Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(О некоторых новых веяниях в международной политике)

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
А. Пушкин

У меня загадка -
мой больной вопрос:
Кто, стреляя в пятку,
Бьёт кому-то в нос?
Народ (личная версия)


Буквально в последние недели произошли столь примечательные события в международных отношениях, что я почувствовал внутреннюю потребность отказаться от своей привычки не писать «на злобу дня». Действительно, ещё совсем недавно казалось, что Северная Корея, бросающая вызов США есть почти непременный атрибут современности. И придётся ещё долго жить со страной, вооружённой ядерными бомбами и дальнобойными баллистическими ракетами, возглавляемой притом безумным фанатиком.

Конечно, мало сомнений оставалось в ответе на вопрос – весьма отсталая Северная Корея сама создала устрашающее оружие или во многом ей его передали, и научили, как собирать и использовать. Да это и не столь важно. Ясно, однако, что Китаю, живущему в большой мере от международной торговли, «толстячок – бодрячок» с таким оружием в руках не нужен.

Обещания США послать к берегам Кореи эскадру кораблей казалось вытащенным из нафталина: что может эта эскадра в соревновании «ты ему эскадру, а он тебе – ядерную ракету в крупный город». Ситуация выглядела безнадёжной. Но удары Израиля по Сирии преподносили наглядный урок: «Если кто-то тебе говорит – нельзя, но тебе очень нужно и хочется, то можно!» Иначе говоря, думаю, что северо-корейскому руководителю стало ясно, что в случае острой схватки ему рассчитывать на чью-либо помощь нечего. Съездив на бронепоезде в Китай, он, думаю, убедился – в случае серьёзной потасовки, будет брошен на произвол судьбы, т.е. на съедение США, у которых за последнее время проявилась уснувшая было способность действовать зубами.

«Ученик», ощущая приближение эскадры (временами - в прямом смысле, временами - в переносном), проявил явную способность усваивать преподаваемый материал. Он как будто новыми глазами осмотрел мир, увидел, сколь хороша значительная его часть, и принял простое, как «Колумбово яйцо», решение. Он сделал выбор, который можно описать словами: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет». «К чёрту ракеты и ядерные заряды, к чёрту бронепоезд – хочу жить так, чтобы оценили мою современнейшую причёску, красивую жену, хочу одеваться как люди, а не в этот чёртов чёрный наряд, пугающий даже себя при взгляде в зеркало»,- засело, думаю, у него в голове. Он встретился со своим коллегой с Юга, от которого шёл буквально аромат того мира, который, думаю, «толстячку» нравился давно, но куда его не пускали. Разговор получился хороший и многообещающий.

Что ему могли дать прошлые «даватели» – ещё пару ракет, ещё несколько бомб? И этим он в одиночку защитится от страны с просто астрономическим военным бюджетом?! Да и зачем? Не проще ли попросить гарантий ненападения со стороны США (а тем зачем на эту чёртову Северную Корею нападать-то?), да официально признать конец войны в обмен на отказ от ракетно-ядерного оружия? Напрасно прошлый даватель говорил, что корейцы от ядерного оружия не откажутся никогда. Для проверки «толстячок» навестил Китай, впервые прилетев туда на самолёте, притом довольно открыто, обратив по пути внимание на то, насколько лучше птицеподобно летать, чем черепахоподобно ползти поездом.

Китай, видно, против корейских планов не возражал. А «толстячок» уже сам понял, что от страны, только что установившей себе пожизненного лидера, помощи не дождёшься. Ведь его отец и дед были пожизненными, и он видел, чем это кончается. Встретятся в Сингапуре – корейский диктатор и президент США, и, подозреваю, найдут общий язык. Северная Корея получит обещание традиционной американской помощи – деньгами, что ей необходимо, чтобы стать на ноги. Чем Северная Корея хуже Южной? Только политическим строем. Кто в это не верит, может сравнить, например, Финляндию и Карело-Финскую АССР.

Один очень уважаемый мною журналист написал – объединение двух Корей невозможно, ибо все с Севера просто сбегут на Юг, где лучше. Но ведь как сбежишь, ничего не умея? Да и зачем бежать, пока представляешь собой самую, наверное, дешёвую рабочую силу в мире с пусть вбитой, но крепкой трудовой и социальной дисциплиной. Если к этому добавить надёжные законы-гарантии, от инвесторов на годы не будет отбоя. Да и сама Северная Корея, насколько понимаю, вполне ёмкий и современной «бижутерией» не пересыщенный рынок. Есть где разгуляться на воле.

