Нападки, убийства, ограбления и мародерство со стороны мусульманского большинства - таково уже полтора года положение арабов-христиан в Сирии. Царящая там анархия позволяет мусульманам врываться в церкви, магазины, принадлежащие христианам, и в их дома, чтобы грабить и убивать. Не известно, сколько точно христиан бежало из Сирии, но по оценкам от 10 до 20 % арабов-христиан бежали оттуда в последние полтора года.
Ситуация христиан в Сирии связана с их сотрудничеством с режимом Асада, который обеспечивал безопасмость им и прочим несуннитским меньшинствам. Но это не единственная причина нападок на них. Начиная со взрыва "арабской весны", крепнущий ислам и усиливающийся трайбализм наводят сильный страх на христиан на Ближнем Востоке. Христиане, со своей стороны, делают единственный возможный вывод и массово бегут из региона. Недавно папа римский упомянул эту проблему и выразил большую озабоченность.
Так, например, в Египте в последние годы было множество терактов против коптов, обычно на выходе из церкви; многие были убиты и ранены. Особенно памятна заминированная машина, взорвавшаяся возле церкви в Александрии в ночь на 1 января 2011г., приведшая к смерти 40 человек и ранению двухсот. Египтяне, перешедшие из ислама в христианство, воспринимались христианами как герои, но нарушили тем исламский закон, позволяющий переход из христианства в ислам, но не наоборот. Не проходит дня, чтобы не было какого-либо насилия против коптов в Египте. Вследствие этого, копты в больших количествах эмигрируют из Египта, по различным оценкам, от четверти до трети их уехали из Египта.
И в палестинской автономии христиане страдают от дискриминации: христианская библиотека в Газе сожжена, на христианскую молодежь оказывается давление перейти в ислам; в 90-е годы мусульмане захватили дома в христианском поселке Джала к югу Иерусалима, чтобы обстреливать Гило. Все жители Джалы убежали в Южную Америку. Во время операции ЦАХАЛя по очистке Джалы от исламских террористов те захватили церковь рождества в находящемся неподалеку Бейт-Лехеме (Вифлееме). Террористы превратили церковь в свое убежище, попутно осквернив ее.
По разным оценкам, если брать всю палестинскую автономию, то оттуда эмигрировала четверть живших там христиан.
В Ираке после 2003г. было несколько крупных терактов в церквях в часы, когда там было много прихожан, другие церкви были разграблены, христианки вынуждены на улице одеваться как мусульманки, дома христиан были ограблены, магазины разбиты. Сейчас в Ираке остается половина христиан, живших там в 2003г.
В Судане самая продолжительная в мире гражданская война между мусульманским Севером и христианско-идолопоклонническим Югом привела к 2 миллионам жертв на протяжении 50 лет.
В Тунисе салафисты (мусульманское течение) зарезали перед телекамерами перешедшего в христианство.
Вся история Ливана на протяжении 80 лет - это попытка создать государство для христиан-маронитов, а затем попытка этих христиан уцелеть в стране, где власть Хизбаллы усиливается. Марониты пытаются удержться за ливанские горы, несмотря на соблаж эмигрировать в другие страны, где жизнь более тихая и комфортабельная. Вследствие непрекращающейся войны за существование от четверти до трети христиан эмигрировали из Ливана.
Уже во время Первой мировой войны вырезали турки-мусульмане более миллиона армян-христиан из-за подозрения в сотрудничестве с европейскими христианскими державами. Народы мира пожалели турок, проигнорировав религиозный аспект резни, ведь если бы резня армям вошла в историю как "резня христиан", как это было на деле, то современная Турция до сегодняшнего дня носила бы на своем лбу проблемную каинову печать.
Кстати, единственное государство на Ближнем Востоке, где количество христиан не сокращается, - это Израиль.
Еврейский министр финансов
На протяжении сотен лет жили на Ближнем Востоке по соседству представители различных религий, проявляя взаимную веротерпимость. Мусульмане, христиане, евреи, друзы, алавиты, зороастрийцы и другие отодвигали в сторону различия и публично вели себя терпимо друг к другу. Арабы-христиане были связаны с европейской культурой и при этом они были провозвестниками современниками арабского национализма в конце 19-го века (прим.перев. - опасаясь арабов-мусульман, арабы-христиане были среди "бежавших впереди паровоза" арабского национализма; сейчас они кушают это по полной программе от мусульман), их процент был высоким и в распространении современных идеологий в регионе, в первую очередь социализма (как партии БААС в Ираке и Сирии) и либерализма.
