Командующий американскими войсками в восточных провинциях Афганистана генерал Кэмбел высказал мнение о том, что «убийство бен Ладена вызовет пересмотр позиций афганских талибов по вопросу их сближения с Кабулом». Дескать, простые боевики увидят, что их командиры живут в комфортабельных условиях, пока они воюют в горах и разочаруются в перспективах дальнейшей борьбы.
Более откровенной ахинеи пока еще никто не говорил, по крайней мере, публично. Остается только поздравить американских налогоплательщиков, которые оплачивают деятельность подобного рода военачальников. Удивительно, как можно находиться непосредственно на театре боевых действий и быть так далеко от сути происходящих там событий. Высказывания Кэмбела иллюстрируют крайне слабое знание процессов, которые происходят в Афганистане, что заставляет еще раз вспомнить о самом пессимистичном сценарии развития событий.
У.бен Ладен никакого отношения к процессам, которые происходят в настоящее время у талибов, не имеет. Представлять его в роли исламского Чингисхана, с гибелью которого войска деморализуются и разбегаются по квартирам, наивно и сравнимо только еще с одним перлом простого жителя Нью-Йорка о том, что «с убийством бен Ладена нам больше не угрожают теракты». Угрожают и еще как. И дело здесь не в бен Ладене.
У. бен Ладен никогда не возглавлял талибов и не руководил их стратегией. Подчиненные ему отряды были союзниками талибов, и не более того. Как представляется, такая форма симбиоза была продиктована в большей мере финансовыми интересами муллы Омара и его приближенных, нежели какой-то этнической или идеологической близостью. У. бен Ладен был необходим в качестве «пугала» Эр-Рияду и Исламабаду, и именно пакистанские военные обеспечили ему прикрытие и безбедное существование. Это было сделано не из добрых побуждений, а исключительно из-за использования его в качестве «разменной карты». Что собственно сейчас и произошло, правда, во многом неожиданно для самих пакистанцев и явно не по их сценарию. Но сути дела это не меняет.
Талибы действуют совершенно по иной схеме и во многом самостоятельно вырабатывают свою стратегию. Не берем в расчет их кураторов из числа сотрудников пакистанской спецслужбы. Совершенно неоправданно говорить о том, что отряды «Аль-Каиды» играют в этих действиях какую-то решающую роль. Это к тому, что смерть бен Ладена ничего в принципе не меняет и уж точно кардинальным образом на активности боевиков не скажется. Другими словами, талибы и бен Ладен – это два возможно переплетающиеся, но все-таки разных проекта пакистанцев.
Нынешнее «весеннее наступление» талибов, которые уже «отметились» резонансными терактами в Кандагаре, будет только нарастать. Это объективный процесс, который должен стимулировать уход американцев из Афганистана. Или, по крайней мере, заставить их задуматься о том, насколько продуктивной явилась их нынешняя тактика сохранения своего влияния и присутствия в стране. Судя по всему, ее итоги неутешительны, в крайней мере, по высказываниям представителей коалиционного командования и администрации Х.Карзая. Несмотря на все успокоительные заявления Пентагона о том, что смерть бен Ладена никоим образом не повлияет в сторону ускорения на график вывода войск, в Кабуле явно встревожены перспективой остаться один на один в скором времени с очень грозным противником. По заявлению командования НАТО, в этом году ожидается вывод 10 тыс. американских военнослужащих. До 2014 года должны быть выведен весь экспедиционный корпус. Как мы и предполагали ранее, Пентагон планирует оставить только группы инструкторов и части радиоэлектронной разведки в северных областях Афганистана. Там же будут базироваться базы спецназа и беспилотников. Будут продолжать функционировать и авиабаза США в Киргизии. То есть американцы жертвуют пространством, стараясь контролировать крупные города. Это дает иллюзию контроля над страной. Одновременно на самый плохой случай остаются базы в контролируемые Северным альянсом районах.
Такой вариант событий выгоден для России. Или, если вернее, это наилучший вариант развития событий из возможных. Американцы продолжают при всех вариантах прикрывать север Афганистана, тем самым тормозя экспансию исламистов в Центральную Азию. Их вероятное военное усиление в Киргизии следует рассматривать как адекватную плату за эту безопасность.
Что из всего этого следует? Самый главный и очевидный вывод, что кампания в Афганистане американцами проиграна. Они достигли исключительно пропагандистского эффекта, ликвидировав бен Ладена, и не более того. Никакого фатального поражения силам талибов нанесено не было, что собственно неудивительно, поскольку для этого ровным счетом ничего не делалось. Основной упор был сосредоточен исключительно на резонансных ликвидациях, в которых, если не считать бен Ладена, тоже громких успехов по пальцам пересчитать. Одними беспилотниками и спецназом войны не выиграть.
Стоит, однако, согласится кое в чем с натовцами. Прежде всего в том, что смерть бен Ладена стимулирует процесс консультаций между Х.Карзаем и талибами. Только основным трамплином для него является все-таки график вывода американских войск, а он в свою очередь завязан именно на бен Ладена, кто бы чего не говорил. И в процессе этих консультаций афганский лидер будет выторговывать для себя вопросы почетной отставки, что подразумевает инкорпорацию талибов во власть. Ползучую, но неуклонную. Если этот процесс в НАТО называют «общим примирением», то он действительно скоро начнется.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что режим Х.Карзая будет существовать ровно до тех пор, пока есть американская финансовая и материальная помощь. Горизонты ее оказания никто не может определить, что делает этот процесс крайне убыточным и не эффективным. При этом НАТО, благодаря просчетам в геополитике, получило на ровном месте кризис в Ливии. И это помимо прочего резко уменьшает в глазах Брюсселя «ценность» продолжения своего присутствия в Афганистане, так как Ливия представляет для Европы несомненно более важное значения в качестве источника поставки углеводородов.
Институт изучения Ближнего Востока www.iimes.ru