Последние события на Ближнем Востоке и Северной Африке вынуждают монархии Персидского Залива предпринимать ряд шагов, которые направлены, прежде всего, на снятия напряжения внутри своих стран и предотвращение возможного всплеска народных возмущений. Отметим при этом, что природа такого рода возмущений (если они состоятся) принципиально иная, нежели Египте или Тунисе. В последних свержение режимов Мубарака и Бен Али были вызваны диспропорцией в системе получения и распределения экономических преференций на фоне высокого уровня образования и квалификации, а также засильем во всех ключевых областях представителей «старой элиты», которая старалась не допускать на «хлебные места» новое поколение. В КСА и других странах Персидского залива ситуация иная. Там во главе угла стоит призрак шиитской опасности при наличии крайне влиятельных радикальных кругов, которые являются питательной идеологической и финансовой средой для того явления, которое принято называть «Аль-Каидой». Да и уровень образования здесь не сравним с тем же египетским или тунисским. При этом возмущения именно по чисто экономическим причинам в силу известного уровня жизни в КСА ожидать вряд ли оправданно. Но Бахрейн напугал заливников очень сильно, и они решили предпринять ряд предупредительных мер.
В частности, власти Саудовской Аравии начали широкую кампанию по искоренению коррупции в королевстве. Эти мероприятия стали инициативой короля Абдаллы, а в качестве основных исполнителей были выбраны министры внутренних дел и обороны. Кампания, между прочим, идет около двух месяцев, но сильно не афишировалась. Более того, она даже скрывалась от широких масс общественности, что наталкивает на мысль о том, что дело здесь видимо все-таки не в боязни народного возмущения, а в банальной борьбе за власть. Стало известно, что уже арестовано 12 руководителей высшего и среднего звеньев министерства внутренних дел, которые отвечали за создание системы безопасности на границе между КСА и Йеменом. Напомним, что указанный проект «Микса» реализуется с 2009 года с привлечением немецких компаний, и широко рекламировался как «создание уникального электронного щита безопасности от проникновения радикальных исламистов на территорию королевства». По прошествии двух лет выяснилось, что работы явно запаздывают по графику и сопровождаются элементарным воровством со стороны «гордых сынов пустыни».
Непонятно правда, что здесь так удивило короля Абдаллу, если учесть что такое поведение считается в королевстве нормой. Если уж сотрудники королевских спецслужб в посольстве в Москве в конце 90-х не брезговали с помощью фальшивых накладных расхищать бюджетные средства, выделенные на гуманитарную помощь «братской Чечне», то все остальное спокойно укладывается в традиционную для Востока схему «бакшиша».
В рамках кампании разгорается скандал и с саудовской нефтяной компанией «Сауди Арамко». Два американских субподрядчика указанной структуры «Контроль Компонент» и «Прайд Интернешнл» обвинили саудовский менеджмент высшего звена в получении «откатов». Еще раньше руководители «Контроль Компонент» на судебных слушаниях в г. Санта Анна (США) в апреле с.г. признали, что платили саудовским чиновникам взятки за получение контрактов.
Все эти мероприятия имеют своей целью серьезно политически ослабить ряд членов королевской семьи, которые традиционно курируют эти отрасли. Саудовские следователи в этой связи не опровергают фактов того, что некоторые из них уже допрашивались, правда, в качестве свидетелей.
Основной же удар кампании направлен, прежде всего, на принца Бандара, который заметно оживился после почти двухлетней опалы на фоне болезни короля Абдаллы. Компромат на него солидный, и что самое интересное, собрали на него данные американцы и англичане, чьим «другом» он считается. Они сумели документально установить факт того, что принц брал взятки от BAE Sistems «за преференции» в рамках нефтяных контрактов Аль-Ямамах 1 и 2.
Цель этой кампании конечно не в уголовном осуждении принца, а «охлаждении пыла», поскольку Бандар очень ретиво начал наверстывать упущенное после возвращения из своей почетной ссылки в Италию. Много говорят о его роли в нынешних событиях в Сирии и тесном союзе с бывшим ливанским премьер-министром С.Харири, которого он на фоне «арабских революций» усиленно пытается вернуть во власть. Такая активность, а главное цели, не совсем приветствуются тем же Абдаллой.
Напомним, что в королевстве сейчас идет запланированное омоложение элиты, которое заключается в том, что каждый член королевской семьи, занимающий тот или иной государственный пост, передает его своему старшему сыну, который тоже, мягко говоря, не молод. Все это мало напоминает какую-то масштабную борьбу с коррупцией или попытку снизить градус народного гнева. Да и нет такой задачи перед Эр-Риядом, поскольку абсолютное большинство саудовцев не испытывают нужды в деньгах или профессиональной невостребованности.
В первую очередь монархии Персидского залива беспокоит Иран. В этой связи показательны действия ОАЭ, которые обеспокоились своей обороноспособностью. В частности, М.Бен Зайяд Аль-Нахайян, который курирует в Абу Даби вопросы обороны, обратился с просьбой к крупнейшей рекрутинговой частной компании в области безопасности Blackwater о найме дополнительно 800 частных солдат. В этой связи ОАЭ выделяет около 21 миллиона долларов США еще одной частной компании Reflex Responses для организации в ОАЭ крупного тренировочного центра, выпускники которого будут проходить полный курс антипартизанской борьбы. Интересно, что консультации о предоставлении инструкторов по этой теме ведутся через посредников с рядом израильских компаний, которые специализируются на вопросах безопасности. Одновременно идут переговоры с Парижем о закупке для ВВС страны 60 истребителей «Рафаль». При этом они заменят 68 ранее закупленные и уже полетавшие «Мираж 2000». Эти и другие факты свидетельствуют, что монархии Персидского залива (особенно после событий на Бахрейне и с учетом внутреннего шиитского фактора) серьезно воспринимают иранскую угрозу и предпринимают превентивные меры для ее отражения.
Институт изучения Ближнего Востока www.iimes.ru