Отставки командующих турецкой армии – это новый рекорд процесса исламизации Турции; исламизация в ходе свободных выборов. Братские египетские партии и в Тунисе ждут своей очереди. Радикальный ислам усиливается на Ближнем Востоке, но и его падение – уже отмечено надписью на стене.
Верхушка турецкой армии неделю назад подала в отставку: начальник генштаба и командующие сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Эта отставка укрепляет позиции турецкого правительства, исламистского правительства Эрдогана, как отдающего распоряжения армии. Шанс, что нынешняя армия предпримет что-нибудь против политической исламской системы, равен нулю, вопреки факту, что согласно конституции, армия должна соблюдать секулярный характер государства.
Это новый рекорд процесса исламизации Турции, исламизации, осуществляемой по демократическому пути, при естественном высоком росте и противостоянии в ходе выборов. Исламская партия Эрдогана добилась успеха, выдрав зубы у сторожевых псов светского характера государства: армии и судебной системы. Около полутора лет назад Эрдоган добился успеха на референдуме по реформе назначения судей, которая позволяет парламенту, где большинство составляют исламисты, оказывать влияние на личность судей и на тенденцию их судейства. Так начался процесс превращения судебной системы в орган, дружественный исламистам.
Со времени основания в 2002 году первого правительства Эрдогана были заменены большинство офицеров в армии на офицеров, сторонников ислама, «наших людей». В течение последнего года проводится показательный суд над 200 офицерами, среди которых и высшие, якобы, за попытку устроить военный переворот против исламской власти. А теперь, как уже говорилось, отставка командования.
Деревня побеждает отступников
Вот уже целое поколение Турция «возвращается к вере», к исламу, главным образом, за счёт высокого естественного роста религиозного сектора при демографическом снижении в светском, либеральном секторе, воспитанников Мустафы Кемаля, «Ататюрка» (отца турок), силой навязавшего стране секулярную повестку дня в конце 1923 года. Политика Кемаля включала закрытие религиозных учреждений и шариатских судов, расформирование исламских медресе, разрушение мечетей, изменение письменности с арабской на латиницу и уравнивание прав женщин с мужчинами во всех сферах жизни.
Политика секулярного принуждения Ататюрка добилась успеха в основном в городах, где находились учреждения власти, полиция, школы и университеты. Там рука Ататюрка дотягивалась до любого уголка, до любого человека. Но в этом успехе крылось зерно поражения. Поскольку секуляризация, перенимание западного образа жизни и улучшение статуса женщины влекли за собой демографический спад. Женщины в секулярном секторе получили право на высшее образование, делали профессиональную карьеру, выходили замуж в более позднем возрасте – и, как в любом городе в современном мире, рождаемость падала. Сила городского секулярного сектора в Турции, таки образом, сокращалась, скукоживалась.
Напротив, в турецкой деревне оставался традиционный религиозный уклад, продолжали существовать полигамные семьи с многочисленным потомством. Вскоре деревня докатилась до города: введение механизации сельского хозяйства в деревнях побудила многих сельчан перебираться в города. Они поселялись в кварталах бедноты, на окраине и привнесли туда из деревень религиозные традиции. Этот увеличивающийся традиционный сектор привел к власти демократическим путём исламскую партию, отбрасывающую на обочину современные тенденции, которые ввёл в стране Мустафа Кемаль, и заменяющую их на ислам.
Лик Турции изменился очень быстро. Покрытие головы для женщин стало разрешённым во всех правительственных учреждениях. Казино закрылись, потому что азартные игры в исламе запрещены. Внешняя политика Турции представляет исламское мышление больше, чем что-либо другое. Так, например, произошло в отношении Башара Асада – алавит, неверный – который был самым лучшим другом Эрдогана до марта этого года, но с того момента, как он начал резню мусульман, исламист Эрдуан видит его, как видел Израиль времён операции «Литой свинец» в Газе. Ясное, что тёплое отношение Эрдуана к мусульманам в Газе не отражает его отношения к курдским мусульманам, обитающим на юге-востоке Турции, которых он убивает без милосердия, когда он заикаются об освобождении от турецкого ига.
На пороге – нестабильность
То, что произошло в Турции, является одним из возможных сценариев захвата власти исламом в стране - посредством естественного роста и избирательных участков. И в других странах исламисты идут путём создания партий и их участия в выборах в надежде добиться успеха, как это случилось с исламистской партией в Турции. Движение ХАМАС получило большинство в Палестинском законодательном совете на выборах, состоявшихся в январе 2006 года, а теперь исламские партии в Египте и Тунисе готовятся к приближающемуся дню выборов.
В Египте уже 5 партий исламского толка, отколовшихся от «Мусульманских братьев», но этот факт не должен быть для нас неожиданным. И у нас, леавдиль, не будь рядом помянуто, есть несколько религиозных партий, которые наши соседи не способны отличить друг от друга. Совсем недавно в Египте и в Тунисе было запрещено основывать партии религиозного толка, потому что президент видел в политическом исламе угрозу и полагал, что можно исламского чёрта запихнуть в запечатанную бутылку и бросить её в море. А сейчас, когда президенты этих стран свергнуты, открылись ворота перед исламскими движениями соревноваться за голоса избирателей.
