Известный еврейский писатель Эли Визель, лауреат Нобелевской премии, переживший Катастрофу, сказал как-то, что противоположность добра - это не обязательно зло. По его мнению, антоним добра - это безразличие, прародитель любого греха.
На протяжении всей истории мир всегда оставался безразличным, пока дело не касалось его лично. По этой причине словосочетание "просвещенный мир" (словосочетание, так часто употребляемое в СМИ) вызывает у меня непроизвольную аллергическую реакцию). И возникает вопрос: кто и что подразумевается под этим?
Легенды рассказывают, что есть место - не за высокими горами и дальними морями - в центре Ближнего Востока, под носом у всех и в прямом репортаже во всех СМИ - там режет Асад своих сограждан. Не день и не два дня, не сто и не двести. Тысячи трупов по всей Сирии, в темпе сотня в день. А "просвещенный мир", как обычно: тут осуждение в полрта, там политика, там заявление, сям голосование. Но реально - ничего.
Это вызывает несколько вопросов и размышлений: если сейчас на Ближнем Востоке "арабская весна", то как выглядит арабская зима?
Каково мнение израильских арабов и их представителей в Кнессете о происходящем в арабском мире вообще и Сирии, в частности?
Почему нет какого-нибудь "гуманитарного морского рейса" из Турции в поддержку семей погибших, вдов, детей, осажденных в Хомсе и по всей Сирии? Я уверен, что д-р Тиби и Ханин Зуави не могут оставаться равнодушными при виде страданий их собратьев на севере, ведь не может же быть, что эти депутаты по разному относятся к различным погибшим. Разве кровь араба из Газы краснее, чем кровь араба из Сирии?
Если так арабские государства вырезают своих соплеменников, то что они подразумевают, когда орут "итбах аль-яхуд" (режь евреев)? Перефразируя Гехриха Гейне, сказавшего, что там, где сжигают книги, будут сжигать людей, - что произойдет в будущем там, где уже сейчас вырезают людей?
И еще интересно мне знать: что сказали бы сейчас все "хохмологи" и советники, специалисты и комментаторы, если бы мы прислушались к их словам и отступили ли бы с Голан, и граница проходила бы сейчас по берегу озера Кинерет?
И если уж мы размышляем о "новом Ближнем Востоке", было бы захватывающе проделать серьезное сравнительное журналистское иликадемическое исследование о всех обещаниях и мечтах нынешнего президента Израиля о "новом Ближнем Востоке". Можно взять все прогнозы и высказывания Шимона Переса (не будет ракетных обстрелов Ашкелона, перестаньте запугивать народ, перестаньте бояться мира) - высокопоставленного политика на протяжении десятков лет и лауреата Нобелевской премии мира вместе с Арафатом - и посмотреть, что из того, что он говорил в последние 20 лет - об Арафате и Абу-Мазене, о Газе и Египте, о Хамасе и "палестинцах", о мирном процессе, Голанских высотах и Сирии, о Мубараке, об экономическом процветании, об Иране - что из всего этого произошло на самом деле? Не трудно предугадать, что любая связь между мечтаниями Переса и реальностью будет чисто случайной. Что было - то и будет, но Перес молчит и весь мир молчит.
Реальная действительность и факты не помешают этим "специалистам" и комментаторам, хоть ничего из того, что они говорили, не случилось, - это не испортит теорию. Это похоже на историю про двух друзей, стоявших ночью напротив чего-то темного. Один сказал: "Я готов поспорить, что это кошка". Второй ответил: "Я готов поспорить, что это куст". После нескольких минут спора решили бросить камень: если замяукает и убежит - значит это была кошка; если не отреагирует и не сдвинется - значит это куст.
Бросили камень и послышалось мяуканье. Темная тень убежала. Первый посмотрел взглядом победителя и сказал приятелю: "Видишь? Я говорил тебе, что это кошка".
Второй подумал минутку, почесал в затылке и ответил: "Знаешь, если бы не видел этого своими глазами - не поверил бы, что куст мяукает и бегает".
("Макор ришон")
Перевел Моше Борухович
МАОФ