Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В понедельник сирийское официальное информационное агентство распространило сообщение, что сирийский министр обороны "болен и наступило ухудшение его состояния", и поэтому он подает в отставку. Немедленно распространились слухи в Интернете, согласно которым генерал Али Хабиб найден дома мертвым. Часть сирийских оппозиционных сайтов пошли дальше и предположили, что он был ликвидирован людьми Махера Асада, брата Башара Асада.

Саудовская ежедневная газета "а-Шарк аль аусат" (Asharq Alawsat‏), издающаяся в Лондоне, выдвинула предположение, что Хабиб отстранен от должности, причина – его сопротивление вводу армейских частей в город Хама для подавления восстания. Хабиб, согласно Саудовской газете, возражал против ввода армии в город, утверждая, что конфликт влечет увеличение дезертирства из армии.

В Дамаске поняли, что они должны опровергнуть волну слухов о смерти генерала, и менее, чем в 24 часа Али Хабиб воскрес. На видеокассете, переданной по официальному сирийскому телевидению, появился министр в гражданской одежде, он говорил слабым голосом и сказал, что вследствие медицинского состояния он был вынужден лечь в больницу и поэтому не может продолжать занимать свою должность. Сообщения, согласно которым он был снят с должности, он определил как сборище лжи против него, армии и Сирии. "Я остаюсь солдатом сирийской арабской армии, верным своей задаче хранить суверенитет Сирии и защищать ее безопасность и стабильность государства".

Появление Хабиба прекратило слухи о его ликвидации, но оценки о растущем дезертирстве из сирийской армии остаются. С начала восстания в Сирии есть две вещи, которые воспринимаются как аксиомы. Первое: пока волнения не распространились на Дамаск и Халеб, Башар может быть спокоен; второе предположение устверждает, что пока армия верна Башару, его кресло надежно. Но эти аксиомы подтачиваются. Сообщения о дезертирстве множатся, а что касается Дамаска и Халеба, то там уже не так спокойно.

И тут мы переходим к Дауду Раджахе, который сменил Али Хабиба на посту министра обороны. Генерал Раджаха – христианин. Это впервые за всю историю режима партии БААС и семейства Асадов христианин назначается на должность министра обороны. Это удивительное назначение предназначено быть мессиджем всем городским национальным и религиозным меньшинствам, среди них арабы-христиане и армяне, - не присоединяться к бунту. Как видно, это, в основном, попытка предотвратить распространение восстания на города Дамаск и Халеб, где проживают эти меньшинства рядом с алавитами и другими и вместе они представляют сирийскую экономическую верхушку. (прим.перев. – большинство населения Сирии – арабы-сунниты – угнетаются алавитским меньшинством, составляющим 10-15% населения и привлекающим к правлению всех несуннитов, кроме курдов).

Вдруг встал пожилой солдат

Опасения сирийского режима заключается в том, что бунт, вспыхнувший в бедной периферии в Даре (Деръа) и распространившийся на суннитские округа в Хомсе, Хаме, Дир а-Зуре и Джисер а-Шуруре, перекинется на центральные города и охватит последних верных режиму – представителей нац.меньшинств, являющихся экономической верхушкой.

Стратегией режима в Дамаске на протяжении всего времени было сохранение отношений правящей алавитской секты с христианским, армянским и друзским меньшинством, а также тонкой прослойкой из суннитов, получивших посты. Убедить их продолжать сидеть тихо и сохранять верность режиму.

Назначение нового министра – это отчаянная попытка сохранить центры большин городов, экономическое сердце Сирии, вне демонстраций и проблем, которые эти демонстрации создают в сирийской армии. На прошлой неделе мы сообщали о самом большом до сих пор организованном дезертирстве под командованием полковника Риада аль-Асада. (прим.перев. – не относится к семье президента). По оценкам, с ним дезертировали несколько сотен солдат, и он создал с ними "Армию свободной Сирии".

В беседах с сирийскими эмигрантами выясняются еще и еще случаи дезертирства их родственников или друзей. В последние две недели я слышала о двух случаях: 21-летний солдат спецназа, решивший дезертировать вследствие боев в Джисер а-Шуруре, пересек границу с Турцией и сейчас находится в Стамбуле в процессе получения статуса беженца. Во втором случае речь идет о немолодом профессионале, инженере в ракетных войсках Сирии, который просто исчез в последние дни и его друзья полагают, что дезертировал. Его автомашина, гоаорят они, осталась возле дома семьи. По их словам, перед исчезновением он говорил о намерении покинуть Сирию и попытаться уехать в Саудовскую Аравию.

Сирийские эмигранты говорят об этих двух конкретных случаях своих родственников, но онр представляют усиливающееся явление в сирийской армии, в основном среди суннитов.По их словам, генерал Али Хабиб, как видно, противился посылке суннитов на подавление в больших городах – не из моральных соображений, а из понимания, что любая попытка потребовать от них стрелять в их суннитских братьев с необходимостью приведет к выбору опции дезертирства.

("Макор ришон" 12.08.11)


Перевел Яков Халфин
МАОФ