Вот тут-то мы и добрались до того, что именуется «арабская весна». При взгляде на окружающие нас страны создается ясное впечатление, что народам попросту надоели диктаторы, правившие ими десятки лет, и они начали очерчивать своё будущее собственными руками, даже если руки в крови вследствие этого. Но эти народы не скроены из одного материала, они разделены на тех, кто видит в демократии западного современного стиля то, чего они желают, но есть и такие, кто тянет телегу в традиционном исламском направлении. Согласие о направлении требует гражданской зрелости и общественно-политических механизмов управления конфликтами – эти две составляющие отсутствуют в этих странах. Поэтому есть немалые шансы, что арабские общества попадут в период нестабильности, внутренней борьбы, а может, даже скатятся к насилию, как мы это видели в Ираке после 2003 года.
Как, где и когда исламская идеология воцаряется в стране? Одна из возможностей – через избирательный участок, как описано выше. Другая возможность - насильственный военный переворот, подобно тому, что мы видели в Иране в начале 1979 года.
Группа религиозных мудрецов, во главе которой стоял аятолла Хомейни, навязала Ирану систему «власти религиозного авторитета». Согласно этой системе, поскольку этот религиозный авторитет связан с Обитающим на небесах, он не может ошибаться. Он принимает только самые правильные решения, даже если они касаются управления электрическим хозяйством или производством текстиля. Исламский мир не купился на эту систему власти, исключая частично шиитов. И ещё по сей день Иран – единственная страна, где страну должен возглавлять представитель религии.
Представим себе, что в один день в Ливане Хасан Насралла решит навязать Стране кедров «власть религиозного авторитета», то есть, его самого, - оставив прочим, то есть христианам, друзам, суннитам, выбор – жить в статусе «зимми» или эмигрировать. В такой ситуации христиане-марониты могут решить развалить страну и создать христианское государство в районе гор Цанин в Ливане, но это государство не выживет, если мир не захочет помочь ему выстоять против Хизбаллы, которая создаст государство по типу Ирана на нашей северной границе.
Также и захват власти ХАМАСом в Газе в июне 2007 года может считаться насильственным исламским захватом власти. Но в этом случае нельзя забывать, что за полтора года до этого движение ХАМАС получило большинство мест в Палестинском законодательном совете посредством псевдодемократических выборов.
Исламская весна
Так или иначе, несомненно, что в будущем исламские движения будут иметь немалый вес и их силы будут возрастать по мере того, как государство будет функционировать хуже. Ислам всегда был спасением для арабского общества после того, как все альтернативы рушились: национализм, социализм, коммунизм, либерализм, демократия. Эти звёзды сияли для всех в определённые периоды в нескольких местах арабского мира, но проблема что все эти идеологии импортированы из Европы, не «местного производства», и поэтому они не могли "обеспечить нужный товар" в течение длительного времеми. Только ислам – детище Востока, местное учение, а поэтому считается страховочной сетью ближневосточных обществ. Основополагающий лозунг «Мусульманских братьев»: ислам – это решение (всех проблем), аллах – это цель, коран – конституция, Мухаммад – пример для нас, смерть во имя аллаха – это наша надежда.
Однако, и власть «Мусульманских братьев» не даст решения, поскольку и они не способны производить пищу из воздуха. И по сей день страны с властью исламского шариата – Иран, Саудия, Газа, Афганистан времён Талибана до конца 2001 года, - не представили ничего положительного во всём, что касается прав человека, политических свобод, прав меньшинств, прав женщин, свободы выражения своего мнения, свободы собраний и прочих составляющих политической системы и общественной защиты. То есть всего того, что общество считает легитимным и желательным. К тому же исламские движения, и в частности те, которые наслаждаются имеющейся в их руках властью, склоняются к бесконечным спорам и внутренним конфликтам на предмет раздела властного пирога, что иногда скатывается на личности.
Поэтому после определенного периода правления выясняется, что и ислам не приносит желанных плодов. И тогда начинаются поиски другого пути – но и он проваливается, и всё повторяется.
Кое-кто пробует путь более радикального ислама, как крайние салафистские группировки ("Мировой джихад"), для которых Аль-Каеда и Бин-Ладен – пример для подражания Они видят в джихаде против Запада путь спасения исламского мира. Но не все пришли к практическому этапу джихада, направленного против США. Пока они фокусируют свою деятельность на причинении вреда местным правителям. Режимы борются с ними, обычно брутальными методами. В результате эти группировки всё время ищут места, где "нет ни суда, ни судьи", чтобы там спрятаться и оттуда действовать: на Синае крутятся несколько группировок «мирового джихада», которые две недели назад напали на полицию Эль-Ариша. В Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане, Нигерии, Сомали, Мавритании, в районе, где власть в руках ливийских повстанцев – короче, везде, где нет эффективного правления, на тех территориях орудуют группы «мирового джихада». Они захватывают западных туристов, убивают военных и местных правительственных чиновников и устраивают теракты на улицах.
В конечном итоге, все идеологические движения, расцветающие в арабском мире, терпят провал. И эти, исламские, тоже Их провалы доказывают, что единственный метод, способный принести спокойствие на Ближний Восток, основывается на племенной структуре, на "племенной культуре", которая выражается в государстве для каждого племени, по типу Эмиратов в Заливе. Эта парадигма лучше всего соответствует духу Ближнего Востока. Так что только она и может принести решение его проблемам. Это выражается предложением из Корана: «Аллаху неважно, что в душе у людей, если это не важно им самим». Поскольку племенной характер в душах людей является самым сильным фактором, нет другого пути стабилизировать арабский мир, кроме как основываясь на племенной структуре. Социология сильнее любой идеологии.
(«Макор ришон» 05.08.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