Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Что посоветовать еврейскому парню, нееврейская подружка которого забеременела от него? О галахической, юридической, социальной и моральной дилемме в отношениях между евреями и нееврейским окружением за границей

В эти дни публикуются результаты исследования положения евреев США, которые можно подытожить одним предложением: "Меньше евреев, меньше иудаизма, больше ассимиляции и смешанных браков". Не входя в причины, приводящие к смешанным бракам, надо помнить, что взаимоотношения между евреями и неевреями являются интегральной частью еврейского существования в диаспоре. Во всех поколениях вставал вопрос границ этих взаимоотношений.

Минутная ошибка

Ниже правдивая история, часто случающаяся в еврейских общинах в диаспоре и отражающая определенную сторону жизни евреев в нееврейском окружении.

Несколько лет назад, когда я был главным раввином еврейской общины Уругвая, обратился ко мне молодой парень. Его звали Альберто, 22-летний парень, закончивший еврейскую школу, участвовавший в сионистском молодежном движении, выросший в нерелигиозной еврейской семье, но с глубокими национальными корнями и идентификацией.

Вид Альберто не предвещал хороших вестей и после небольшого вступления он рассказал о заботившей его проблеме. Он изучал инженерное дело в университете и познакомился там с нееврейской девушкой. По его словам, он начал встречаться с ней "несерьезно", не из немерения женитьбы и создания общего дома, а чтобы "развлечься", как многие молодые. Но в итоге девушка забеременела, и сейчас он спрашивает, как он должен поступить.

Признаюсь: в первый раз, когда я столкнулся с человеческой и галахической проблемой подобного рода, я не знал что ответить. К сожалению, потом я сталкивался с такими ситуациями десятки раз.

Альберто пришел ко мне сразу после того, как ему стало известно, что его подружка беременна. Он не хотел рассказывать об этом родителям, а пришел именно к раввину. В странах диаспоры у должности раввина есть мантия психолога и социолога и он воспринимается как умеющий моментально решить любую проблему. В такой ситуации первое - это выслушать, дать сидящему передо мной человеку чувство, что кому-то небезразличны его проблемы, но не скрывая в данном случае, что, по моему мнению, он совершил большую глупость.

После нескольких дополнительных вопросов мне прояснилась полная картина. Альберто познакомился с той девушкой 3 месяца назад и не был влюблен в нее. Он всегда видел себя женящимся только на еврейской девушке. С другой стороны, он был взволнован тем, что станет отцом и был готов сделать все, что потребуется для сохранения этого статуса. Со стороны девушки (которая была католичкой) вообще не вставал вопрос аборта. Я попросил Альберто дать мне обдумать и вернуться завтра для продолжения беседы и совместного размышления.

Я понял, что нахожусь перед галахической дилеммой. Тут важно различать между галахическим вопросом и галахической дилеммой. Галахический вопрос касасется мнения Галахи по определенному вопросу. При галахической дилемме есть дополнительные элементы, которые надо учитывать. Не только указания Галахи, но и моральные, психологические, общественные и другие соображения (я сознаю, что внешние соображения также являются частью Галахи, но в этом случае я делаю несколько искусственное разделение между галахическим вопросом и морально-галахической дилеммой, чтобы понять специфичность вопроса).

Я понял, что должен принять ответственность: с одной стороны, ответственность за ребенка, а с другой стороны, за еврейскую жизнь парня и его будущее как отца еврейской семьи. В этом вопросе смешиваются галахические, социальные и юридические элементы: каков статус ребенка, каково отношение отца к ребенку от нееврейки? Позволяет ли Галаха аборт, если речь идет о ребенке от нееврейки? Подумать ли о гиюре, хоть в данном случае есть явный интерес (выйти замуж за еврея, от которого она беременна), а гиюр не должен преследовать никакой интерес.

С общественной точки зрения - как отреагирует община на постановление раввина? Решение разделить парня и девушку, несмотря на рождение ребенка, может быть воспринята частью общины как "абсолютно неморальное", а решение предложить парню жениться на ней вызовет критику: раввин поощряет ассимиляцию.

Каковы юридические аспекты, если он не женится на ней? Обязывает ли его закон признать отцовство? Должен ли он дать ребенку свою фамилию? Должен ли он платить алименты по закому страны?

Статус ребенка

Этот вопрос рассматривается в Галахе и, в сущности, мудрецы не усматривали отношений отцовства еврейского отца к ребенку от нееврейской женщины. Т.е. ребенок - его биологический сын, но не будет продолжать традицию. Можно было бы просто сказать Альберто, что будущий ребенок не считается его ребенком, но я опасался, что парень не поймет идею, стоящую за этим галахическим принципом.

Одной из опций был аборт. Галаха разрешает аборты в случае опасности для жизни матери. Но девушка - католичка и аборт для нее неприемлем.

Дополнительный вопрос - алименты. Что говорит Галаха об алиментах в таком случае, ведь тут ребенок не определен как ребенок отца (хоть он и биологический отец), а только как матери. По этому вопросу есть спор между раввином Узиэлем и раввином Герцогом. Узиэль считает, что он обязан платить алименты ребенку от нееврейской матери, уж, по крайней мере, как милостыню. Герцог считает, что суду по Торе запрещено требовать выплаты алиментов, чтобы народ не подумал, что Тора разрешает смешанные браки.

Видно, раввин Узиэль полагает, что отец должен заботиться о ребенке, хоть он и не будет признан его ребенком по Глахе, но это биологический ребенок и окружающие народы скажут, что отец не заботится о ребенке. Раввин Герцог больше озабочен будущим еврейского народа и опасается проблем, которые могут возникнуть (ассимиляция) именно вследствие денежной поддержки со стороны отца.

Осознанная разлука

Назавтра Альберто прибыл выслушать мое предложение. Я чувствовал, что любое мое предложение будет приемлемо для него: от гиюра девушки и женитьбы на ней и до непризнания ребенка. Я опасался, что если предложу промежуточное решение, это приведет к запутыванию. Я знал, что по Галахе ребенок не будет считаться его ребенком и что по мнению части мудрецов он должен материально поддерживать ребенка, и, наверняка, по законам страны и соображениям морали должен выплачивать алименты на него. Я также знал, что нет никакой возможности предложить аборт католичке. Я попытался соединить все соображения, и когда Альберто вошел, я сказал ему:

"Альберто, я рад, что ты желаешь создать еврейскую семью, чтобы у тебя были еврейские дети, которых ты воспитаешь в духе Традиции. Этот же будущий ребенок - твой биологический сын, но он не будет евреем, как ты, ни по его идентификации, ни по религии. Я предлагаю тебе выполнить моральный долг по отношению к этому ребенку, но не поддерживать с ним эмоциональных связей и не жениться на девушке. Эмоциональная связь с ребенком может привести к продолжению эмоциональной и физической связи с матерью ребенка и в этом есть опасность для будущего твоей еврейской семьи".

Семья Альберто была состоятельная и поэтому я предложил ему выплатить алименты одним платежом. Не помесячно, чтобы каждый раз вспоминать о матери ребенка, а сразу за 18 лет. И в этом решении была определенная дилемма, но я знал, что определяющей линией должна быть забота о еврейском будущем Альберто.

Я не был уверен, что принял правильное решение - до того, как через несколько лет встретил Альберто: он был женат на еврейке, его дети ходили в еврейский детский сад и учились в еврейской школе. К сожалению, не все подобные случаи заканчивались так.

("Макор ришон" 18.10.13)


Перевел Яков Халфин
МАОФ