В понедельник в 21.00 неожиданно была нарушена тишина в Бейруте. Две автомашины, в которых находились пятеро в масках, подъехали к зданию ливанской телесети аль-Джадид. Сидевшие в первом автомобиле начали стрелять в воздух, чтобы заставить охранников отступить. Второй автомобиль прорвал ограждение и из нее выскочили боевики. Они бросили покрышки перед зданием, облили их бензином и подожгли все.
История поджега здания ТВ начинается, в сущности, в игрушечных магазинах Бейрута. К игрушечной автоматической винтовке типа М-16, продаваемой в шиитских районах в Ливане, прилагается брошюра-инструкция для детей, в которую включена заповедь убить Айшу - ненавистную шиитам жену Мухаммада. Такая винтовка попалась суннитскому имаму Ахмеду аль-Асиру, который решил "перебить горшки". Размахивая этой игрушечной винтовкой, он кричал своим прихожанам: "Шииты призывают убить г-жу Айшу (прим.перев. - она жила и умерла в 7-ом веке), жену Мухаммада. Такие ружья дарят детям", - воспламенял он толпу и бросил игрушку на пол. Шейх не ограничился этим и осмелился обратиться к генсеку шиитской Хизбаллы Хасану Насралле и председателю ливанского парламента Набие Берри (представитель шиитской организации Амаль) лично: "Эти ружья продаются детям. Если вы не займетесь этим вопросом немедленно, я обещаю вам, что пока я жив, вы не будете спать спокойно ночью". И добавил: "Мирным путем, разумеется". Реакция, как сказано, была быстрой. Шиитская организация потребовала от телесети извиниться за трансляцию выступления суннитского шейха, параллельно "закрыв счет" с телеканалом путем предупредительных выстрелов в воздух и "поджега кабачка".
Нет сомнений, что исторический успех движения "братьев-мусульман" в Египте разбудил суннитов во всем арабском мире, даже в тех странах, в которых они не осмеливались поднять голову. В Ливане, фактически полностью управляемом шиитской организацией Хизбалла, имам аль-Асир позволил себе публично осудить Хизбаллу и ее генсека Хасана Насраллы. "Хватит нам бояться, хватит скрывать суннитский ислам в Ливане. Достаточно времени ослабляли нас и попирали наши права", - сказал имам.
Следующей фразой аль-Асир ударил поддых Хизбаллы. "Кто убил бывшего премьер-министра Рафика аль-Харири?" - риторически спросил он. Напомним, что полтора года назад ген.прокурор Международного уголовного суда в Гааге решил подать обвинительное заключение против членов Хизбаллы по делу убийства Харири. Он постановил, что эта организация стоит за взрывом в гостинице Сент-Джордж в Бейруте в 2005г, во время которого был убит премьер-министр Харири и министр финансов Ливана Басиль Фулейхан. Хасан Насралла перешел тогда в контрнаступление и в речи, продолжавшейся несколько часов, обвинил в этом Израиль. (прим.перев. - уже даже не смешно) Ливанские политики, включая таких противников Хизбаллы, как сын убитого Харири, просчитали карту сил и поняли, что нет шансов выполнить постановление Гаагского суда и арестовать верхушку Хизбаллы. Волнения в Сирии и революции в арабском мире действовали в этом вопросе в пользу Насраллы - они оттеснили из заголовков историю убийства Насраллы, считавшуюся пороховой бочкой. Но прекращение огня, как выяснилось, было временным.
Суннитский имам аль-Асир, символизирующий изменения в балансе сил между шиитским и суннитским исламом, преуспел одной фразой перевернуть ситуацию и сделать бледными и искусственными все утверждения Насраллы о невиновности его организации в убийстве Харири.
Суннитский имам продолжил атаковать: "Кто привел к резне ливанских граждан в Бейруте в 2008г?" Он подразумевал нападение вооруженных боевиков Хизбаллы на суннитские кварталы в Бейруте после того, как тогдашнее прозападное ливанское правительство попыталось расформировать телесеть Хизбаллы. В беспорядках погибли более 80 человек.
