Режим Асада еще как-то держится, но, видно, вскоре падет. Существенный вопрос тут - не сама Сирия, а перевороты, творящиеся в наши дни на Ближнем Востоке вообще и в нефтедобывающих странах, в частности. И Сирия - хороший пример для понимания процесса.
Государства Ближнего Востока являются плодом европейского колониализма - британского и французского. Надуманные линии границ, которые мы еще видим на карте, начертал, видно, младший офицер разведки британской армии во время Первой мировой войны. До тех пор на Ближнем Востоке не было ни государств, ни народов в европейском понимании этих слов. В период правления Османской империи и до того Ближний Восток, за исключением Египта, был единым пространством, неопределенным с политической, государственной или национальной точки зрения.
Европейские колониалисты - из своих соображений - начертали границы, создали государственные образования и посадили в них правителей - без какой-либо связи с арабской реальностью. Весь регион был населен племенами, религиозными и этническими группами, хамулами (кланами).
Освобождение региона от европейского колониализма началось после Второй мировой войны, но это было только политическое освобождение. Границы, проведенные европейцами, остались. И что более важно - осталась и европейская национальная идеология, в соответствии с которой жизнь проходит организуется и проходит в национальных рамках, определяемых соответствующими государствами. Так мы получили надуманные термины, вроде "ливанского народа", или "иорданского", или "сирийского", а заодно и "палестинского". Сирийский народ" - хороший пример. Население Сирии - не нация, ее жители - не единый народ и, соответственно, Асад не "режет своих соплеменников". Жители Сирии - это собрание этнических, религиозных и племенных групп, у них нет ничего общего за исключением мировоззрения "сильный побеждает". И разумеется, у них нет национальной идентификации в европейском понимании.
Лишь сейчас, во время того, что называется "арабской весной", Ближний Восток по настоящему освобождается от европейского колониализма и возвращается к своей идентификации (и есть ирония в том, что термин "весна народов", означавший в Европе исторический процесс национального освобождения, служит сегодня для описания обратного по своей сути процесса, проходящего на Ближнем Востоке).
Вследствие слабости Запада - не только политической, а в основном идеологической и культурной - и Европа, и США позволяют населению Ближнего Востока (ни в коем случае не "народан Ближнего Востока" и даже не "гражданам Ближнего Востока") вернуться к первобытной жизни. Смысл процесса - возвращение к исконным арабским культурным, религиозным и политическим мировоззрениям.
Границы Обетованной Земли
С религиозной и культурной точли зрения смысл процесса ясен - возвращение ислама. Более интересно политическое будущее (вновь подчеркнем - уже не государственное) региона. У разнообразного этнического собрания, живущего на Ближнем Востоке, нет общего знаменателя. Кроме Египта, Турции и Ирана, находящихся по сторонам региона, вся остальная территория: Сирия, Ливан, Иордания, Ирак - это открытое пространство во всех пониманиях. Там никогда не было исконных государств. Они всегда управлялись внешними силами. и ислам, источник которого на Аравийском полуострове, а не в этом регионе, - своего рода захватчик-оккупант в регионе, а не самоорганизованная власть.
С освобождением региона от европейского мировоззрения - и особенно от мировоззрения "государства" - регион хоть и возвращается к себе, но теряет политическое государтсвенное образование, доказавшее свою эффективность здесь. Тут больше не будет упомянутых прежних государств. Будет множество внутренних факторов, которые будут пытаться установить свою власть по принципу "сильный побеждает", что гарантирует войны всех со всеми на годы. И соседние государства - Турция и Иран - попытаются установить свою власть в регионе, что гарантирует постоянную вражду между ними и взаимную нейтрализацию на протяжении длительного времени. Что касается Египта, то трудно оценить его судьбу - развал или сохранение единого государства, которое присоединится к Ирану и Турции в борьбе за власть в регионе или, по крайней мере, за гегемонию.
В ближайшей перспективе, видно, ожидается распространение "арабской весны" на Иорданию. Трудно предположить, что иорданский король Абдалла избежит судьбы других арабских правителей. Развал Иордании повлияет, разумеется, на арабских жителей Иудеи, Самарии и Газы (уже не "палестинский народ", разумеется, и даже не просто "палестинцы"). Смысл этого двойного распада - Иордании, и ПА - что эта территория заполнится множеством интересов и групп - племенных, религиозных, террористических и т.д. - которые, с одной стороны, будут представлять угрозу безопасности Израиля, а с другой стороны, не смогут выставить одного компетентного представителя, с которым можно будеы говорить. Этот развал не только окончательно ликвидирует иллюзии мира по теориям Переса, но и обяжет Израиль углубить свою власть, по крайней мере, в Иудее и Самарии, в гораздо большей степени, чем сейчас, и гораздо дальше своего осознанного желания. Вопрос распространения суверенитета на Иудею и Самарию уже не будет идеологическим вопросом, а необходимостью, вытекающей из геополитической реальности.
В этом контексте невозможно удержаться и не порассуждать о поразительном факте, что регион, о котором идет речь, - Сирия, Иордания, Ливань Ирак - в значительной степени совпадает с Библейскими границами Земли Обетованной. Хоть это уже будет делом будущих поколений, но занимает мысли уже сейчас.
("Макор ришон" 3.08.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