Я, признаюсь, давно ждал, что этим всё закончится – с момента смерти Ким Ир Сена. Но то ли его сынок своего блага не разумел, то ли Запад не использовал всю палитру убеждения, а именно «кнут и пряник», где важнейшим куском пряника является встреча с президентом США, но горбачёвизация Северной Кореи задержалась. Думаю, сейчас момент настал. Ещё кусок «оси зла» отламывается. Кстати, не только я ждал горбачёвизации. Как пишет Википедия о нынешнем руководителе Северной Кореи: «Сразу после того, как он стал руководителем КНДР, многие начали сравнивать его с М. Горбачёвым». И он кое-что успешно поменял в своей стране. Но, думаю, момент истины наступает именно сейчас.

В СМИ только и разговоров о том, что он может обмануть. Мол, Северная Корея надувала в прошлом не один раз, надует и на этот раз. Но зачем сейчас ей этот обман? Глядя на «толстячка» во время встречи с его южным коллегой, видел, как всё это ему, да и его сестре с женой, явно нравится, как легко он говорит о прекращении ядерных испытаний, да и намекает на возможный взаимный отказ от ядерного оружия, к чему южане всегда готовы. Ведь альтернатива, как «толстячок» имел шанс понять давно, это продолжение дурацкой линии деда и отца, и быть почти последним среди болтающихся в историческом тупике. А сейчас есть шанс войти в историю своей страны истинным преобразователем и реформатором всего в 35 лет, обрести мировую славу. Какая жизнь, какие перспективы открываются!

Кстати, случайно наткнулся на новую статью сотрудника Института Востоковедения РАН и доцента МГИМО А. Воронцова «Диктатор и провокатор: на каких условиях смогут помириться США и Северная Корея». Читая её, видишь, как трудно признать, что в очередной раз в руках у «давателя» оказалась битая дама вместо туза, да и проблема другими решается куда более широкая и сложная, чем просто «помириться» двум странам.

30-го апреля глава правительства сообщил, что Моссад сумел найти в Иране и доставить в Израиль полтонны документов – примерно 100000 листов. После перевода и анализа (процедур, требующих тщательности, а потому совсем не быстрых) выяснилось: документы полностью подтверждают прошлые утверждения Израиля о том, что, в нарушение своих обязательств, Иран развивал, и продолжает развивать, программу производства ядерного оружия. Успех израильской разведки производит сильнейшее впечатление. Обнародование документов, разоблачительное содержание которых по сути никем не поставлено под сомнение, есть важное событие во всей внешней политике Израиля, веское подтверждение серьёзности давно выдвигаемых им обвинений в адрес Ирана.

8-го мая вечером транслировалось выступление президента США, в котором тот сообщил о выходе из так называемого «ядерного соглашения» с Ираном и об ужесточении экономических санкций против него. Помню его давнишнюю чёткую формулировку отношения к этому соглашению: «Вы меняете или мы выходим» (”You change it or I quit it”). Она, кстати, возникла задолго до появления полутонны иранских документов.

Выступая 8-го мая, президент констатировал важные недостатки договора, и обвинил Иран в его нарушениях. Среди недостатков особенно бросается в глаза отсутствие ограничений на производство средств доставки ядерного оружия. Кстати, уже давно сообщалось об испытаниях Ираном ракет большого радиуса действия – 5000 км и более. Это показывает, что целями Ирана является вовсе не только Израиль. Примечательно, что в констатирующей части своего выступления президент фактически выразил доверие недавно опубликованным данным израильской разведки по этому вопросу, а некоторые его обороты речи почти совпадали с тем, что говорил израильский премьер на эту тему.

На первый взгляд, шаг президента США, резко усиливающий разногласия между США с одной стороны и Великобританией, Германией, Францией да и всем Евросоюзом с другой, идёт на пользу лишь их общим противникам. Это сразу проявилось в том, что лидеры этих стран, равно как и Россия и Китай, осудили решение США. Некоторые обвинили США в нарушении международных договорённостей. Я совсем не эксперт в международном праве, не специалист в технике международной юриспруденции. Однако уверен, что будь шаг США юридическим нарушением, об этом первыми и громче всех заговорили бы американские СМИ. Этого не произошло. Более того, все остальные участники договора, в первую очередь сам Иран, заявили о своей приверженности ему. Это означает, что Иран в ближайшее время поостережётся не только в открытую начать производить ядерное оружие, но и будет избегать резких телодвижений, которые можно было бы истолковать как идущие во вред Израилю.

