Maof

Sunday
May 12th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Евреи США едут в Израиль, чтобы протестовать против перегородки на площадке у Котеля. Почему они молчат, когда их администрация давит на Израиль, чтобы он отказался от Котеля (Стены плача)?

Многие американские евреи в шабат проводят немало времени в синагогах, выражая благодарность Всевышнему за то, что многие тысячелетия назад он пообещал праотцу Аврааму дать ему и его потомству навечно Землю Израиля. Но те же самые евреи, наследники упомянутого обещания Всевышнего, молчат, когда за пределами их домов молитв, будь то в шабаты и в будни, их администрация занимается нарушением этого обещания.

В ТАНАХе, который эти евреи читают в синагогах, упоминается Иерусалим, город царя Давида, не менее 669 раз под этим своим именем, и ещё 154 раза под именем Сион. Но эти Богобоязненные евреи предпочитают пожимать плечами при отказе их страны признать право Израиля на суверенитет в Иерусалиме. Когда глава правительства Израиля упорно твердит, что еврейский народ – законный наследник своей исторической столицы, цитируя отрывки из ТАНАХа касательно данного вопроса, те самые американские евреи его упрекают – как это он осмелился такое высказывать вслух!

Многие из этих евреев, посещающих синагоги, ездят в Израиль, чтобы протестовать против перегородки на площадке у Западной Стены, разделяющей молящихся мужчин и женщин. Но им не приходит в голову поехать в Вашингтон протестовать против давления, оказываемого их администрацией на Израиль, чтобы он отказался от Западной стены, или устроить демонстрацию протеста напротив Штаба ООН в Нью-Йорке против антиизраильской повестки дня этой организации. Их голоса не слышны, когда престижные американские университеты, где учатся их дети, проводят день за днём антиизраильские акции – по инициативе преподавателей и студентов антисемитов (часть из которых евреи).

Многие из этих американских евреев - потомки тех, кто несколько десятилетий назад преклонялись перед президентом Франклином Рузвельтом, который закрыл глаза на Катастрофу в Европе. Этот президент в т е мрачные годы не обнаружил ни капли симпатии к идее создания еврейского государства, но за считанные месяцы до смерти тайно встретился с королём Саудии, чтобы заключить союз между богатыми нефтью арабами, американской администрацией и международными нефтяными компаниями.

На следующей неделе в синагогах будут читать главу «Вайэра», где сказано «и приведу вас в Страну, о которой обещал, что дам её Аврааму, Ицхаку, Яакову; и дам вам её в наследие» (Шмот, 6:8). Иудея и Самария – это сердце Земли Израиля, как сказано, например, в главе «Масъэй» в книге «БаМидбар», где конкретно указываются границы Страны и где упоминается река Иордан – между Кинеретом и Мёртвым морем - в качестве восточной границы. В книгах Пророков упоминаются множество событий, произошедших в этих районах - среди прочего Давид был помазан на царство в Хевроне, где царствовал, а после чего царствовал в Иерусалиме.

В течение двухтысячелетнего галута евреи повторяли снова и снова обетование Всевышнего насчёт Страны. Вот поэтому глава правительства Израиля упорно твердит о праве евреев жить в Иудее и Самарии – точно так же, как есть у них право жить в Тель-Авиве. Также и Ицхак Рабин стоял на том, что Иерусалим никогда больше не будет разделён.

И вот прихожане синагог в США, знакомые с недельными главами и с их особенной исторической связью с Эрец Исраэль, предпочитают делать различие между еврейскими посёлками в Израиле. Какие-то из них удостаиваются названия «общины», другие же называются «поселениями». Обычный посёлок к западу от линии прекращения огня в 1949 году удостаивается названия «община», а другие приговариваются к названию «поселение», к категории таковых отнесли даже Город Давида в Иерусалиме.

Существенное замечание: в названии «поселение» как бы ощущается душок чего-то незаконного (на самом деле, на иврите это слово «итнахалут» означает «наследный надел», но ни на английском, ни на русском адекватного перевода пока что не нашли, поэтому перевели этим неуклюжим «поселение», которому и придали уничижительный оттенок, как чего-то незаконного – раздумья переводчика). Эти евреи предоставили неевреям, немалая часть коих враждебна к Израилю, решать, что считать Израилем, а что не считать Израилем. Речи не идёт об установленной принятым порядком в международных отношениях границе – это вопрос легитимации. Когда заходит речь об Израиле, вопрос легитимации не знает границ. Как известно, в глазах арабов и многих их сторонников статус Тель-Авива, Иерусалима и Хеврона один и тот же: евреи - колонизаторы во всех этих местах, всё это «поселения».

Американские евреи, о которых мы ведём тут речь - прихожане синагог - всё это смышлёные и понимающие люди. Так почему же они предпочитают отрицать то, что говорится в ТАНАХе, то, что они там читают? Может, это потому, что где-то в глубине души они всё ещё «скрипачи на крыше»… В конце концов они – дети народа, у которого в течение многих поколений были реальные причины для пугливого поведения. Ментальность передалась по наследству, и трудно отряхнуться от нее.

Так получается, что когда американский президент решает продвигать «особые отношения» с Израилем и поддержать его права на определение собственной географии, американским молящимся евреям легче солидаризоваться в открытую с тем, о чём говорится в молитвах и Торе. Но как только американский президент предпочитает политику отдаления США от Израиля, всплывают скрытые страхи и побуждают многих евреев закрыть уши, а некоторых и соучаствовать в этом. Так возникает неприятное душевное раздвоение – связь еврея с Землёй Израиля в синагогах и в молитвах, и отрицание этой связи, как только синагога покидается, для ощущения собственного удобства.

(«Макор ришон» 20.12.13)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