов. Предполагается, что в 2012г. дефицит бюджета составит 10 млрд долларов.
17 апреля премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньягу выразил тревогу в связи проявлениями антиизраильских настроений у нового руководства АРЕ. «Я очень озабочен отдельными заявлениями, которые мы услышали за последнее время из Египта, - отметил он. – Особенно меня беспокоят заявления главы МИД АРЕ Набиля аль-Араби». По данным газеты «Гаарец», это заявление прозвучало на встрече Нетаньяху с представителями Европейского союза.
19 апреля Каир объявил о намерении подписать документы, касающиеся его присоединения к процедурам Международного уголовного суда /МУС/. Отсутствие подписи Египта под этими документами позволяло, в частности, президенту Судана Омару аль-Баширу беспрепятственно въезжать в АРЕ.
21 апреля сотни исламистов устроили шествие перед посольством США в Каире с требованием освободить духовного лидера египетских исламистов шейха Омара Абдель Рахмана, отбывающего в США пожизненное заключение по обвинению в планировании терактов в этой стране.
29 апреля глава МИД АРЕ Набиль аль-Араби объявил о намерении его страны «в ближайшие дни» открыть границу с сектором Газа, блокаду которого с июня 2006г. поддерживал Израиль. Последний тут же выразил свою «серьезную озабоченность» этим намерением Египта, которое может иметь «стратегические последствия для национальной безопасности Израиля».
30 апреля «Братья-мусульмане» объявили о создании на базе движения собственной политической партии. Эта организация, получившая название «Партия свободы и правосудия» /ПСП/, тут же объявила о своих амбициях получить на предстоящих парламентских выборах не менее половины депутатских мандатов. Она же заявила, что будет «независимой» от «Братьев», но будет координировать свои позиции с ними. Тем не менее о создании ПСП объявил на пресс-конференции именно генеральный секретарь «Братьев» Мохаммед Хусейн. ПСП возглавил член политбюро «Братьев» Мохаммед аль-Мурси. В любом случае, если благодаря февральской «революции» «Братьям» удастся добиться указанной выше цели, эту революцию можно будет смело назвать «исламской».
В течение апреля многие египтяне, недовольные камуфляжными, на их взгляд, изменениями во власти, пытались продолжать протестные выступления, на сей раз – против военных. Движение в «защиту революции» и с требованием очистить страну от остатков прежнего режима стартовало в первый день месяца на площади Тахрир.
10 апреля на площади Тахрир в центре Каира собрались несколько сотен человек, которых не смогла разогнать накануне военная полиция. Их акция проходила под лозунгами, содержавшими критику главного военного страны – маршала Хусейна Тантауи, занимавшего при прежнем режиме в течение долгих 20 лет пост министра обороны. Днем ранее в результате столкновений между участниками выступлений /в тот день их было несколько десятков тысяч/ и военной полицией, по официальным данным, погиб 1 человек, 71 получили ранения, в том числе пулевые. Это был первый инцидент со смертельным исходом после того, как 11 февраля Мубарак отказался от власти. 42 человека были арестованы. Среди них были несколько офицеров, нарушивших приказ о запрете на участие в подобных акциях.
12 апреля военные с помощью бронетехники рассеяли участников сидячей забастовки на площади Тахрир, а также эвакуировали военную технику, сгоревшую в ходе протестных выступлений в предыдущие дни.
Судя по всему, предстоящие до выборов месяцы не сулят спокойствия египетским военным. И, несомненно, за это время им не раз придется применять силу против участников новых протестных выступлений для того, чтобы не позволить стране сползти к хаосу. Кроме того, им придется что-то делать для того, чтобы не допустить развития событий в Египте по алжирскому сценарию 1991-1992гг., когда в Алжире в первом туре парламентских выборов победил Исламский фронт спасения.
Институт изучения Ближнего Востока www.iimes.ru