Идеологической целью современных европейских идеологий было предоставить населению Ближнего Востока замену традиционной религиозной, этнической, племенной и общинной идентификации, и так создать новую базу сознания, на которой можно построить новое современное общество, в котором представители всех религий равны между собой, построить современное гражданское государство, у всех жителей которого равные права и обязанности.
Проблема всех этих идеологий, импортированных с Запада, в том, что они противоречат духу ислама, полагающего, что "ислам выше всех" и что остальные могут жить "под его крыльями", обладая меньшими правами. (см. "Зимми") В "революционных" государствах (Сирия, Ирак, Египет, Южный Йемен, Ливия) пытались создать равенство в законе между мусульманами и христианами, чем разозлили мусульманских фанатиков. Но те сидели до времени тихо, чтобы не дать повода автократическому государству ударить по ним.
По природе вещей, импортируемые идеологии привлекали религиозные меньшинства, потому что давали им войти наравне с мусульманами в различные сферы общества, управленческого аппарата, культуры, образования и бизнеса. Христиане заняли должности министров, мэров, послов, а также офицерские должности. Первый министр финансов современного Ирака был еврей. В Сирии алавиты управляют страной с 1966г., друзы занимают высокопоставленные должности. На протяжении второй половины 20-го века казалось, что национальное сознание навсегда стерло традиционные различия.
Но параллельно на протяжении последних 20 лет современное арабское государство теряет свою мощь, а общество усиливается, при этом различные секторы общества и их традиционные руководители получают все больше внимания. Два основных фактора привели к этому: 1) общественный диалог о правах человека проник в сознание общества; 2) СМИ, в основном спутниковые телеканалы, сфокусировались на отдельном человеке, его бедах, желаниях и устремлениях. Общественное внимание перешло от возвышенной идеологии к горькой действительности, от диктаторского государства к обществу, требующему прав. Идеологии равенства упали со своих высот после того, как обществу стало ясно, что они не более, чем пустые лозунги, предназначенные оправдывать существование диктатур, которые потерпели провал в обеспечении нормальных условий жизни, устойчивой экономики, личной безопасности, рабочих мест, образования, благосостояния и здравоохранения для большинства населения.
Поражения арабских стран в войнах против Израиля, особенно в Шестидневной войне 1967года, способствовали общему чувству разочарования от арабского национализма и основных задач, которые этот национализм поставил перед собой: уничтожить "сионистское образование" и прийти к арабскому единству. С закатом современных идеологий, импортированных с Запада, вновь поднялись исконные традиционные ближневосточные идеологии: трайбализм и ислам, а с ними патриархальные сепаратистские мировоззрения, основанные на образах и стереотипах и на исламском шариате. Они искали виновного в положении на Ближнем Востоке, и склонность видеть в другом/ином виноватого немедленно посадила христиан на скамью подсудимых.
(прим.перев. - трудно арабским странам без евреев)
Христианский Запад воспринимается традиционным исламом как ответственный за все беды региона. Создание государства Израиль и помощь ему оружием воспринимались как "западный проект" - а значит как христианский умысел. В последние 20 лет посредством спутниковых каналов и интернета усилилось проникновение идей, дозволяющих выход за рамки общепринятого, и эти идеи бросают непростой вызов исламской системе и семейным нормам, принятым в регионе. Традиционные исламские круги считают управляемый христианами Запад ответственным за моральный упадок мусульманского общества. Война, которую вел Запад против Ирака в 1991г., а также война Запада против аль-Каеды в Афганистане с конца 2001г. ("крестовый поход", как назвал его президент США Джордж Буш) и вторжение в Ирак в марте 2003г. усилили в регионе гнев против христианского Запада. Традиционная поддержка христианского Запада жирными миллиардерами из богатых нефтью стран Персидского залива вызывает зависть и фанатизм бедных арабских масс - безработных, безграмотных и бедных, и этот фанатизм переходит в гнев против местных христиан.
Дополнительная причина ненависти к христианам - это большое различие между странами Запада, в основном христианскими, и мусульманскими странами: Запад процветает, богатый, развитой, демократичный, уважает права человека, права женщин, а ближневосточные мусульманские общества отсталые, бедные, окаменевшие, диктаторские, склонные к насилию. Эти различия вызывают зависть и та порождает ненависть. И эта ненависть направляется против местного "запада", т.е. христианства. Вообще можно сказать, что чем больше бед и проблем в определенном месте на Ближнем Востоке, тем больше бед и проблем мусульманское окружение создает христианам.
("Макор ришон" 3.08.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