Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Всем известно, что фамилия двух последних сирийских президентов - Асад - лев по арабски. Но немногие знают, что настоящая их фамилия - "аль-Вахш" (дикарь, быдло), но отец Хафеза сменил фамилию на "Асад", более благозвучную. В последнее время многие в Сирии вновь называют Асада прежней фамилией его семьи, лучше описывающей его отношение к согражданам, стремящимся к свободе.

Когда очень много людей говорит, что сирийский режим вскоре падет, то само это высказывание подрывает веру в устойчивость режима, которая, возможно, еще теплится в сердцах части его сторонников. Речь не идет о "твердом ядре" - тех, кто будут поддерживать его в любой ситуации, ядре, состоящем, в основном, из членов алавитской общины. Нет, речь идет о людях, находящихся на политической периферии в Сирии и вне ее, которые когда-то были связаны с сирийской властью.

Один из них - это шиитский шейх из Ливана Субхи Туфайли, один из отцов-основателей организации Хизбалла и ее первый генсек. В прошлом он был хорошо знаком (и очень ценил) с ролью Сирии в создании Хизбаллы (30 лет назад), ее вооружения, обучения владению оружием и превращения в главную силу в стране кедров. Недавно он сказал: "Сирийский режим еще может возглавить и провести процесс перехода к "необходимым переменам", но это связано с принятием демократии, пусть хотя бы поэтапным - до того, как истечет время". Туфайли не полагается на помощь со стороны России на протяжении длительного времени, потому что "русские не захотят стать политическими самоубийцами" и когда поймут, что власть Асада заканчивается, перестанут поддерживать его. Такое явное высказывание этого шейха об арабском режиме, к тому же ближайшем соседе и сильном патроне Хизбаллы, - необычное в политической культуре Ближнего Восока. Если Туфайли чувствует, что может свободно высказываться так, то что-то сломалось в фундаменте Сирии.

И Иран ("самая худшая разновидность диктатуры", по словам Туфайли), поддерживающий Сирию и Хизбаллу, не ускользает от критики Туфайли: "Действия и роль Ирана оправдывают борьбу против Асада. Иранцам стоило бы поддерживать не режим, а согласие между всеми частями сирийского общества". То есть - капитуляцию Асада перед его противниками. Публичная поддержка шейхом Туфайли сирийского народа вытекает из его ощущения, что Асад потерпит поражение в борьбе, и поэтому ливанцам вообще и шиитам, в частности, стоит начать поддерживать сирийский народ, а не падающий режим. Эти слова шейха указывают на разногласия внутри шиитской общины в Ливане: Хизбалла посылает своих боевиков в Сирию воевать за Асада, а Туфайли выполняет роль "взрослого ответственного", говорящего о важности поддержки сирийского народа, а не режима.

Число дезертиров растет

На местности оппозиция Асаду усиливается, ее военная сила увеличивается, ее успехи растут день ото дня, несмотря на потери. Потери лишь показывают насколько решительно бойцы "Армии свободной Сирии" настроены достичь своих целей, даже высокой ценой - и это в сравнении с падающим моральным духом среди солдат сирийской армии, часть которых продолжают участвовать в боях против оппозиции только из опасения перед расстрелом. "Армия свободной Сирии" контролировала несколько дней районы в непосредственной близости к столице и отступила, чтобы не предоставить сирийской армии причины жестоко действовать против населения этих районов. Без сомнения, повстанческая армия доказывает, что может бросить настоящий вызов армии Асада. Число погибших в боях растет и одновременно растет число солдат и офицеров, дезертирующих из армии Асада. Но еще нет дезертирства целых частей и армия еще не развалилась.

Официальные сирийские СМИ обвиняют "банды террористов" в предательстве национального единства, в обслуживании интересов "сионизма, колониализма и османизма" (т.е. турок), стремящихся разрушить арабский мир и перестроить его по своему видению. "Героический сирийский народ", согласно СМИ Асада, сокрушит всех восстающих против него, изнутри и извне, близко (Израиль и Турция) и издалека (Европа и США), и докажет всем, что он сильнее всех их черных замыслов.

Особых нападок со стороны официальных представителей властей удостаиваются эмираты Персидского залива, в первую очередь - Катар, которому принадлежит телеканал "аль-Джазира". Ощущение Асада и его приближенных - в значительной мере оправданное - что эмир Катара в своем стремлении подчинить себе арабский мир решил свалить всех сильных правителей и что подстрекательство аль-Джазиры привело к демонстрациям в Ливии, Египте, Тунисе, Йемене и Сирии.

Подготовка в завтрашнему дню

В последние дни начали поступать намеки на два важных развития, происходящих в Сирии: первый - серия сообщений о тяжелом оружии и снаряжении, перебрасываемых в горы Ансарии (алавитский район на западе Сирии, к северу от Ливана). Единственный смысл переброски оружия в этот район: алавиты готовятся ко тому, что наступит после падения режима, к массовому бегству сотен тысяч алавитов из суннитских районов, при этом сунниты преследуют их с ножами в руках. Оружие, перевозимое в алавитский район, предназначено для защиты будущего алавитского государства, которое возникнет, чтобы защищать членов общины от мусульман, видящих в них неверных и язычников.