Выход США из договора не вызвал такого шквала критики, как недавнее решение президента США о переносе их посольства из Тель-Авива в Иерусалим, намеченное на 14 мая. Можно попытаться связать это с тем, что американцы отдалённо не очень заинтересованы в восстановлении прерванных прошлыми санкциями экономических связей США – Иран. Следовательно, выход США из договора, равно как и усиление американских санкций, не очень существенны для Ирана, да и для всего мира. Думаю, однако, что это не так. Договору без США не жить. Вряд ли международные инвесторы будут охотно вкладывать деньги в страну, которая находится под санкциями США.

Стоит также иметь в виду, что, несмотря на многочисленные словесные угрозы доллару, ему альтернативы пока нет. Все международные финансовые потоки так или иначе касаются, а очень часто и идут через американскую банковскую систему. Санкции запретят американцам и контролируемым ими компаниям участвовать в этом движении финансов, прервут совместную работу, в которой столь заинтересован страдающий от экономических трудностей Иран. Наличие этих трудностей в полной мере проявилось этой осенью, и привело к массовым протестам во многих городах, где люди выступали как с экономическими требованиями, так и с требованиями де-клерикализации.

Многие говорят, что выход США из «ядерного соглашения» лишь сплотит народ вокруг аятолльской власти, отодвинув считающегося прозападным сегодняшнего президента Ирана на задний план. Однако такое сплочение не ликвидирует экономические проблемы, а, наоборот, усилит их. Именно поэтому уместно ждать поиска компромисса, пусть и не сразу по корейскому образцу, но в сходном направлении. Кстати, на тему договора я слушал выступления руководителя внешней политики ЕС. В нём было много утверждений, назывных предложений, призывов «вернись, я всё прощу!» Но не было в её словах уверенности в том, что, пусть и только по её мнению, в возникшем споре с США ЕС прав, и можно в данном деле обойтись без США.

Ведущие западноевропейские страны (а не ведущие – тем более) явно не склонны двигаться в сторону конфронтации с единственной сверхдержавой. Не случайно европейцы сразу предложили продолжить разработку дополнений к договору, которые бы лишали Иран баллистических ракет и обеспечили бы отсутствие ядерного оружия у Ирана не только до, но и после 2025 (до которого действуют ограничения существующего договора).

Однако пример Северной Кореи подсказывает, при определённой фантазии, и другую возможность действий Ирана: направление его в сторону истинной, притом фактически добровольной, ликвидации планов по созданию ядерного оружия в обмен на что-то Ирану крайне полезное и даже нужное. А стране с плохой экономикой много чего нужно и полезно. Оно более прозаично и дёшево, но куда важнее, чем строительство эфемерного Халифата и поддержка террористов по всему миру. Конечно, подобный подход потребовал бы пересмотра всего курса иранской внешней политики последнего примерно десятилетия. Но чего не сделаешь, когда альтернативой урезанию собственных амбиций власти становятся массовые анти-властные выступления.

Выстрел США, которым стало заявление президента о выходе из ядерного соглашения, попал, помимо Ирана, в его верного союзников, поставщика оборонной продукции. Одно дело посылать давно устаревший бомбардировщик к Аляске, а другое – не реагировать, видя как почти лучшее и почти новейшее оружие, передаваемое почти ближайшему другу превращается в кучу металлолома. Ведь «с этим что-то делать надо, надо что-то предпринять» И, подскрежетывая зубами, понимать, что «против лома нет приёма». Тут и остатки союзников могут разбежаться по сторонам.

Я понимаю, что проводить параллели между Ираном и Арменией едва ли уместно – разный размер стран, их сила, ресурсы, амбиции. Однако в лице Армении появился именно 8 мая совсем свежий пример того, как народная демонстрация меняет главу режима, оттесняет от власти его партию. И есть шанс, что ещё одна страна начнёт, не ровен час, рваться в прогнившую и протухшую Европу, с её мигрантами и педерастами, делая светоч морали всё более одиноким в этом мире порока. А аятоллам, у которых пока существует выбор, есть, что терять. Ведь вместо журавля в небе – уничтожения Израиля и построения Халифата, они могут получить в руки неприятнейшую синичку – секулярный Иран. Так что от «оси зла» вполне может отломиться ещё один важный кусок.

