Угроза американского гос.секретаря закрыть оффисы ООП в Вашингтоне может вернуть палестинскую дипломатию на десятки лет назад. Даже если угроза не воплотится, декларация намерений американской администрации ясна и более произраильская, чем когда бы то ни было
Это, видно травма от Обамы, которая привела к тому, что это событие промелькнуло незамеченным. В конце прошлой недели объявил американский гос.секретарь Рекс Тиллерсон о своем решении закрыть оффисы ООП в Иерусалиме - оффисы, которым характерным лживым образом палестинцы придают статус посольства. Тиллерсон написал Хусаму Золмоту, возглавляющему делегацию ООП и называющему себя "послом", что Палестинская администрация не выдерживает требования американского закона, запрещающего ей действовать против Израиля в Международном суде в Гааге (ICC). Раз так, - прояснил гос.секретарь, - он не может продлить разрешение на существование оффиса. Вместе с тем, окончательное решение - согласно закону - примет через 3 месяца президент Трамп.
Чтобы понять мощь удара, полученного палестинцами, надо вернуться на 30 лет назад. Со времени создания в 1964г. и до тех лет ФАТХ и Арафат искали международную поддержку. Разумеется, арабы обнимали их. Европейцы подравнивались под их линию с 70-х годов и, как выяснилось позже, делали это, чтобы палестинцы не устраивали теракты на территории ЕС. Единственная, кто отказывалась предоставить легитимацию самому большому убийце евреев после Катастрофы, была Америка. Террор был неприемлем для страны с идейными ценностями и Америка отказывалась от каких-либо контактов с ООП. Помимо маленького информационного оффиса в Нью-Йорке и, разумеется, развед.связей, отношением США к ООП был бойкот.
Американская жесткость сделала свое дело и была одной из движущих причин, побудивших Арафата заявить в 1988г., что он отказывается от террора и признает Израиль. Президент Рейган, заканчивавший свою каденцию и, как выяснилось позднее, начавший страдать от деменции, попал в ловушку. "Мы верны обязательствам по отношению к Израилю и, в сущности, делаем это ради Израиля", - заявил Рейган 14 декабря 1988г. - "ООП выполнила наши требования, и поэтому я дал указание начать диалог с ней". Хоть затем диалог был заморожен, но признание уже было сделано. 5 лет спустя, когда Ицхак Рабин подписал ословские соглашения, администрация Клинтона повысила статус оффиса ООП в США до уровня официальной делегации. В 2010г. Обама поднял еще на одну ступеньку по дипломатической лестнице.
Что важнее с точки зрения палестинцев, Обама поставил их вопрос в центр дипломатической арены в извращенном мировоззрении, якобы палестинская проблема - корень нестабильности на Ближнем Востоке, и сердце проблемы - поселения. Для Аббаса с подельниками не было лучшего подарка. С попутным ветром Обамы и поддержкой Западной Европы палестинцы превратились в первой половине десятилетия в фактор, вокруг которого крутится весь мир. Денежная помощь, моральная поддержка, помощь со стороны государств и СМИ окружали их со всех сторон.
У этой международной поддержки были 2 рекорда: решение ассамблеи ООН признать Палестину государством, не являющимся членом ООН, в 2012г., и незабываемые аплодисменты резолюции 2334 в Совете Безопасности ООН - сердце наследия Обамы (прим.перев. - этот стервец наследил), пытавшегося диктовать Израилю и установить параметры любого будущего соглашения. 8 лет предыдущего президента запечатлели в израильском сознании палестинскую проблему как кровососущую пиявку, от которой невозможно избавиться, как единственное мерило нашего международного статуса. Мы настолько привыкли ко всему этому яду, что перестали верить, что может быть иначе.
Но может быть иначе. Менее года спустя той резолюции 2334 пришли Трамп и Тиллерсон и перевернули стол. Они вернули палестинский вопрос не только на 11 месяцев назад, но и откатили его в тоннеле времени в 90-е годы. То, что палестинцы и мир полагали само собой разумеющимся - вроде палестинское государство и полупосольство, которое будрт представлять их на американской земле - вдруг находятся под сомнением. Трамп толкнул их на дно бочки и, в сущности, он уже ставит под сомнение легитимность того, что называется "палестинская борьба". До такой степени велик поворот.
Палестинская сторона - не удивительно - в шоке. Тот же Золмот, которого израильские и американские СМИ рассматривали как телезвезду, замер. Саиб Арикат с пересаженными легкими со своей больничной койки записал видеоролик, напоминающий того, кто угрожал наказать автобус и пойти пешком. Он заявил, что "палестинцы разорвут связи с Америкой". Все это произошло через несколько дней после того, как Абу-Мазен был вызван на ковер к саудовскому наследному принцу Мохаммеду Бин Салману, который, согласно сообщениям, выставил ему похожее предупреждение. Короче, палестинцы в свободном падении.
