Какова связь между Зимней олимпиадой в Сочи, флагманским проектом российского президента Владимира Путина, и кризисом в Сирии? Ответ: черкесское меньшинство.
По мере ухудшения ситуации в Сирии, в последние месяцы начались тайные, но последовательные просьбы к российскому правительству позволить черкесским семьям из Сирии, обосновавшимся на Ближнем Востоке с 19-го века, вернуться к себе на историческую родину на Северном Кавказе.
Но это шкатулка Пандоры: Сочи – это город, куда русские в последние годы вкладывают миллиарды рублей в преддверии Зимних Олимпийских игр, которые состоятся в феврале 2014 года. В то же время этот город – часть исторической родины черкесского народа. И не просто часть их родины, но он более, чем что-то иное символизирует проблематичную историю сосуществования русских и черкесов. Сочи – это место резни русскими черкесов, их Бабий Яр.
Почти столетняя российско-черкесская война достигла своего пика в 1864-м году – тогда были изгнаны многие тысячи черкесов с сочинского побережья. Они бежали в Турцию на утлых суденышках через Чёрное море, где многие нашли свою смерть. С тех пор это осталось живой раной в памяти черкесов, ничуть не меньше, чем в памяти армянского народа, чьей кровью обагрены руки турок.
Этот тяжелый исторический груз определяется ныне представителями черкесского народа, живущими в диаспоре, как продолжительный геноцид, в ходе которого погибли около полутора миллионов черкесов. Пять лет назад черкесский конгресс республики Адыгеи (северный Кавказ) обратился к российскому парламенту с просьбой о признании устроенного ими геноцида черкесского народа. К этому обращению было присоединено около 500 российских документов, свидетельствующих, что правительство царской России дало указание уничтожать черкесов, изгонять их из их Родины с попутным грабежом их имущества.
В 1864 году царская Россия пришла к соглашению с Османской империей, в соответствии с которым черкесы были изгнаны с их Родины на территорию Турецкой империи. Константинополь обязался принять у себя на территории черкесов, а надежде, что переселенцы с северного Кавказа вольют свежую кровь в вены империи и обеспечат её разнообразными полезными и необходимыми услугами, такими, как охрана дальних границ. Таким образом черкесы были рассеяны по всей территории Ближнего Востока.
В последние годы очень укрепились солидарность и коллективная память черкесских общин всего мира, чему способствовало развитие сети Интернета. Поэтому выбор России провести зимние олимпийские игры в Сочи вызывает непрекращающийся протест в черкесской диаспоре, протест, который добрался и до Израиля.
Представители общины – граждане Израиля – регулярно устраивают демонстрации возле российского консульства в Хайфе против проведения Игр в Сочи. Азми Тахауко, редактор сайта «Адыге» черкесской общины Израиля, говорит: «В любом месте в Сочи, где в последние годы велись раскопки, были обнаружены следы жертв той войны».
Таким образом, с ростом насилия в Сирии в последние месяцы русские были удивлены потоком обращений представителей черкесского меньшинства в Сирии, требующих помочь им вернуться на свою историческую родину на северном Кавказе. Эта беспрецедентная просьба была принята Москвой со смешанными чувствами. Гордость и подозрительность. Удовлетворение от того, что Россия стала тем местом, куда кто-то вообще хотел бы вернуться, а также опасение, что черкесское возвращение станет прецедентом.
Северный Кавказ – это самый взрывоопасный регион России. Ныне Кремль борется на Кавказе с непрекращающимися этническими, национальными, экономическими и уголовными вспышками волнений. Недавняя история северного Кавказа – это и война в Чечне, и массовое убийство детей в школе в Беслане, массовый теракт в театре «Норд-Ост» в Москве, осуществлённый чеченцами… Однако чеченский бунт – это только часть гораздо более сложной региональной картины. Исламские группировки угрожают провозгласить на северном Кавказе исламский халифат. Не прекращается поток активистов Аль-Каеды и джихадистских группировок со всего мусульманского мира в этот регион.