Второе развитие - это съезд, состоявшийся в Эрбиле - столице Иракского Курдистана - где присутствовали уважаемые представители курдов из Сирии и Ирака. И они обсуждали "день после" падения режима в Сирии - место и статус курдов в Сирии после освобождения от продолжавшегося десятилетиями угнетения. (прим.перев. - в "социалистической" Сирии, управляющейся Партией арабского социалистического возрождения, - у курдов нет гражданства) Они не видят свое будущее под "милосердной" властью арабов и, по всей видимости, будут проводить политику "уставановления фактов на местности", что в итоге приведет их к независимости, полной или частичной, вроде почти полной независимости, которую их братья в Ираке взяли себе. Возможно, что обсуждения касались сотрудничества, а может, даже объединения иракского и сирийского Курдистана, смысл которого - вызов Турции и Ирану, где проживает значительное курдское меньшинство, стремящееся к свободе и гражданским правам.

Эти два развития указывают на близкую реализацию тенденции, о которой писалось ранее в этой колонке, - развал Сирии на несколько государств вследствие падения власти.

И на международной арене в последние недели повышается уровень событий - после передачи сирийского вопроса из Лиги арабских государств в Совет Безопасности ООН; у этой международной организации есть возможность задействовать силу против Асада, как это было сделано против Саддама Хусейна и Каддафи. Сирийский режим потерпел поражение, а Катарский эмират преуспел в переводе сирийской проблемы на международный уровень и в возникновении в мире ощущения, что действия сирийских властей вредят мировому сообществу больше, чем вред, который сирийцы могут причинить при попытке свалить там режим.

Вновь проявляется этот маленький эмират как движущая сила в арабском мире, а сирийский режим, кичившийся много лет, что "к нему обращены молитвы всего арабского мира", что он является воплощением панарабизма, теперь публично проявляется как безмозглый и бессовестный режим, обладатель мускулов, которые вышли сейчас из-под контроля.

Верно, что в Совете Безопасности у России и Китая есть статус постоянных членов и право вето, но они не смогут использовать его бесконечно.

Конец последнего революционера

Старшее поколение еще помнит традиционное деление арабского мира на государства, называвшиеся революционными, прогрессивными, которые "молились в сторону Москвы"; а против них стояли тогда арабские государства, основывавшиеся на племенном или религиозном обществе, которые обычно назывались: традиционными, контрреволюционными, реакционными, отсталыми. "Прогрессивными" были Гамаль Абд эль-Насер, Хафез Асад, Каддафи и Саддам Хусейн. Они приняли советское социалистическое учение и перевели его в "арабский социализм" в Египте и в "БААС" (арабское социалистическое возрождение) в Сирии и Ираке. Ненависть к Израилю должна была быть клеем, который сплотит различные части населения, борьба против Израиля заменит борьбу с бедностью, невежеством, экономическим развалом и коррупцией. Затем была заброшена борьба против Израиля, а настоящая борьба с проблемами этих стран так и не началась. Поэтому они обвиняли Израиль, Америку, Запад, капитализм и все то, что они для виду вроде бы отказывались принять, но еще как принимали втайне: после падения ливийского режима всем стало известно о роскошных виллах Каддафи, который напоказ всегда принимал гостей в бедуинском шатре, чтобы произвести впечатление, что он действует согласно "чистой" бедуинской традиции, но частную жизнь проводил в пирах и оргиях в гедонистском духе "декадентской Европы".

Ирония судьбы заключается в том, что все эти "революционные" режимы, целью которых было модернизировать арабское общество по советской социалистической модели, - все они пали за последний год к ногам традиционных племенных кругов, с одной стороны, и исламских, с другой. Этот процесс должен был начаться немедленно после падения Советского Союза, но на Ближнем Востоке для этих процессов требуется гораздо больше времени и смелости, немного организаторских сил, которые поставляют в последнее время Интернет и социальные сети в нем, вроде Фейсбука.

Асад ведет сейчас войну последнего из социалистических БААСистских могикан, оставшегося осажденным в советской крепости лжи, на которую накатываются волны ближневосточной действительности - племенной, верной религии и традициям и угрожающей снести ему голову с плеч - буквально так. Ирония судьбы заключается также в том, что именно русские, сбросившие с себя позор "кровавого знамени", властвовавшего над ними 70 лет, - именно они продолжают поставлять кислород агонизирующему режиму; при этом пустые лозунги московского производства времен Ленина, Сталина, Хрущева и Брежнева раздаются из охрипших глоток последних советских арабоязычных политруков, держащихся за микрофоны в Дамаске.

Сирийцы, голодные и истекающие кровью, но мечатающие о свободе и человеческих правах, - это новые революционеры, пытающиеся сбросить старых революционеров, захвативших арабский мир в 20-м веке с помощью чужих идеологий, но не сумевших прижиться и укорениться на местности и в сердцах публики. 21-й век - это время горькой правды, главенствующей в регионе, в котором мы живем: тут правит племя, этническая группа (см.пример курдов), религиозная ("братья-мусульмане"), религиозная община (сунниты, шииты). Любой чужой "изм" - от социализма до либерализма - будет отвергнут населением региона как чуждое тело, которое пытаются имплантировать в живой организм - организм, отталкивающий это чужое тело даже ценой частичной утраты своего функционирования и даже смерти.

Сирия отвергает сегодня Асада, язычника и "социалиста", который даже не знает, как произносят по буквам слово социализм, - как традиционный исламский регион отвергает еретиков и импортеров пустых идеологий.

Импортная идеология умерла - есть исконная верность племени, этносу, религии, общине.

("Макор ришон")


Перевел Моше Борухович
МАОФ

См.также
Племя скажет свое слово

Тайна Асада