Реализует ли Трамп угрозу и закроет оффисы ООП? Залман Шоваль, который в 90-е годы дважды был послом Израиля в Вашингтоне, помнит времена, когда "слова ООП и Арафат считались грубыми для произнесения". На его осторожном дипломатическом языке Шоваль разделяет мою оценку, что Трамп сейчас более склонен угрожать, чем воплощать угрозы. И все же, по его оценке, шаг Трампа дважды ударяет по палестинцам.
"Сама угроза бьет по цели палестинцев считаться "обычным государством" и проясняет, что это "государство" находится под сомнением", - говорит он. - "Во-вторых, гос.секретарь Рекс Тиллерсон отмерил, что возобновление разрешения на деятельность оффиса обусловлено сотрудничеством с американцами и возобновлением переговоров. Отсюда можно выучить, что американцы полагают, что палестинцы не сотруднижают, как следует, потому что обращаются в Гаагу, Интерпол и прочие органы. Видно, это вызывает неудовольство американской стороны и предупреждение с их стороны, что "если не будете сотрудничать - сами будете виноваты". Такое предупреждение никогда не делалось по отношению к Израилю".
Вместе с тем, бывший посол проясняет, что несмотря на удар, полученный палестинцами, и даже если их оффисы в американской столице будут закрыты, "невозможно стереть палестинское существование. Европейцы, например, не впечатлятся даже, если оффисы будут закрыты. С другой стороны, такая позиция США повлияет на Саудовскую Аравию, которая, похоже, хорошо координирована с американской администрацией, и поэтому может создаться ситуация, что экономическая поддержка саудовцами палестинцев уменьшится".
Бывший дипломат Йорам Эттингер, который сейчас вернулся из месячной поездки в США, говорит, что угроза закрыть оффисы "отражает драматически изменившуюся атмосферу после выборов и не только в коридорах администрации, но и на Капитолийском холме. Ведь этот шаг основывается на законе, принятом Конгрессом, законе, не только требующрм закрытия оффисов ООП, но и лишает ПА денежной помощи до тех пор, пока они обращаются в международные органы (прим.перев. - даже согласно ословским соглашениям противоречия с Израилем ПА должна решать на переговорах с Израилем), выплачивают зарплаты террористам и нарушают другие соглашения. В конечном итоге они останутся с несколькими десятками миллионов долларов на поддержку больниц и не более того", - говорит Эттингер, проведший серию встреч с представителями американской администрации и членами Конгресса. Другими словами, можно начать освобождаться от посттравмы.
Экзамен молчания
И в другой части мира администрация Трампа помогает еврейскому государству и задвигает палестинцев и их пособников в угол. В ближайшие недели иорданский принц Зиад Риад аль-Манцур должен был опубликовать "черный список" 150 израильских и международных компаний, действующих за "зеленой линией". Принц возглавляет организацию, называемую Совет ООН по правам человека. Публикация списка предназначалась запугать эти фирмы, чтобы они прекратили свою деятельность в Иудее и Самарии. "Ведь, как все понимают, сокращение экономической деятельности в Иудее и Самарии уменьшит доходы палестинских семей и улучшит их положение под ужасной оккупацией".
Несмотря на то, что в течение месяцев на него было задействовано давление воздержаться от публикации списка, аль-Манцур был решительно настроен сделать это. В последнее время он "слез с дерева". И не по своей доброй воле, а вследствие угроз, переданных ему администрацией Трампа. О характере угроз и о шагах, предпринятых для остановки публикации списка почему-то не распространяются.
Общий подход - отрицать любое выражение, касающееся списка и его последствий. Тишина облегчит иорданцам поджать хвост и отступить, - говорят компетентные израильские источники. Шум подбросит его обратно на дерево. "Тебе молчание - слава", - говорится в Псалмах. В соответствии с этим министерство стратегического планирования и МИД обратились в последние недели ко всем израильским фирмам, получившим посьмо от Совета по правам человека, и попросили хранить молчание и не реагировать. "Тихо убьем эту инициативу", - полагают они.
Обоснованна ли эта оценка? Разумеется, да. Есть гарантия? Нет. Не раз в последние годы - как в случае Интерпола, так и ЮНЕСКО - в МИДе верили, что тихо победят антиизраильские шаги на арене ООН. В ряде случаев это оправдалось, в других - нет.
Одно можно сказать наверняка: "черный список" включает не только "компании, действующие в поселениях", как это представляют в СМИ. В него включены все компании, банки, больничные кассы и т.д., имеющие филиалы в Иерусалимских районах Гило, Рамот, Писгат-Зеэв и Хар-Хома - ведь и 50-летней давности расширение Иерусалима они не признают. Их бойкот распространяется на нас всех.
("Макор ришон" 24.11.2017)
Перевел Моше Борухович