Ежедневная борьба с террором – дело тяжёлое и непростое, и не видно этой рутине конца. Русские должны поддерживать стабильную власть на стратегических перекрёстках доставки нефти в регионе, воевать с усиливающимися преступными группировками и незаконными передвижениями и прорывами через границы. Вместе с тем в последние годы, несмотря на непрекращающийся террор, в регионе заметен относительный экономический расцвет и даже относительное спокойствие – если сравнивать с предыдущими годами.
В настоящий момент в картину современного непростого мира с его конфликтами вписывается некий новый элемент, но в Москве пока не очень знают, как с ним справиться: черкесский ренессанс. Российская политика на северном Кавказе в последние годы базируется на поощрении массивной эмиграции русскоговорящего населения в этот регион в целью его стабилизации. Черкесы – это уже неожиданный довесок, неизвестное в уравнении.
Город спорта – или геноцида?
Главное опасение центральной власти в Москве состоит в том, что фокусирование на Сочи как символе геноцида черкесского народа может подорвать сверх-усилия Москвы по рекламированию Зимней Олимпиады. Если вовремя не заняться решением черкесского вопроса, это будет чревато ударом по престижу новой России, который Путин и Медведев хотели бы продемонстрировать всему миру. А это уже немалая головная боль, основа для демонстраций, где будут взывать к душам погибших не только в истории Черкесии, но и в эпоху изгнания и переселения народов СССР при Сталине.
Русские отлично понимают последствия политизации истории народов Кавказа в эпоху Интернета и массовых СМИ. Не впервые они убеждаются, что история отказывается умирать. Как и все, в последние месяцы в Москве с большим интересом следили за тем, как французский парламент вернулся к вопросу о геноциде армян, совершённом турками, превратив его из исторического спора в горящий политический вопрос. Поэтому игнорирование черкесской темы, пока она ещё в пелёнках, может в дальнейшем очень дорого обойтись русским. Поэтому русские сейчас осторожненько проверяют возможность использования этого явления себе во благо.
Две недели назад в Сирию прибыла делегация, состоящая из членов Верхней палаты российского парламента (Думы). Они встретились с членами черкесской общины в Сирии. При возвращении делегации депутат парламента Альберт Казаров, представляющий северокавказскую республику Кабардино-Балкарии, устроил пресс-конференцию, удостоившейся немалого интереса в Москве.
По словам Казарова, черкесы чувствуют, что они не могут более полагаться на защиту дамасского режима, опасаясь, что, если кровавый режим Башара Асада падёт, они могут пасть жертвой мести повстанцев-суннитов. Ещё Казаров сказал, что 200 черкесских семей готовы в любой момент перебраться из Сирии на Кавказ. «Вроде бы, не так уж много, - замечает он, - но не было никого, кто бы сказал, что не задумывался о такой возможности».
«Это точное описание ситуации, - говорит Азми Тахауко. – Черкесы в Сирии оказались между молотом и наковальней. Как все меньшинства в Сирии, черкесы до сих пор находились в спасительной тени алавитского режима. Хотя речь идёт о маленькой общине, 50-100 тысяч человек, у черкесов есть и свои высокопоставленные представители в армии и во властных структурах, результат исторического развития в 20 веке. Но сейчас история может вернуться им бумерангом и взорваться им в лицо. Несмотря на то, что черкесы в Сирии не солидаризируются с кровавым режимом Багара Асада, на деле их опасение мести со стороны повстанцев растёт».
Родственная община в Израиле, обитающая в Кафр-Кама и в Рейхании и насчитывающая около 4000 человек, в последние месяцы следит с озабоченностью за положением черкесов в Сирии. За это время у них были собраны деньги для поддержки сирийских беженцев в Иордании, в числе которых есть и члены черкесской общины. Обе родственные общины поддерживают исторические и семейные связи.
Азми Тахауко говорит, что местный совет Кафр-Камы недавно провёл чрезвычайное заседание, на котором было решено послать российскому правительству через российское консульство в Израиле послание с просьбой помочь черкесским братьям в Сирии вернуться на Родину на Северном Кавказе. Черкесы в Израиле, говорит он, осуществляют сотрудничество «с черкесскими депутатами парламента республики Адыгея на Кавказе. Все задействованы в деле помощи».