Может ли Иран в отместку за выход США из ядерного договора с ним, ударить по Израилю серьёзно, притом не обязательно своими руками, но с помощью Хезболлы и Хамаса? В принципе может, и к этому надо быть готовыми. Но такой сценарий крайне маловероятен – нет у самих врагов Израиля достаточных сил для серьёзного удара, даже принимая в расчёт 150000 ракет Хезболлы. Ирану и их друзьям определённо не придут на помощь верные, или называющие себя верными, союзники. Это в полной мере проявилось утром 10 мая, когда Израиль ответил на прямую ракетную атаку Ирана в ночь на 9 мая, ставшую, в свою очередь, его ответом на решение президента США и последовавшее вслед за ним обращение главы правительства Израиля к своему народу. Явно не готов Иран к вооружённой конфронтации с Израилем, а, тем более, с США. А его союзники, поддерживающие его во всей варке этой «каши», определённо не готовы варево расхлёбывать.

Признаюсь, когда я услышал о ракетной атаке Ирана против Израиля, произошедшей вслед за выступлением президента США, я думал, что глава правительства отменит свой визит в Москву. Это был его девятый, а вместе с шестью приездами туда прошлого президента Израиля, пятнадцатый визит в Россию высшего руководства Израиля. Многовато получилось, притом за это время не проявлялось хоть какой-то смены политики России, хоть какого-то намёка на нейтральность, не то, что поддержку в арабо-израильском конфликте. Не принёс мне радости и вид премьера с чёрно-оранжевой ленточкой в петлице, и его участие в чисто пропагандистском мероприятии под названием «Бессмертный полк».

Печаль моя, однако, подразвеялась, когда пресс-служба ЦАХАЛа сообщила, что упомянутым выше утром 10 мая на территории Сирии были атакованы более 50 целей, в том числе ряд радаров сирийских ПВО. При этом отмечалось, что большинство ударов было нанесено по базам, штабам и разведывательным подразделениям сил "Эль-Кудс" иранского "Корпуса стражей исламской революции". Подобный урок всем идёт впрок, сколь бы российские, например, комментаторы не ставили под сомнение успешность военной операции Израиля.

Не помешал, следовательно, приезд, выглядящий в моих глазах как ненужный поклон, ответить достойно, обучающе, от всей души, так сказать. А может в чём то и помог? А. Пионтковский 11.05.18 написал: «Президент России - чуть ли не единственный человек в высшем российском военном и дипломатическом руководстве, совершенно не зараженный антисемитизмом. За это израильтяне должны благодарить своего соотечественника Анатолия Соломоновича Рохлина (Детского тренера по дзюдо будущего президента России ) … Я бы сказал, что в ситуации, которая сейчас складывается на Ближнем Востоке, Анатолию Соломоновичу должен быть благодарен не только Израиль, но и, может быть, прежде всего, Россия».

Не могу согласиться с маститым автором, поскольку убеждён, что израильтянам, да и россиянам в упомянутом Пионтковским контексте, следует быть благодарным в первую очередь Армии обороны Израиля. Правильнее даже сказать - себе, научно-техническому потенциалу своей страны, ясному пониманию её руководством сложившейся ситуации и отношению к лозунгу "Это не повторится никогда!" не как к красивой фразе, но как к нерушимой клятве, данной абсолютным большинством граждан страны. Здесь лежит ключ к осознанию особенностей нынешних отношений высшей российской власти к сравнительно маленькому государству. А не в ухищрениях спортивного тренера, или соседки, которая отлично готовит фаршированную рыбу. Анализ уроков, преподанных Германии во время ВМВ2 показывает, что Россия не может себе позволить сейчас и намёка на роскошь властного антисемитизма. Этот фактор поважнее всяких Ротенбергов работает, хотя и они в меру сил помогают.

В той же статье А. Пионтковский отметил, что, после выхода Соединенных Штатов из ядерной сделки с Ираном, серьезная конфронтация на территории Сирии между Израилем и США с одной стороны и Ираном с другой неизбежна. Я же не удивлюсь, если описанной конфронтации не будет, как уже отметил выше. Не то сейчас соотношение сил в мире.

Не могу не привести поразившее меня глубочайшим уважением к Израилю высказывание, на которое натолкнулся в сети: «У президента России сложная задача. На войну с Израилем он не пойдёт, но и сдаваться просто так не хочет. Значит, будет тихо уходить с "достоинством". Кто бы мог подумать о таком всего лишь тридцать – сорок лет назад? Читая, я испытал чувство глубокой гордости, почти такое же, как от сообщения о вчерашней победе Нетты Барзилай на Евровидении.

12.05.18 Иерусалим

Мирон Я. Амусья,
профессор физики