Турция против Ирана
Победа Мухаммада Мурси на президентских выборах в Египте стало новым рекордом в деятельности движения "братьев-мусульман". Это направление суннитского движения, унижавшееся и угнетавшееся в прошлом арабскими лидерами в Ливии, Египте, Тунисе и других арабских странах, достигло настоящего подъема. Кончилось время, когда представители движения должны были склонять голову перед диктаторами, с одной стороны, и шиитскими движениями, с другой.
Восход суннитов естественным образом происходит параллельно с закатом шиитского течения. Иран, основная база шиитов, оттолкнут в угол вследствие западных санкций и занят, в основном, защитой себя и своих сателлитов в Сирии и Ливане.
В Сирии Асад все больше теряет власть, а "братья-мусульмане" в его стране терпеливо ожидают шанса повторить успех в Египте.
Ослабление власти в Сирии влияет на ситуацию в Ливане, и в организации Хизбалла, которая все еще правит железной рукой в "стране кедров", начинают чувствовать подземные течения, раскачивающие кресло Хасана Насраллы.
"Братья-мусульмане в Сирии, относящиеся к оппозиции, все активнее действуют против режима Башара Асада", - говорит комментатор по Ближнему Востоку Саид аль-Хатиб. - "Резня, устроенная Асадом-старшим в 80-е годы, запечатлелась в суннитском сознании в Сирии. Они с характерным терпением ждут дня, когда смогут отомстить за кровь своих собратьев. Сейчас они действуют в полсилы в сотрудничестве с оппозицией, сформировавшейся против Асада, но так не будет продолжаться долго".
(прим.перев. - напоминает сразу два анекдота:
Араб говорит об арабе: "40 лет в земле лежит - еще верить нельзя".
Другой араб, отомстивший через 40 лет, огорчался: "Поспешил")
аль-Хатиб подчеркивает, что хоть семья Асада принадлежит к алавитской общине, сунниты в Сирии понимают, что режиму покровительствует шиитский Иран. "Они видят перед своими глазами одну цель - свергнуть деспотический режим, властвующий над Сирией уже второе поколение. Мы видим очень пестрые и интересные объединения оппозиции".
В последних развитиях в отношениях между Турцией и Сирией Хатиб видит часть борьбы между Турцией и Ираном: "В начале войны в Сирии Турция ограничилась только разговорами. Затем турки начали предоставлять укрытие беженцам, потом и дезертировавшим высокопоставленным офицерам. Сейчас мы являемся свидетелями настоящего обострения отношений и передвижений турецкой армии у границы с Сирией. Но глядя на Сирию и Турцию, мы должны видеть Иран и Турцию. Иранцы видят в Турции настоящую угрозу. Они абсолютно не заинтересованы, чтобы Турция превратилась в ключевого игрока в регионе, особенно когда при этом они должны все время отмахиваться от надоедливых мух, называемых Европа и США, и одновременно пытаются заполучить ядерное оружие.
То, что происходит на северной сирийской границе, в определенном смысле верно и по отношению к происходящему у южной границы. Летчик самолета Миг-21, дезертировавший со своим самолетом в Иорданию, обозначил еще одну прорванную границу с точки зрения региональных отношений. Колонны сирийских беженцев из южносирийского города Деръа почти спокойно прошли в иорданский город Рамта, но в случае дезертировавшего полковника иорданцы официально предоставили ему политическое убежище и не упустили возможность унизить Башара Асада.
По словам Хатиба, усиление Турции напрямую связано с усилением "братьев-мусульман". "Партия свободы и справедливости Эрдогана одевает маску и не определяет себя официально чадтью движения "братьев-мусульман", но в сущности, глядя на исламскую идеологию, которую проводит Эрдоган, можно безусловно найти явные схожие черты. Этот факт объясняет, почему движение "братьев-мусульман" в Иордании и других арабских странах видят в Эрдогане спасителя суннитского течения и поддерживают его во многих областях, особенно в его жесткой и грубой политике против Израиля".
И в Иордании чувствуется деятельность "братьев-мусульман". Они вынудили иорданского короля Абдаллу распустить правительство Самира аль-Рифаи, осторожно тянут за нитки, чтобы не вызвать чрезмерного гнева короля, а тот, со своей стороны, смотрит на волну революций в регионе и пытается удовлетворить оппозицию, чтобы сохранить устойчивость власти.
("Макор ришон" 29.06.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