Тахауко весьма осторожен, описывая положение черкесской общины в Сирии. Он тщательно выбирает слова: «У нас нет точной информации, хоть ясно, что ситуация очень взрывоопасна. Люди живут в страхе, боятся говорить, - поясняет он. – Мы всё время собираем по крохам информацию, но она ограничена».
Абсорбция черкесов из Сирии в России
Для Тахауко важно, чтобы знали: «Несмотря на историческую связь с алавитским режимом в Сирии, черкесские общины вовсе не обязательно солидарны с арабской диктатурой». «Прошлым летом, - говорит он, - тогдашний ливийский правитель Муамар Каддафи отправил посланников к черкесским лидерам в Иордании с просьбой о поддержке. Иорданские черкесы отказали ему. Их сердца были на стороне повстанцев и они могли, не опасаясь, выразить свою позицию. В Сирии, разумеется, ситуация гораздо запутанней. И поэтому имеет место тенденция бежать».
Тахауко воздерживается сказать вслух, что черкесы в Сирии боятся не только повстанцев, но и властей, а особенно сирийских сил безопасности. Они по закону о чрезвычайном положении в Сирии могут задержать и наказать любого, открыто говорящего о вероятности покинуть Сирию. Те, на кого падает любое подозрение в нелояльности, или даже тень такого подозрения, могут оказаться в тюрьме, а то и заплатить своей жизнью – без предупреждения заранее.
«А поэтому постепенное просачивание в Россию очень важно, - говорит Тахауко. – За последние месяцы на Кавказ прибыло несколько семей. Около 70 человек сейчас находятся в России с временными визами. Однако, даже вернувшись на историческую родину, они всё ещё опасаются говорить, чтобы не нанести ущерб тем, кто ещё остаётся позади».
Тахауко надеется, что российское правительство поможет черкесам, вернувшимся на Кавказ, обосноваться на своей исторической родине. «Черкесские республики финансируются из российского федерального бюджета. У России есть возможности поспособствовать возвращению людей, есть много денег. Но одних денег недостаточно, чтобы подтолкнуть вернуться. Это и исторические, и эмоциональные, и душевные связи черкесов со своей родиной. Такое же чувство имеет место в общине в Израиле, хорошо акклиматизированной в израильском обществе.
«Если у меня будет достаточно денег, - добавляет он, - и я куплю себе дачу или участок земли на родине. Буду ездить туда каждое лето. До чего же красивая страна! Из израильской черкесской общины уже с десяток человек вернулись туда, невесты едут оттуда сюда, а этим летом первая невеста из Израиля выйдет замуж за парня из Кабардино-Балкарии, который приехал сюда обучать фольклорный ансамбль. Они полюбили друг друга и вот – скоро свадьба.
В этом месяце, 21 мая черкесы по всему миру отметят День Памяти геноцида черкесского народа и изгнание из Кавказа. Это официальная дата провозглашения Российской империей окончания русско-кавказской войны и захвата Кавказа. Соглашения и документы за тот период свидетельствуют, что полтора миллиона черкесов были убиты или изгнаны в Османскую империю. После окончания войны на Кавказе осталось всего лишь около 80 тысяч черкесов. До сих пор русские отказывались вообще обсуждать возможность признания геноцида.
В последние годы десятки тысяч прибывают на церемонии памяти на берегу Чёрного моря. По мере приближения начала Зимней Олимпиады в Сочи это явление будет только расти и шириться. По оценке Азми Тахауко, русские опасаются усиления демонстраций, и не только в России, на Кавказе, но и в Турции, в Иордании, в Израиле и в США.
Русские понимают, что демонстративные акты будут увеличиваться. Осталось всего 2 года до открытия Игр – слишком много времени, за которое может произойти много всяких событий, как на Ближнем Востоке, так и на Кавказе. Поэтому в Москве пытаются сейчас умиротворить черкесов, привлечь их к открытию Игр и позволить им представить черкесские символы – только бы они были довольны. «Но это не поможет, - говорит Тахауко. – Черкесы никогда не смогут привыкнуть к идее проведения Олимпиады в Сочи».
Но русским стоит попытаться перевезти несколько тысяч черкесов из Сирии в Россию. На данный момент речь идёт о невысокой цене. Так почему бы не попробовать купить благодарность черкесов всего мира?
(«Макор ришон» 12.04.12)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